Знало ль заранье?

Чисто дитя...
Полушутя,
С полуплачем
Круг новый начат.
А сколько их было - и не сочтёшь.
А сколько будет?
Правду и ложь -
Всё соберёшь
Мерной чашей...
И станешь старше.
Но это, по правде, ни о чём...
Живёшь-то в блуде.
В церкви свящён,
В грех облачён
По макушку...
Помнишь церквушку
Где, вроде, хозяином назван Бог?
С Христа ль убудет,
Коль страж не строг?
Хотел - не смог...
Оправданье.
Знало ль заранье?

27.10.2017

Заранье - ;заранок (2) • ;утро

Краткий анализ стихотворения
Тема.
Духовные искания, противоречивость человеческого бытия: столкновение святости и греха, взросление как череда циклов, осмысление жизненного пути.
Основная мысль.
Жизнь — череда повторяющихся циклов («круг новый начат»), в которых человек балансирует между святостью («в церкви свящён») и грехом («в грех облачён»), между правдой и ложью. При этом внешнее соблюдение обрядов не гарантирует внутренней праведности («С Христа ль убудет, / Коль страж не строг?»).
Композиция.
Вступление («Чисто дитя…»;–;«И станешь старше»): мотив цикличности жизни, взросления.
Центральная часть («Но это, по правде, ни о чём…»;–;«По макушку…»): контраст святости и греховности.
Кульминация («Помнишь церквушку…»;–;«Оправданье»): вопрос о подлинной вере и ответственности.
Заключение («Знало ль заранье?»): открытый финал, намёк на предопределённость.
Тип речи.
Лирическое размышление (внутренний монолог) с элементами повествования.
Стиль речи.
Художественный, с чертами философской лирики. Используются:
церковно;славянская лексика («свящён», «грех», «церквушка»);
разговорные обороты («ни о чём», «хотел;–;не смог»);
риторические вопросы («А сколько будет?», «С Христа ль убудет…»).
Средства связи предложений.
лексические повторы («круг», «церковь/церквушка», «грех»);
анафора («А сколько…»);
парцелляция (короткие фразы, обрывистые мысли);
синтаксический параллелизм («В церкви свящён, / В грех облачён»).
Средства выразительности.
Метафоры: «круг новый начат» (цикл жизни), «мерной чашей» (суд/испытание).
Антитезы: «правда и ложь», «свящён;–;облачён в грех», «хозяином назван Бог»;–;«страж не строг».
Эллипсис: «Хотел;–;не смог…» (усиливает драматизм).
Архаизмы и церковная лексика: «свящён», «церквушка», «грех» (создают религиозный подтекст).
Риторические вопросы: подчёркивают сомнение и поиск ответа.
Звукопись: аллитерации на «ч» и «ш» («чисто», «чашей», «церквушку») создают приглушённый, задумчивый тон.
Размер и ритм.
Свободный стих (верлибр) с нерегулярной рифмовкой. Ритм имитирует разговорную речь, внутренние паузы усиливают рефлексивный характер текста.
Общая тональность.
Меланхоличная, исповедальная. Лирический герой переживает разлад между внешним обрядом и внутренним состоянием, осознаёт повторяемость ошибок и неопределённость будущего («Знало ль заранье?»).


Рецензии