Ольга Верн. Обзор стихов-победителей 265-269 ном

Ольга Верн. Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/tarakan1


Обойдусь без введения. Приступим к делу, товарищи!)
1.Василий Толстоус "В большой квартире никого..." http://www.stihi.ru/2017/07/05/10110 
***
В большой квартире никого.
Идёшь по комнатам, и эхо
несётся, ухает вдогон
и повторяет: «Надо ехать!»
Но ты молчишь, а эхо вновь
талдычит: «Надо ехать, надо!»
В просторной спальне тени снов,
и две подушки спят, не смяты.
В прихожей тоже пустота.
Небрежно сложенные вещи
на неожиданных местах,
они видны сквозь слёзы резче,
и понимаешь: всё не так.
И то, что едешь в ночь – пустое,
и что пакуешь вещи – вздор.
От крика, выплеска – до стона
один ненужный разговор.
Курить не надо, это вредно, –
ах, Боже мой, какая чушь.
Луна дрожит монетой медной,
совсем не ведающей чувств.

«Надо ехать, надо!» - вспомнилось нетленное киношное: «Надо, Федя, надо!»
И для меня вся серьёзность текста стала исчезать.
Сравнение Луны с монетой слишком общеупотребительное. Скажу прямо – штамп. Забейте в поиск Гугла: «луна, как медная монета». Посмотрите на результат.
___

2 Ольга Домрачева. синее. http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917
в сине-синем лесу даже воздух синь.
в кроне птаха выводит: «фью-фью-синь-синь».
я не вижу её, но наверняка
она тоже си-ня-я.

и вовсе не птица – лобастый налим.
вокруг долговязые водоросли,   
из коих, надёжно икру схороня, 
притихшая рыба глядит на меня.
в глазах её хищных такая тоска
синяя-синяя.

о, господи, мне бы крыло иль плавник,
чтоб выпорхнуть, выплыть из синих глазниц,
из синего леса – кромешного сна.
очнись, меня нужно сейчас же спасать.

в округе небесно-синей
ти-ши-на.

и ряской несметной плывут облака,
их в клочья кромсает не снасть рыбака,
не громкая воля скупого творца –
актиния
раскинула жгучие щу-паль-ца.

В фантазии автору не откажешь. Прочитала с интересом как фонетический изыск. Долговязые водоросли понравились.
Не очень легло это усечённое «иль», оно какое-то сейчас почти архаичное.
Ещё момент: налим – пресноводная рыба, актиния живёт в море. Ряска – на поверхности стоячих вод. Ассоциативный ряд размывается. Но это если не вдаваться в реализм. А мы не будем вдаваться. Может быть, здесь, вообще, общепланетарный взгляд. Любопытное стихотворение. Не стандарт.
___

3. Михаил Эндин "Я вижу..." http://www.stihi.ru/2017/07/24/7768
Я вижу дом, за ним невдалеке —
река, но я не буду о реке,
поскольку мне не видится она
от глади вод до илистого дна.

Я вижу дом и улицу — по ней
вышагивает множество людей
спешащих ли, спокойных ли вполне,
равно сегодня интересных мне.

Я вижу дом и солнце — над рекой,
над улицей, над домом, надо мной...
Должно быть, есть связующая нить,
способная в одно соединить

на части распадающийся мир.
...а нынче я его соединил...

Первую строфу я бы убрала вовсе. Если вы не будете говорить о реке, тогда зачем упоминать о ней в третьей строфе? Нелогично. Вы скажете: «Я вижу дом и солнце –
НАД рекой…» Значит, остальное вы видите лучше, а река, раз она не видна до глубины, не заслуживает внимания? А солнце чем заслуживает? То есть его вы, как раз можете как следует обозреть? В общем, за реку обидно.) Как же тогда соединить распадающийся мир, исключив из него реку, глади вод и илистое дно? Всё это и есть мир.
А так стихотворение без всякого ущерба для смысла может начаться со второй строфы.
«Атгладивот до илистого дна» - вот так у меня прочиталось вслух. К тому же плохо стыкуются стоящие рядом глухие и звонкие согласные. Их лучше разбивать гласными.
Звукопись в стихах не последнее дело.

___

4. Юрий Семецкий. Шекспировские трагедии с эпилогом. http://www.stihi.ru/2017/09/20/934
Джульетта

В кафе "Звезда столичного балета"
назвал, талант шекспировский ценя,
подвыпившую барышню Джульеттой.
Она в ответ: плохая, мол, примета.
И убежала в страхе от меня.

Дездемона

Раздался стук, когда, скучая дома,
пытал смартфон командой речевой.
Открыл. А на пороге Дездемона,
совсем одна, и даже без ОМОНа.
Я дверь захлопнул. Мало ли чего. 


Леди Груох Макбет

Я убеждён — однажды в бездну канет
шальная память, что меня корит
за то, что жил с Груох, как на вулкане,
и пил со страху, помня о Дункане.
Они же, англичане — дикари.

Эпилог

Живёшь, играешь роль, ершишься как бы,
но всё равно не ладится в судьбе:
джульетты, дездемоны, леди макбет,
все норовят урвать в финальном акте
кусок, что предназначен был тебе.
А повести всё пишут, пишут, пишут,
трагедии полны печальных сцен,
где изначально оптимизм излишен,
где ролью управляют Силы Свыше,
и уменьшают жизненный процент.
06.07.2017-20.09.2017

«Мало ли чего» - здесь я улыбнулась. К сожалению, один раз.
У меня есть подружка – библиотекарь. Она тоже пишет стихи. И все стихи на литературной основе. Вроде бы интересно, но читать быстро надоедает. Вторично же.
А хочется «почвы и судьбы» по Пастернаку.
Эпилог мне видится как отдельное стихотворение.
Как бы-Макбет – хорошая рифма. В общем, эпилог лучше получился.
Я бы сказала, что он уравновешивает иронию.
Я бы стёрла всё, что сверху, эпилогу дала название и хорошее самодостаточное стихотворение оставила.
___

5. Елька 22 В Печорах http://www.stihi.ru/2017/09/07/6944 
На коленях приблудная кошка.
За окошком густой снегопад.
Чадно дышит лампадная плошка
…даже зимы в стране невпопад.
Мне ли злиться?!
Ругая погоду,
монастырский унылый уклад;
ожидала, бывало, по году,
как родные судьбу порешат.

Не Анхен, просто Аннушка,
племянница царя,
послушна воле матушки
стоит у алтаря.
Карета мчит в супружество,
дорога далека,
да герцогу недужится –
споили дурака …

Ах, Анна Иоановна,
в семнадцать лет вдова,
училась жизни заново –
Митава не Москва.
Скрепляют родословные
чужих земель делёж…
А ей бы – платье новое,
и замуж невтерпёж.

Всея Руси державная
курляндская душа
нежданно и негаданно
на царствие взошла.
Бесхитростная женщина,
обид хлебнув сполна,
то набожна, то бешена,
как вся её страна.
Невесёлые мысли о прошлом
настигают в печорской глуши.
Догорел каганец заполошно,
бродит кошка в дремотной тиши.
Третьи сутки – метелит дорожки…
Сани ждут отдохнувших коней.
Неуютно стареющей кошке,
будь ты трижды сиамских кровей.

Я запуталась в лицах. Вначале речь идёт от первого лица: «Мне ли злиться?!» «Ожидала».
Затем переход к третьему лицу – Аннушка стоит у алтаря и т. д.
Подумала, может быть, это рассуждения автора в начале или воспоминания Аннушки?
Скорее второе. В общем, ретроспектива пошла…
А ежели я буксую в тексте, то теряю нить повествования.
Иоанновна не с двумя ли «н»? К сожалению, нет времени перечитывать историю и проверять есть ли где фактические неточности в тексте. Надеюсь, автор серьёзно подготовился, когда писал стихи. В этом смысле по содержанию доверюсь автору.
Я бы вводила такие тексты в школьные учебники. Серьёзно.
По ним историю интересней учить и не скучно.
Кошка удачно закольцевала стихотворение. Особенно, последняя строка.+
___


6. Савитур Джай "И звездята на крыльях бесятся" http://www.stihi.ru/2017/09/10/8129
моей семье посвящается.

Не поверишь…
Обычным облаком
Рисовалось, да так, что ёкалось
И молитвенных слов отрывочных
Приплеталось.
— А видишь около…
Словно ангел и крылья светятся,
И звездята за перьями бесятся!
— И луна пятаком свежеломанным…

— Ну-ка спать, полуношные клоуны! –
Это бабушка просит: – Потише...
Живо спать, новолунные мыши!

(Разве можно беспечно каникулы
Пролежать, не скучая о времени?)
И смотрелось, и в сердце «аукалось…».

В сентябре: 5 на 5 – сочинения
И письмо на деревню – соскучились…

…а сегодня сестричка Алёнушка,
Обнимая Иванушку младшего,
Рисовала про кущи и падших
На вселенской… из облачной каши.

Звездята? Хм… Ну это комично звучит... Для детских стихов самое то.)) А это вроде взрослое. Если воспоминания о детстве, то тогда надо менять стилистику.
Мне кажется, что введение в текст слов «молитвенных», «кущи и падших», «вселенской» - просто попытка придать вес стихотворению.
«Луна пятаком свежеломанным». Как рифма к клоунам хороша, но по сути свежеломанной может быть ветка, например. Или рука, не дай Бог…
А свежесть к пятаку применить… слишком натянуто. Только что сломанный, но не свежеломанный, так я думаю.
Сверху подборки Луна уже была монетой (стихотворение № 1). А здесь пятак.
А ещё Луна бывает похожа на сыр. Это всё, что нужно знать о Луне.
Сумбурное впечатление. У меня от этого текста ёкается и аукается.
Значит, запомню.)

___

 7. Юрий Семецкий. Всё решено, и правда в мире есть. http://www.stihi.ru/2017/09/20/6326
Всё решено, и правда в мире есть.
Но не дано быть искренней, свободней,
и не возможно истинную весть
найти в рутине или в подворотне.
Куда привычней устаревший бред,
где парой слов воздвигнуты гробницы,
а каждый чих воспет и перепет
не славы для, чтоб временно забыться,
привлечь минутный чей-то интерес,
при случае похвастаться знакомым,
и на себе поставить жирный крест,
а на итог смотреть, как на икону.


Стихотворение всё чётко объясняет.
Вопрос «как жить» отпадает сам собой. ))
Две финальные строки спорны по смыслу, но так даже интересней.
Буду думать… буду работать над собой.
То есть, автор заронил зерно сомнения…
___

8. Якушев Павел "Ультрафиолет" - http://www.stihi.ru/2017/09/15/2786 
Люди ищут, где слаще, так повелось испокон.
Только он не в себе и не жаждет познать уют.
Он купил пистолет, чтоб отпугивать стаи ворон,
Что кружат, и кружат, и садятся, и сердце клюют.
А напротив - она, и не против вступить в контакт.
Говорит и горит бессмысленно, как фейерверк.
Жизнь её - не праздник, а скорее со смертью пакт,
аргумент за пределами вменяемых атмосфер.

Он смолит исступлённо, сигаретный отсасывает яд
из душевной раны, сплёвывает его в густую пыль.
В голове облака, мысли без остановки летят...
Только тлеет неумолимо под оболочкой фитиль.
Она теребит серёжку, правая мочка уже в крови
и она ощущает себя, как натурщица неглиже.
На вопрос своего случайного визави:
- Ты счастлива? - отвечает рассеянно: - Что? Уже?

Он крепок и горек, как аутентичный швейцарский абсент.
Не рассчитав, она пьянеет с пары глотков.
Её имя - Марго, а его, как ни странно, Винсент.
Этот гвоздь программы вгоняет её в глубь веков.
Он не ультрас, но в глазах у него фиолет,
а подсолнухи в поле ночном желты и свежи.
Если тьма сгустилась, значит скоро рассвет.
Если смерть бродит рядом, значит сгущается жизнь.

Сложно заверчено. Лексика богатая.
Я продиралась сквозь пакты, аргументы, вменяемые атмосферы, мочку в крови и аутентичный абсент. Но текст помогает читателю, он даёт подсказки, что жизнь – не праздник, а после тьмы будет рассвет. Прямо от сердца отлегло.
И картины Ван Гога мне по душе.
___

9. Николай Бошинцев "Избранники осени" http://www.stihi.ru/2017/08/17/4878
на далёкой окраине
нашей долгой страны
ни ковчега ни рая нет
только слёзы да сны
мир до срока не ждал его
но в руинах седин
он вернулся из давнего
он явился один

спозаранья как встарь его
поднимает с колен
белолунное марево
ясносолнечный плен
и бредёт он как водится
всё по небу да влёт
да спаси богородица
до скончанья поёт

соблазнить его запросто
всё старались зазря
наваждения августа
черепки сентября
он печаль белоснежную
оттеняет с лихвой
то ли смертной надеждою
то ли верой живой

путь от сердца до старости
свет прекрасен и пуст
застилает усталостью
остывающих уст
что сбылось не сбылось они
умолчат дотемна
мы избранники осени
нам невеста она

Здесь хороший звук и напевность в тексте присутствует. Вы, наверное, имеете отношение к музыке?..

Мне Анненский припомнился:

Эх, заснуть бы спозаранья,
Да страшат набеги сна,
Как безумного желанья
Тихий берег умиранья
Захлестнувшая волна.

В общем, спозаранья – это полиричнее, чем простонародное «спозаранку».
А мы же в 21 веке живём, мы же напрочь забыли, как там раньше писали в 19-м.
Вот текст и напоминает по стилю и словарю, а заодно затрагивает глубокие религиозные темы, что сейчас актуально. Я бы сказала, что даже в тренде.
___

10. Змей Горыныч  Атирис. http://www.stihi.ru/2017/09/22/782 
У горизонта снова восходит Ра,
Крошится камень, стукает долото.
Фразы хвалений – мертвый и тусклый прах
Против движений тонких твоих перстов.
Это не время – лишь перезвон колец,
Не скорпионы – волны твоих кудрей…
Здравствуй, Атирис, вечной любви венец,
Стук сумасшедший сердца в груди моей.

Очи затмили царственный Альтаир…
Помнишь касаний волю и кандалы?
Помнишь, родная, мы открывали мир,
Мы поднимали грани его из мглы.

Мы основали главную из основ…
Мы понимали, жизнь – паучок в траве.
Помнишь, кружили стаи волшебных снов?
Помнишь, родились четверо сыновей?

Что угадают дети речных низин?
Даже богами нас наречет народ.
Лики из камня сточит песком хамсин
В головы кошек, птиц, обезьян, коров.

Что возвеличат? Раны жестоких битв?
Камни империй? Золота праздный сор?
Вечная слава эхом в гробницах спит,
Путает имя – Херу, Хатхор, Хатор…

Глупые дети – кто их о том просил?
Я вспоминаю ровно наоборот:
Как мы растили дерево Иггдрасиль,
Впрочем, не помню, может быть и Сфирот…

На иероглиф ночи падет покров,
Спудом пустыни смысл истирая в бред.
Кто разгадает в таинстве вбитых слов
Просто записку… В ней о любви к тебе.


Хорошо написано. У меня нет замечаний по тексту. Писать вы умеете.
Но это тема сложная для меня.
А сложно, потому что понять до конца текст можно, только лишь прочитав Древнеегипетскую книгу мёртвых, знать мифологию – египетскую и германо-скандинавскую, каббалу… И ещё понять что с чем соотносится.
До этого я ещё не добралась, ну, просто невозможно всё прочитать.
И даже не знаю, когда доберусь. В следующей жизни, наверное.
Редкий читатель может быть энциклопедистом. Я, например, могу с полной уверенностью повторить известное: «я знаю, что ничего не знаю».
Теперь-то уж точно.)
Но я себя утешаю тем, что нужная мне информация придёт в своё время.
Но этот текст очень выделяется из общего потока. Даже не самой темой,
а стилем, который напоминает медитативную лирику.
Да, стихотворение такое, что мимо не пройдёшь...
И оно мне нравится.
___

11 Василий Толстоус "Чтоб выгнать прочь тоску и безнадёгу..." http://www.stihi.ru/2017/09/06/6655
***
Чтоб выгнать прочь тоску и безнадёгу,
скажи портрету друга просто так:
«Привет, браток! Давай кутнём немного,
и жизнь откроем с чистого листа.
Возьмём палатку, удочку и спички,
и в ту страну, которой нет уже,
пусть увезёт пустая электричка
двоих седых, подвыпивших мужей.
Мир за окном не важен, ведь мы едем!
Порой вопим от счастья, со слезой, –
всё оттого, что, в принципе, мы дети,
и что взрослеть нам вовсе не резон.
Глаза в глаза, где нету задней мысли,
и так проедем целый мир насквозь:
и ты, и я – пускай наш путь исчислен
от пункта Жаль до станции Авось».
Ты ахнешь: «Брат, ну что ж так жизнь сурова?»
Но он смолчит, кивая в такт словам.
Что слаб один, когда он без другого, –
пословица, наверное, права.
А друг молчит всё так же грустно, строго,
на фото он моложе и брюнет.
Он за тобой прошёл бы все дороги,
но вот беда: его на свете нет.


Напоминает тексты советских бардов. В общем-то, это всё «уходящая натура».
Наверное, я сегодня не дождусь современных стихов…
___


12. Гера Шторм "Тайные веды" http://www.stihi.ru/2017/09/25/7452
*Гера выводит на скатерти тайные веды - Юрий Семецкий*


Гера выводит на скатерти тайные веды.
Их разгадать могут только небесные силы.
Мне бы хотелось узнать всё, но Гера просила
не задавать ей вопросы, и я молчу.

Скинув беспечно свои бирюзовые кеды,
Гера, забравшись в уютное кресло с ногами,
снова затеяла спор со своими богами.
Видно, о важном... Не глядя на алычу,

ту, что я горкой насыпал на белую скатерть.
Гера не то, чтобы любит её, но не против
съесть пару солнечных ягод, и плавно "о спорте"
переключить монолог мой - на диалог.

Не задевая "болючее" о невозврате.
Спорт - часть меня, а для Геры, давно уже в прошлом.
Хоть до сих пор мы последствия дней тех итожим,
рады - бывает и хуже. Она в потолок

больше не смотрит часами. Не бьет и посуду.
Стойко выносит уколы, смеётся и шутит.
Бегает в парке с собакой. В такие минуты,
кажется жизнь, без сомнения, удалась.

Гера относится к жизни, как к главному чуду.
Яркие ялики, лайнеры, птиц - оригами
ладит из фантиков. Споря о рифмах с богами.
Веды выводит свои на ладонь стола.

По сюжету очень долго разбиралась что, для чего и зачем…
Потому что зависла над вопросом: как можно выводить на скатерти тайные веды? Знаки можно.
А веды – это сборник древних священных писаний индуизма на санскрите.
Здесь я чувствую неточность. Всё-таки, знаки, наверное, а не веды.
Самое запоминающееся место про алычу, горкой насыпанную на скатерть. Солнечные ягоды очень хорошо визуализируются. Такие детали, как говорится «вместо тысячи слов».
___

13. Юрий Семецкий. Не проснулся от счастья. http://www.stihi.ru/2017/09/25/3440
У подъезда раскидистый клён
ежедневно воркует с рябиной,
он всей плотью в соседку влюблён,
и то шепчет ей листьями он,
то коснётся ветвями любимой.

Рядом с клёном раскинулся двор,
полем битвы его наречём мы,
там с друзьями ходили в дозор,
каждый рыцарь, а прочее вздор,
и домой уходил огорчённый.

Распушил перед девушкой хвост,
так ведь подле рябины росли мы,
а во мне: то святой Феогност,
то взорвусь и летаю средь звёзд,
каждый раз засыпая счастливым.

Время вышло, и Шар голубой
ловит космос разверзнутой пастью...   
И я вижу свой двор под собой,
и у гроба стоящих гурьбой...
Я вчера не проснулся от счастья.

Юрий, я с удивлением увидела в вас лирика. Впечатление очень хорошее.
По мере чтения, оно усиливалось. Я подробнее напишу.
«Как бы мне рябине к дубу перебраться»… Это первая ассоциация.
И она мне вначале помешала. Я подумала: «Ну вот, опять песни советских композиторов, клён, естественно, с рифмой - влюблён…» Читаю дальше.
Детство. Дворовые игры. И вдруг снова рябина.
У меня всплывает в памяти песня, которую пел детский хор:


То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной навек любимый,
Где найдешь еще такой...

И тут меня, реально, накрывает… Первая ассоциация, видимо, тоже не случайно у меня возникла.
Песни-то из разных временных пластов. И здесь они сошлись, как эпохи.
Дальше. Герой стихотворения (или вы сами, неважно… Нет важно!) распушил перед девушкой хвост, понятно, и рябина (это я вернулась наверх, проверила) с клёном, как эти – девушка с парнем пропечатались уже визуально. И опять всё идёт в логической сцепке, более того, концентрация мысли и образов настолько плотная, что, открывая одну строку, открываешь дверь в другой время по нарастающей хронологии: религия, атеизм, полёты в космос, Гагарин… Шар голубой он увидел первым, а Лермонтов, гениально, угадал вид сверху: «спит Земля в сиянье голубом». Потом смерть Гагарина, считай взорвался на самолёте… Но даже если это не брать, а просто герой говорит про себя, что его швыряет из стороны в сторону:

а во мне: то святой Феогност,
то взорвусь и летаю средь звёзд,

можно увидеть самоиронию, что всегда симпатично в авторах. В общем, хоть улыбайся, хоть плачь, настолько всё точно.
Здесь я ещё не все нитки размотала… Стихотворение многослойное. При этом простое, что я больше всего люблю.

Время вышло, и Шар голубой
ловит космос разверзнутой пастью...   +++ Три жирных плюса. Вот это да…
У меня нет слов. Тут уже опять два абзаца надо писать. Но надо закругляться.

Финал убил наповал. Совершенно неожиданный финал и совершенно точный.
Я несколько раз перечитала, ну придраться можно только к звуку: наречёммы»
Слиплись эти «м», ну Бог с ними.
Отличная вещь, вот что вы написали.
___


14. Николай Бошинцев "Чужедальний романс" http://www.stihi.ru/2017/09/06/10161
Чужая кровь стучит в мои виски,
Чужая жизнь как будто на исходе.
Я позабыл о собственной свободе
В плену чужой навязчивой тоски.

Чужие люди – вот моя родня,
Чужой позор саднит чужую славу,
И потому, забрав своё по праву,
Чужая боль не мучает меня.

Чужое небо стелет мне пургу,
Чадит огонь в конце чужой дороги,
А у огня стоят чужие боги,
И я в свой рай поверить не могу.

Костюм с чужого странного плеча
Я износил, себя изображая...
Грустит вдали любимая чужая,
Но рядом с ней горит моя свеча.


Я понимаю, что это приём усиления – неоднократное повторение слов.
Но мне мешает, так как, я уже всё поняла с первой строфы. И у меня возникло впечатление, что мне что-то навязывают, пытаясь убедить.
Единственно, что не угадала финал. А это плюс тексту. Финал мне понравился.
Вот ещё непонятно: «Чужой позор саднит чужую славу». Не смогла представить, как чужая слава может испытывать саднящую боль от чужого позора. Человек может, а слава?
___


15. Ольга Королева. Снежная Королева http://www.stihi.ru/2017/09/30/5922 
Ты не едешь и не пишешь.
Нарастает счет обид.
Посыпая снегом крышу,
Ветер мартовский гудит.

Чтоб не сгинуть в эту стужу –
Тоже стану холодна:
Платье – вьюга снежных кружев.
Бровь, как веточка, черна.

Но под зимнею одеждой
Все равно горю свечой.
В сердце мартовском надежда
Наст ломает горячо.

Справа снег течет, и слева.
Жаль – жила лишь пять минут
Ледяная Королева.
И стекла до капли в пруд.


Может быть «истекла до капли в пруд»? Истекать можно до капли. Стекать тоже можно, но всё равно слышится «истекать», так лучше слитно написать.
К сожалению, текст очень заштампован.  Жаль… Таких много. Знаете, как уходить от штампов? Вначале решите: вы хотите писать, как все или как вы?
Потом, если вы находите какой-то образ, проверьте, погуглите, может быть, он у кого-то уже был. Снежные кружева уж точно у каждого второго автора. Одежда с надеждой. Совсем битая рифма. И так далее.
___

16. Гера Шторм "Планета" http://www.stihi.ru/2017/09/26/7410 
Они говорят: нет Бога.
Но ждут постоянно чуда,
а сами его не могут
придумать. Странные люди...

Они говорят о штампах,
а я не врубаюсь в это.

Обрезали провод лампы
с плафонов в виде планеты.

Наверно они хотели
проверить на профпригодность
меня. Я не знаю цели.
Возможно, у них так модно...

И стала планета чёрной.
И стало темно в квартире.

Однажды, один учёный
сказал: нет Христа в просвире
и врут нам, что тело Божье
вкушаем мы с этим тестом.
Но я ощущал всей кожей,
Бог там, где находит место.

Но это я просто, к слову.
К тому, что услышал позже,
о том, чем был мозг мой взорван,
о том, что я что-то должен
толпе доказать и людям,
отдельным от серой массы.

Наверное, речь о чуде...

Сейчас расскажу нюансы:

Я взял изоленту, вилку
и провод скрутил у лампы.
В розетку воткнул, покликал -
Горит! Мне опять про штампы...
Мол, всё плагиат - не боле.
Мол, штампы, увы, не редки.
А мог бы ты в чистом поле
зажечь её без розетки?

Ну, тут я слегка смутился.
Подумал, прерву беседу,
"закон дуракам не писан"...

И в дверь позвонил соседу,
сказал, полюбуйся, Лёха,
как лихо я - изолетной!

Он, морщась, отрезал - плохо!
Добавив мне: сто процентов
плафон твой - обычный шарик
стеклянный, а не планета.
И в скрутке шнуров - не шаришь
совсем ты. Потом отметил:
Мол, это же так избито,
так делает каждый первый.
Вот взял бы к примеру, битум
и склеил, потом проверил:
горит ли твоя планета.
А лучше на узел разом
связать. Ну, а изолента
у всех есть! Не повторяйся.

И я вдруг подумал, может,
пошли они, к терапевту...
А дома, я крикнул: Боже,
Ты видишь мою планету?
И он мне ответил: - Вижу.
Чего ты орёшь так, чадо?
Ведь я же намного ближе
чем думают все, я рядом.


Здесь плюсы – живой язык, неравнодушие к теме, эмоциональность и авторское отношение.  Простота изложения. Мне нравится простота, а что наворачивать-то?

Я вспомнила сразу стихотворение Юрия Дулесова «Изолента». И оно покороче:

Промокли ботинки, местами потёрто пальто,
в дырявом кармане ни цента на рюмку абсента.
Ты вдруг понимаешь, что самое вечное — то,
что наспех обмотано синей тугой изолентой.

Падут государства, рассеется прах пирамид,
погаснут светила... И бог, матерясь от бессилья,
как всеми забытый старик, терпеливо сидит,
латая прорехи в мирах изолентою синей.

Вернёмся к вашему:
Обрезали провод лампы
с плафонов в виде планеты.   
Здесь неточность: плафоны в множественном числе, планета у нас 1 шт. Следовательно, правильнее будет «планет».
«Добавив мне» - прочтите вслух. Шершавая строка. Очень на ней спотыкаешься, а темп у вас динамический. В таком длинном стихотворении темп терять нельзя. Вообще, всё на слух проверять лучше.
Отметил-первый – ни разу не рифма. У меня тоже бывают плохие рифмы, но я не пишу стихи для конкурсов. Так что, не обессудьте.
Шарик-шаришь – однокоренная рифма. Считается слабой.
В общем, стихотворение лучше сократить, а то долго технология описывается. А сама задумка интересная. И главное, при всей лохматости, в нём драйв есть и ваше Я.
И по мировоззрению вы на светлой стороне жизни, что импонирует.
А мастерство придёт со временем.
___

17. Василий Толстоус "Зелёный лист на ветви клёна сник..." http://www.stihi.ru/2017/09/13/10528
***
Зелёный лист скукожился и сник,
его готов сорвать остывший ветер.
А рядом не страницы ветхих книг –
листва слетает наземь безответно.
В ленивом вихре кружится метель
из листопада с шорохом и пылью.
Открылась даль невидимых путей,
и значит, скоро птиц осенний вылет.
Полгода одиночества в стране
без солнечных лучей и птичьих трелей
пройдут бесцельно, словно бы во сне,
и точно в срок окончатся в апреле.
Ни телевизор, ни хрустящий снег,
ни скрип коньков по льду застывшей речки,
не отвлекут от грусти по весне
и жажды жить её нескорой встречей.
А холод ночи, голые леса,
в безмолвии скрипящие от стужи!
Во сне ветра касаются лица,
а, кажется, хотят проникнуть в душу.

Пейзажное, философское и очень типичное. Устаревшая стилистика.
Старая добрая классика. Подобное уже в прошлом было. Опять 19-20 вв.
Телевизор только затесался.
Две финальные строки хорошие.
Они как-то немного согревают всё такое привычное и по мысли, и по изложению.
Очень много авторов пишут в традиционной манере…
___

18. Елька22_Перекати-поле http://www.stihi.ru/2017/10/02/5984
В поле ветер, в поле ветер,
кроманьонцы, гой еси!
Невзрослеющие дети –
пескари и караси.

В поле ветер, в поле ветер,
растревожена душа,
люди просят «дайте песен!»,
да не платят ни шиша;
ни слезинки, ни улыбки,
ни краюшки, ни мерси…
Носит ветер, плачут скрипки
от Шумера до Руси.

Бродит музыка по свету,
разгоняя звуком тьму,
непонятная эстету,
неподсудная уму.

В поле ветер, в поле ветер…
Оглушает пустота,
небо будет мне – свидетель:
не спасает красота.
В поле ветер, в поле ветер
перекатывает шар…
Люди, я за вас в ответе
от Синая до Стожар.

Ух! А это задорное, разухабистое, частушечное. Можно сказать, переработанный фолк. Автор берёт быка за рога с первых строк. Сумасшедшая энергия!
Вопрос: кто в ответе за людей? Ветер, музыка или шар? Я запуталась.

Бродит музыка по свету,
разгоняя звуком тьму,
непонятная эстету,
неподсудная уму.

Очень яркое место. Блеск! Это можно петь и повторять. Хотя опять же… не совсем ясно. А почему эстет не понимает эту музыку, какой же он эстет тогда? Или музыка особая, или она народная, а гнилая интеллигенция, как обычно, далека от народа? Но строфа впечатывается в мозг сразу. Сильно запоминается.
Очень живое стихотворение, очень… Оно такое нахальное. По-хорошему. Типа – нате!
И шапку оземь.
___


19. Галиаскарова Елена "Имя её" http://www.stihi.ru/2017/09/29/5569
шепот кругом и тени
в поле пустынный дом
тихо скрипят ступени
ворон шумит крылом

кукла сидит на стуле
смотрит во тьму зеркал
взгляд её словно пуля
рот искривлен в оскал

имя её загадка
в маске играть легко
сети тревожно-сладко
брошены далеко

Не впечатлилась, увы. Вообще, мимо. Текст подходит для плейкаста.
Это так называемая «сетевая поэзия».
___

20. Николай Бошинцев "Ода кошачьему хвосту" http://www.stihi.ru/2017/09/05/7722
кот сер а борода его седа
ему идёт седая борода

когда-то он мгновенью потакая
взмахнул хвостом от края и до края
и времена исчезли в никуда
ему идёт седая борода

и хвост его в надире и зените
вопрос таил вы люди извините
пора лакать чудесные миры
как знать коты небесные хитры

он видел всё что будет впереди но
хвостом связал пространства воедино
и всё что с миром станется потом
до мелочей продумано котом
он предварил творение по праву
он белый мяу чёрный рыжий мяу
кот здесь и борода его седа
ему идёт седая борода

Похоже на песню за счёт рефрена. Но так… не смогла удивиться.
«Кот сер» – очень плохо звучит.
Я покрутила строчку: сер кот – ещё хуже.
Кот сэр?)) Кот сера борода…
Не… серый кот звучит благозвучнее. Но он не воткнётся по ритму.

и времена исчезли в никуда
ему идёт седая борода

Повтор про бороду здесь лишний, выглядит случайным, не стыкуется по смыслу с предыдущей и последующей строкой, просто вставка.

___

21. Борис Балицкий. "Вона как..." http://www.stihi.ru/2017/09/29/5195
Она молчала много лет -
сбывалось давнее пророчество.
А он с собою говорил, горланил песни, водку пил.
Спасаясь тем от одиночества.

Она не знала что он есть.
А он её искал отчаянно.
Искал по запаху волос, по вкусу губ, по каплям слёз.
По звёздам шёл к её молчанию.

И длилось это сотню лун.
Ссыпалась вечность мелким крошевом.
А он всё шёл, глядел-искал,
и матом в голос поминал того кто знал, но не сказал.
Где для него назначенное брошено.

На зорьке жёнин мягкий бок
пробудит главные инстинкты.
На предложение его,
она хихикнет:- да иди ты.
И он пойдёт курить.
Потом.
Пока она с ковшом и тазом.

Он будет тёплый дым глотать,
лениво что-то вспоминать,
не вспомнит, выстрелит бычком,
и припечатав всё плевком,
потянется и выдохнет:- Зар-р-раза!

"..с добрым утром, любимая..!"


Здесь текст делится на две части. В первой части герой говорит книжным языком, усиленным поэтическими красивостями. Собрано всё самое романтическое и проходное: пророчество, одиночество, запах волос, капли слёз, звёзды, сотни лун, вечность…
Дальше резкий переход: «На зорьке жёнин мягкий бок». И мы опускаемся на землю. Возможно, такова и была задача автора. И язык меняется: хихикнет, иди ты, с ковшом и тазом, зар-р-раза. Но тем не менее, герой находит для любимой слова. Тема журавля в небе и синицы в руках. Но главное, любовь, конечно. И текст сваливается в банальность.
Сама идея очень интересная. Но воплощение всё испортило. Потому что в первой части избыточный романтизм, а во второй избыточная бытовуха. Последняя строка не спасает. Такому тексту очень бы подошла ирония – для обеих частей.
___

22. Николай Бошинцев "Задачка для Мерлина" http://www.stihi.ru/2017/09/02/3058 
Кто работает небом – является для,
Тот, кто тлеет – цепляется за.
У него на веку долговая петля,
Каждый шаг его взят в железа.

Он бы рад от земли – высоко-далеко,
Да споткнулся о камень в груди...
Довести до петли человека легко –
Ты его до любви доведи.

Обратите внимание на шероховатость: тот, кто тлеет… мне тяжеловато было прочесть. У меня обострённый слух, простите. Я мучаюсь из-за этого.
Впрочем, при декламации можно сделать паузы, отделить эти т/к…
Это я себя утешаю.

Как хороши две финальные строки! И с ними не поспоришь.
Здесь, конечно, авторский призыв в повелительном наклонении, что не очень хорошо для стихов, так как отдаёт проповедничеством. Мне один критик сказал, что афоризмы в стихах тоже не рекомендуются, а это по сути афоризм.
Ну так, якобы, считается, что надо читателю дать самому сообразить, подвести его к мысли, а не готовое вкладывать.
То есть в поэзии лучше показать, а не объяснить.
Но эта мысль спорная. Есть поэзия прямого высказывания.
Сила её в убеждённости автора в своей правоте. Здесь я вашу точку зрения разделяю.
(В этой жизни умереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней ©)

Эти строки:

Довести до петли человека легко –
Ты его до любви доведи.

очень значимые! Особенно, сейчас в такое наше сложное время.
За них отдельное спасибо.
___

У меня два первых места получается: за «Атирис» и за «Не проснулся от счастья».
Они, конечно, очень разные и сравнивать нечего. Но я хочу поддержать Юрия Семецкого, потому что он меня удивил и растрогал. Юрий, вы выходите на другой уровень в своём творчестве. Я так рада этому. Расставайтесь с постмодернизмом, это просто развлечение на чужом материале. В этом стихотворении, которое я отметила, вы – настоящий.

Мой выбор:
1. Юрий Семецкий. Не проснулся от счастья. http://www.stihi.ru/2017/09/25/3440
2. Змей Горыныч.  Атирис. http://www.stihi.ru/2017/09/22/782
3. Елька22. Перекати-поле http://www.stihi.ru/2017/10/02/5984

Четвёртого места нет, но я бы отдала его этому стихотворению:
Николай Бошинцев "Задачка для Мерлина" http://www.stihi.ru/2017/09/02/3058

В этом конкурсе мне немного не хватило современного материала, сегодняшнего языка, ощущения текущего времени, личного присутствия авторов в стихах, но мне было интересно. Всем спасибо.


Рецензии