Уход булавинцев на Кубань

...А привыкать вам, донским казакам к бою-подвигу,
Ой да, к бою-подвигу супротив царя да супротив бояр.
Ой да, привыкать нападать на царевы полчища.
Ой да, мы царю же не сдадим вольной вольницы,
Ой да, за Булавина отдадим свои буйны головы.
Да не убить же царю да славный род людской,
Ой да, постоим же за правду грудью-кровью мы.

Пели булавинские повстанцы.
Широко известно о переселении на Кубань запорожских казаков верных России в 1791 -92 годах.
Но мало кто знает о том, что Первое кубанское войско начиналось на 100 лет раньше. Небольшие отряды донских казаков-старообрядцев Маныцкого и Пахомова искали спасения от никониан на земле крымского хана.
Изначально отношения донцов и кубанцов были  не дружественными. Хотя и те и другие происходили от одного корня. Кубанцы уходя на территорию Крымского хана были вынуждены искать у него покровительства и участвовать в его военных операциях.
Булавинское восстание и его подавление создало сильное Кубанское войско враждебно настроенное к России. После него люди осознавали себя уже не донскими казаками, а как отдельное "Великое войско Кубанское", в глазах которого «Дон» скурвился - променяв старую веру и свою вольность на царское жалованье.
Кубанцы ощущали себя продолжателями истинного религиозного и политического духа казачей вольности. Последователи одного из лучших булавинских командиров Игната Некрасова были лидерами в создании, новой кубанской самоидентификации как наиболее сплочённая и имеющая собственную идеологию группа. Они объединили и поглотили  старые группы казаков уже давно проживавших на реке Кубань и привели сюда новое население враждебное  никонианской  церкви и самодержавию.
Игнат Фёдорович Некрасов атаман станицы Есауловской был самым успешным, верным и последовательным командиром повстанцев в ходе  восстания 1707-1709 годов. Так Некрасов взял штурмом город Царицын(современный Волгоград) и установил там казачье самоуправление. Идя на Пензу  и узнав о гибели Булавина в результате измены  Некрасов развернул войско, и пошел разбираться в Черкаск, но по пути был атакован хорошо вооруженными и превосходящими в численности царскими войсками, потерпел  поражение и что бы избежать полного уничтожения увёл оставшиеся три тысячи  казаков на Кубань, которая тогда  принадлежала вассалу Турецкой империи - Крымскому ханству. После чего ещё почти 30 лет был  непримиримым врагом российского самодержавия.
Крымский хан Каплан-Гирей (1678—1738) хорошо принял  повстанцев. Он сам потерпел незадолго до того поражение от  горских черкесов и надеялся на  поддержку пришедших  в случае нового нападения.
Некрасовцы поселились на южном берегу Таманского залива, там где сегодня расположена станица Сенная. Они стали называть себя по имени вождя "игнат-казаки, а местные татары прозвали их на свой манер "ин'ад-казаками" , что значит -  упрямые.
И хан и турецкий султан  Ахмед Третий (1673 - 1736) осознавали, что принимая в подданство донских повстанцев они бросают вызов России.
Один из пунктов Константинопольского мирного договора от 3 июля 1700 года запрещал  сторонам принимать в свое подданство чужих "природных" подданных.
И в царском манифесте от 22 февраля 1711 года по случаю объявления войны Оттоманской Порте в числе "неправостей" со стороны султана упоминалось  и принятие к себе  некрасовских бунтовщиков.


Рецензии