Заветы Игната

Старовер Игнат Некрасов стал единственным непримиримым наследником донской вольности и основателем отдельного казачьего движения – «некрасвцев».
Эти люди столетиями хранили верность заповедям вольного человека и христианина названных ими «Заветы Игната».
После смерти Игната дата которой неизвестна,  его последователи, целых 245 лет прожили вдали от Руси сохранив свой язык и культуру.
«Заветы Игната» , это некрасовская конституция, она включала более 170 статей собранных в рукописную книгу.
В ходе бесконечных боёв и переселений этот уникальный документ русского народовластия был утерян. Сохранившиеся заветы записаны Федором Тумилевичем в хуторе Ново-Некрасовском Краснодарского края 4 июля 1940 года со слов Шашкина Семена Фотиевича родившегося в Турции на Майносе в 1847 и проживавшего  в России с 1912 года,  бывшего атамана Войска Кубанского, а так же других стариков.

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде(торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключен только между членами общины. На мусульманках не жениться.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его.
11. Наживать добро  только трудом.
12. За разбой, грабеж, убийство – по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабеж на войне – по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Что бы  салтан против нашей воли казаков на службу не брал.
16. Сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает и казак на казака не работает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старины.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым открыто помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь нуждающимся следует делать в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником
или походным атаманом – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать ее по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками – смерть.
35. За измену войску, Богохульство – смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети.
Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне с Расеей в своих не стрелять, а палить через головы. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от
атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» -
высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги –
казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга – изгнать, а то и убить как
бунтовщика или еретика.
48. Каждый казак должен владеть каким либо ремеслом
49. Никоновских попов не принимать
50. Не платить десятину московскому патриархату.
51. Чтобы церквы не закрывались в Турции;
52. Чтобы колокольный звон не запрещался;

Все путешественники посещавшие некрасовцев отмечали у них чистые дома и их поголовную грамотность .
Друг Герцена и адвокат старообрядцев Василий Кельсиев пытавшийся вести революционную пропаганду среди староверов разных толков посетил  Майнос в 1863 году. Он рассказывал в своей статье «Русское село в Малой Азии» (журнал «Русский Вестник», т.63, 1866 г., стр. 431), еще и  о необычайной честности, царившей в поселении некрасовцев: "Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же кладут ничком и точно так же заставляют поклониться в землю со словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой-нибудь старик».
Кельсиев передаёт ответ его собеседника казака-некрасовца на вопрос: «Не претит ли их совести биться с донцами?
-А мы с ними и не бьемся, мы через них палим, и они через нас. Как можно нам с ними биться.
-И они не стреляют в вас?
-Прилику только делают что стреляют, а казак казака никогда не тронет. Скачет на нас да и кричит, не трож! Мы палим, и он палит, а убивства нет. Как можно, мы свои.
Я не поверил было Кузьме, но после все некрасовцы, с которыми я толковал, подтвердили мне, что действительно казаки не бьются с ними.
-Ну, а с Москалем бьетесь?
-С москалем бьемся, и Москаль с нами бьется. Москаль не казак, Москаль аскер (солдат), он другое дело».
Очевидно к середине 19 – го века изначальная вражда с донцами забылась и возобладала общеказачья солидарность.
В заветах однако не упоминается, что Кубанское казачье войско в самом своём начале  отличалось участием женщин в казачьем круге. Женщины имели право совещательного голоса. Часто их выступления на кругу удерживали казаков от скоропалительных решений.
Очевидно, этот обычай не сохранился ко времени составления «Заветов Игната».


Рецензии