провозвестие Рамакришны. гл. 6

ГЛАВА VI.

Монистическая веданта утверждает, что истинное «Я» не имеет привязанности ни к чему: удовольствие, страдание, добродетель, порок – одинаково не могут задеть его никаким образом. Они, задевают  только тех людей, которые думают, что их душа – это то же самое, что тело.

Да, радость и страдания, счастье и несчастье – вещи, которые нельзя отделить от тела.

Тело человека и условия его жизни есть результат прежних действий человека. Поэтому человек должен нести с собой тело до тех пор, пока не окончится влияние его прежних действий. 

Но что бы ни чувствовало тело, находящееся под влиянием наслаждения и страдания, будет ли оно радостно или несчастно, истинно религиозный человек одинаково богат духом, одинаково богат знанием (джняной) и любовью к Богу (бхакти). 

Нарендра начал петь:
1. В храме сердца обитает вечная Истина. Когда  же погрузимся мы в море её красоты, дабы вечно зреть её исполненные славы прекрасные формы?
2. Под видом бесконечной мудрости Господь войдёт в мою душу. Беспокойный ум, полный изумления, будет искать убежища у его благословенных ног. Бессмертное блаженство, подобно воплощённому нектару, поднимется на небосводе души.
3. При виде Тебя, мы безумеем  от радости, как чакора[58] становится безумной при виде луны.
4. О Царь царей! Нет никого подобного Тебе. Ты всё благо и весь мир. У ног Твоих, о возлюбленный, я предам себя Тебе и так достигну цели своей жизни.
5. Даже здесь я буду наслаждаться небесным блаженством; где найду я столь великое счастье?
6. О Господи, перед  Твоей чистотой и совершенством все грехи исчезнут, как рассеивается темнота перед светом.
7. О, зажги в моём сердце свет горящей веры, укрепи её прочно, как полярную звезду, и исполни этим, о друг кротких, моё единственное желание. День и ночь тонут в блаженстве Твоей любви.
Я забуду самого себя, достигнув Тебя.
(О, когда же это придёт?) 

Медитируйте на Боге, на единственном вечном Бытии, Знании и Блаженстве, и вы также будете иметь это блаженство. Это существо, состоящее из знания, и блаженства, всегда здесь. Мы только затемняем и закрываем его от себя своим невежеством. Чем меньше ваша привязанность, создаваемая чувствами, тем  больше ваша любовь к Богу.

Но в действительности Бог как Абсолютное и Бог-Творец – одно и то же существо. Абсолютное Бытие-Сознание-Блаженство (Брахман) и есть всезнающая, всеразумная и всеблаженная Мать вселенной. 

Абсолютное Бытие-Сознание-Блаженство, недифференцированное, представляется дифференцированным во множестве, и различные имена прилагаются к Нему, согласно различным проявленным силам. Это объясняет, почему Он имеет много форм. Отсюда же вытекает, то, что пел подвижник: «О, моя Мать Тара[60]!  ты есть всё, даже всё это». Где есть действие, такое, как созидание, охранение, разрушение, там есть Шакти, или сознательная энергия. Но вода есть вода, всё равно, спокойна она или волнуется. Единое, абсолютное Бытие-Сознание-Блаженство есть также вечная сознательная энергия, которая создаёт, охраняет и разрушает вселенную.

Чистые бхакти и джняна одно и то же
Бхагаван (продолжая смеяться): – Но, что бы вы ни говорили, вы должны знать, что чистая, бескорыстная преданность Богу (бхакти) и чистое бескорыстное стремление к знанию (джняна) – одно и то же, их цель одна и та же. Гладок и лёгок путь преданности, ведущий к Богу.

Бхагаван сказал: – Нарендра, Ракхал и Бхаванатх – это нитьясиддхи (люди совершенные с самого рождения). Им не  нужно никакого обучения. Если они проходят через какое-нибудь обучение – это уже лишнее для них. Вы видите, что Нарендра никогда не думает ни о чьём мнении о нём. Он ехал со мной на днях в коляске Вишванатха, и он совсем не обратил внимания, когда его попросили сесть на лучшее место. Кроме того он никогда не показывает мне, что он что-нибудь знает, чтобы я не стал хвалить его перед  людьми. У него нет Майи, никакой привязанности к вещам. Он имеет такой вид, точно он свободен от всех цепей. Для одного человека он имеет даже слишком много даров и благородных качеств. Он очень вежлив со всеми и вполне владеет своими чувствами и он сказал мне, что никогда не женится, а будет вести чистую жизнь. Это очень хорошо. Я всегда перехожу в самадхи, когда вижу его. 

Наш характер образуется сообразно с тем обществом, в котором мы постоянно находимся; мы невольно выбираем такое общество, которое находится, в гармонии с нашим характером. По этой причине парамахамсы (совершенные души) любят находиться в обществе невинных детей, так как ум у детей чист и незапятнан мирскими стремлениями и интересами. 

Человек должен практиковать садхану (упражнения благочестия) для того, чтобы достигнуть истинной бхакти. Человек должен иметь страстное стремление к достижению истины;  он должен собирать все свои умственные силы и сосредоточивать их на Боге. Но познание Бога не приходит так легко; оно требует очень длительной садханы.

Человеческая душа – это дитя Бога, но она не знает этого и поэтому живёт, как будто бы она  была смертной (то есть как овца по сравнению с тигром); но когда, по милости своего гуру, человек почувствует свою истинную природу, он станет свободным от всякого страха и достигнет совершенства. Поэтому я говорю вам: когда приходит милость гуру, всякий страх исчезает. Он может сделать так, что вы будете знать, кто вы и что вы в действительности. И вам останется очень мало делать для себя после того,  как вы получите эту милость. Вы будете тогда способны отличать реальное от нереального и чувствовать, что Бог есть истина и что мир нереален. 

Ученик: – Где я должен медитировать на Боге?
Рамакришна: – Сердце есть самое лучшее место. Медитируйте на Нём в  своём сердце.


Рецензии