А вдруг совру?

Белой волею был рождён...
А у тёмной остался в пасынках.
Иль в подёнки судьбой взведён?
Иль в следы от засохшей пасоки?
Следом тащится ветер зол...
Норовя плёткой пятки выстегать.
А во мне-то - скелет, мосол,
Да мясцо... чай, на том и выстоял.
Волком лютым не стать уже,
Хоть и выл иногда в бездолии.
Стать его мне не по душе,
А другой, уж не знаю, стою ли?
И царапан, и рван, и бит...
Да зализан давно прощением.
То ли крестник я у Харит...
То ли мифам я развлечение.
Сети, крючья, да батоги
По спине погуляли вволюшку...
Но и каты мне не враги -
Всем свободы хватает в полюшке..
Мир во тьме, или тьма в миру...
Знать не мне... о себе-то ведаю ль?
Спеть о лучшем? А, вдруг, совру?
Чей я избранный... тьмы ли... света ли.

ПОДЁНКА
Женский род
Насекомое, живущее недолго, от нескольких минут до нескольких дней.


27.10.2017

Краткий анализ стихотворения «Подёнка»
Тема. Внутренний конфликт лирического героя, его поиски самоидентичности и места в мире. Через образ подёнки (насекомого с коротким жизненным циклом) раскрывается тема быстротечности жизни, испытаний и экзистенциальных сомнений.
Основная мысль. Человек проходит через боль, удары судьбы и внутренние метания, но сохраняет ядро личности («скелет, мосол, да мясцо»). При этом он не обретает чёткой самоидентификации: не знает, «чей избранный… тьмы ли… света ли», колеблется между образами волка, мифического героя и ничтожного существа.
Композиция.
7 строф с неравномерной рифмовкой (перекрёстная, парная, холостая), создающей ощущение рваного дыхания.
Движение от внешнего конфликта («ветер зол», «сети, крючья») к внутреннему («знать не мне… о себе;то ведаю ль?»).
Финал остаётся открытым: вопрос о принадлежности к «свету» или «тьме» не получает ответа.
Средства связи предложений:
Анафора («Иль в…», «То ли…», «Да…») — подчёркивает череду сомнений.
Повторы («выстоял», «выл», «стоит») — акцентируют упорство и боль.
Контрасты («свет»/«тьма», «волк»/«крестник Харит») — отражают дуализм мироощущения.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами исповеди. Преобладают размышления о судьбе, самоанализе, а не повествование.
Средства выразительности:
Метафоры: «следы от засохшей пасоки», «ветер зол… плёткой пятки выстегать», «зализан прощением».
Эпитеты: «волк лютый», «бездолие», «засохшая пасока».
Олицетворение: «ветер норовя плёткой…».
Архаизмы/просторечия («мосол», «мясцо», «батоги») — придают тексту грубоватую искренность.
Риторические вопросы («стать его мне не по душе…?», «чей я избранный…») — усиливают драматизм.
Стиль. Художественный, с чертами философской лирики. Смешение высокой («Хариты», «избранный») и сниженной лексики («мосол», «рван») создаёт эффект исповедальности.
Символика:
Подёнка — метафора краткой, но напряжённой жизни.
Волк — образ дикой, неприручённой сущности.
Хариты (богини красоты в греческой мифологии) — намёк на связь с высшим, но недосягаемым началом.
«Тьма»/«свет» — дуализм бытия, отсутствие чётких ориентиров.
Настроение. Трагическое, но не безысходное: герой сохраняет стойкость («на том и выстоял»), хотя и не находит ответов.
Итог: стихотворение представляет собой экзистенциальный монолог о хрупкости человеческого существования, борьбе с судьбой и мучительном поиске самоидентичности. Образ подёнки становится ключом к пониманию хрупкости и одновременно упорства лирического героя.


Рецензии