Дневник Иры Р. 1948-49гг. - XVIIч

Фото: напрашивалось какое-либо фото Оренбурга конца 40-х годов, тем более, хлебозавод №1, на который попала Ира, до сих пор "привязан" к колоритному зданию красного кирпича (постройки 1903г.) - паровой мельнице купца Василия Юрова. Но новые обстоятельства жизни (г.Чкалов, погода, расстояния), появление в дневнике персонажей "мужеского полу", использование шифра в рассказе об этих встречах, американские фильмы, наконец - заставили сделать неочевидный, но вполне обоснованный выбор в пользу фото оригинальной афиши американского фильма "Трудный путь" (1943г.) - как метафора трудного пути и в жизни, и в поисках самой себя, "встречи" двух миров: "своего" и "чужого", "женского" и "мужского". Тем более, у этого фильма такой замечательный слоган: "There are two sides to every story - and every woman!". Фраза, которая не нуждается в переводе...



12 февраля 1949г.    1 час дня  (суббота)
                г. Чкалов     (9.5.9.7.10.15.ж.10.11)

   Сколько можно написать всего: как я доехала, как во 2 день своего пребывания в г.Чкалове я с девчатами обмеряла весь город вдоль и поперек пешком, как нашли квартиру, какие в г.Чкалове з-ды, улицы, люди, дома, погода, хозяйка и пр. пр...
   Нет! Все-таки - это просто счастье ездить в другие города, видеть какое где население, обычаи, улицы, кино, театры, сады...
   И вот мы на последней практике в г.Оренбурге, опять в другом незнакомом городе, но пройдет неск. дней и мы будем знать город, как и г.Ижевск. Летом здесь очень хорошо, зелень, но сейчас холод в -20 (зима...) [ по архивным данным, 13-14 февраля 1949г. в Оренбурге будет под -30, а 15.02 вообще - - 34,6 ]. Холод и ветер!!
   Поезд из г.Свердловска вышел на 11 часов позднее, т.е. в 11 вечера 8.2.49г. В последний раз мы сидели на свердл. вокзале. Катя, Галя, Эля, Нина, Валя К., Шура, Элина и Нинина мама, моя Нина [сестра] и др.
   В вагоне №6 мы заняли очень хорошие места (целое купе). Мы с Шурой на 2-х полках, а Нина и Эля на нижних, но правда мы все менялись. В нашем же вагоне сидел тот "синьор", которого мы видели на свердл. вокзале. Никогда не знаешь, что может быть впереди. Разве я думала, что вот с этим-то "синьором", на которого мы все обратили внимание на вокзале. Еще наша Нина говорила: "симпатичный, на меня смотрит".
   И вот с этим "молодым человеком - симпатичным" (черными кудрями и усиками) я познакомилась. - Его зовут Сергей, вышел он раньше, чем мы (раньше на ночь и день), т.е. он ехал с нами ночь и день до 3-х часов...
   Вечером в наше купе еще пришли 2, с одним мне опять пришлось познакомиться - с Сашей. Он 13.11.2.   14.Ч.2.11.6.  4.14.11.1.10.В.8.7.3.Я!!!   Особенно 5.7.16.6.9.10.   8.    з.5.6.16.
 Я  2.13.5.   15.10.7.10.    3.В.14.8"      10.15.1.2.3.
Написала 2.13.5.    з.10.4.8.3.9.5. на В.14.9.з.10.7.2. ...
Я з.10.    эти 15.11.8.      4.14.х.5.15.2.7.10.
Я В.7.ю.7[?].8.7.10.3.ь.    в   14.6.2.8.х.
С  3.10.ш.2.8".    13.16.    3.13.14.я.7.8.    в    12.10.13.6.5.1.2.   ...
Короче говоря - ехали хорошо.

[ в свое время мне понадобилось порядка десяти минут, чтобы прочитать то, что спрятано за цифрами. Наивный девичий шифр. Вспомнил, насколько замысловатые шифры сочиняли мы с друзьями в классе 6-7. Замысловатые, с нашей точки зрения, конечно. И решил, что пока не буду давать расшифровку - а вдруг, кто захочет сам всё это прочесть).
  Расшифровка текста:
Он мне очень понравился.
Особенно улыбка и зубы.
Я ему дала свой адрес.
Написала ему записку на вокзале.
Я за эти дни похудела.
Я влюбилась в обоих.
С Сашей мы стояли в тамбуре...

А после названия города в начале дневниковой записи от 12 февраля написано шифром слово - "кукладжан", загадочно и непонятно, сейчас уже при помощи интернета пришёл к выводу, что это армянское слово, обозначающее куклу или просто маленькую хорошенькую девочку, похожую на куклу. Выстраивать концепции психоаналитического толка или что-то похожее в этом духе не буду. Оставим эту маленькую тайну нераскрытой). ]. 
 
В г.Чкалов приехали в 8 часов вечера 10.2.49г. Вещи мы сдали в камеру хранения, ночевали в гостинице (при вокзале). Очень хорошо!
   С утра 11. мы ходили в трест, где нас разделили на разные заводы - мы с Элей на 1 х/з, а Шура с Ниной на 2 х/з. И весь день - 11 февраля - мы оббегали весь Чкалов пешком за неимением трамваев, троллейбусов. Город хороший - но зимой холод!!! Все улицы перепутались в голове. Они были узкие, кварталы короткие, центр, правда ничего, хороший!!
   Но материальное положение плохое в магазинах ничего нет из продуктов и промтоваров ничего нет.
   В заводе нас приняли неплохо. Квартира у тети Хадэси [ имеется в виду, наверное, Хадиса  - имя, арабское по происхождению, но популярное у татар ] не очень далеко от завода, а Нина с Шурой совсем в противоположной стороне города. Но мы решили все время встречаться - каждое воскресенье. Сегодня мы ночевали у Нининой хозяйки на Ивановском переулке. А мы поселились на улице Дубицкого, 51.
   Сейчас надо сходить на х/завод.


14.2.49г.

   Сегодня первый день ходили на х/з. Обошли весь завод. Он очень грязный, так мне показалось по сравнению с теми, какие я видела в Н-Тагиле, г.Ижевске. Завод в 70 тн, на нем 8 печей ХВ. Опрокидыватель подъемный, на 1 этаже мес., делит. [ скорее всего, имеется в виду месительное и делительное отд.], печное отделение. Руководитель у нас зав. лаборат. Еще приехали из г.Уфы 2 девочки. - Валя и Рэна. Очень хочется домой, не хочется ходить на з-д. Да еще такой холод - ужас! В г.Свердловске так хорошо, а здесь центр далеко, да еще диплом на уме.
   Сейчас написал домой и М.К. письма, где все подробно написала о себе и г.Чкалове...
Эля ушла в баню.
Вчера смотрели все четверо кино - "Трудный путь".


18.2.49г.

Сегодня мы с Элей не ходили на х/з. Я угорела, встала, мне сделалось плохо, я упала - мне терли виски, давали нюхать нашатырный спирт, поили кислым чаем, кипяченым молоком и т.д. На завод мы не пошли, а пошли в город. Погода была хорошая. Зашли на базар, сходили в кино, посмотрели "Башня смерти" - страсть! Были на почтамте, писали письма... Я послала письма Нине, Миле Ч, Але Р. и Ире Чупиной...


Рецензии
Чувствуется, как она взрослеет... Эта практика уже воспринимается совсем по-другому, деловитее, что ли... И новое место осваивается быстрее, кажется, что от общего к частному: сначала окинуть взглядом, а потом рассмотрим подробнее. В магазинах в тот год ещё не густо, и это мягко сказано...
Но вот на что я обратила внимание, и почему вернулась к записям на этих страницах дневника. (Возможно Вы догадались...). Теперь, зная о судьбе Иры, я внезапно вспомнила именно эти строчки о том, что ей сделалось плохо, якобы из-за того, что она угорела. А не были ли это первые звоночки болезни, которая обернётся преждевременной кончиной?..
Конечно, этого не узнаешь, но все проблемы, тем более связанные со здоровьем, обнаруживают себя постепенно.
И размышляя над судьбой Иры, понимаешь, каким роковым оказалось распределение её, совсем юной, в Туркмению. Можно сказать из сдержанно-северных районов на расплавленный, как сырок "Дружба" юг. Да, солнечный!.. Туркмению так и называли - Солнечная Туркмения. И Дыни, выращенные там, таяли во рту. Но лучше бы туда съездить по турпутёвке.
Вот зачем, по сути, северных девочек было распределять на такой "крайний юг"?..
И ведь, отказываться было не только не принято, но и нельзя. Да, и романтика! Зов неизведанного... Что она понимала в этом? Да, и кто из нас бы в столь юном возрасте глубоко задумывался и о таких возможных последствиях, как проблемы со здоровьем?..
Конечно, болезнь могла бы настичь, где угодно. Но так и напрашивается, что резкая смена климата, часового пояса, влияние другого образа жизни не могло не сказаться на хрупком ещё организме, тем более, девочка росла и формировалась в военные голодные годы.
Хочется только надеяться, что время, отпущенное Ире и проведённое в Туркмении, всё же радовало её и впечатлениями, и первыми успехами в работе, и новыми встречами... Как хочется верить, что она чувствовала себя счастливой.
А дневник? Судя по записям, с которыми мы познакомились, она вряд ли перестала их вести. Просто другие записи остались там в Туркмении. Забирая её, наверняка, в спешке, возможно, прямо из больницы, домой - а путь предстоял неблизкий - папа, понимая весь ужас положения, не придавал значения "мелочам" (мог и не знать о них). Время подхватило и унесло странички её дневниковых записей, как и страницы её жизни...
Мне очень жаль...

Ирина Букреева   31.10.2017 08:19     Заявить о нарушении
Распределение после окончания вуза или техникума - это был суровый и необходимый закон устройства жизни в советское время, а тем более, в послевоенный период. Вспоминаю, что сам был первоначально распределён в г.Фрунзе, нынешний Бишкек, и кто мог тогда предположить, что спустя буквально несколько лет это будет уже "заграница". Потом что-то там не состыковалось и распределили уже окончательно в г.Уральск (Казахская ССР). Но, то ли к счастью, то ли к сожалению, не задержался и там. Видимо, кого-то "своего" решили всё же пристроить на это место. Успел узнать, что практически у каждого преподавателя кафедры (куда я был распределён) есть своя отара в соседнем с городом совхозе))...Вот не довелось мне стать отаровладельцем).
Надеюсь, что до болезни Ира успела порадоваться жизни и встретить ещё немало хороших людей. Жаль, что судьба отвела ей такой небольшой срок жизни. Но, верю, что не обделила счастьем...
Спасибо, Ирина, за сопереживание...

Михаил Фокс   31.10.2017 22:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.