Ограбление земного бессмертного

ОГРАБЛЕНИЕ ЗЕМНОГО БЕССМЕРТНОГО

(О чём не говорил Конфуций)

В году двадцать седьмом с девизом Цянь-луна правленья (1)
Купец Шэ из Ханчжоу сад разбил вблизи кургана,
Когда же занимались озера все очищеньем,
Нашли два глиняных печатями закрытых чана.

Решив, что что-то есть там, Шэн велел их распечатать.
В одном из них даос, сидевший прямо, оказался,
Крестообразно поджав ноги, мирно улыбался,
Как бы пытаясь тайны сердца глубже внутри спрятать.

А ногти тело обвивали с целый чжан длинною
Три раза. При какой династии он жил, спросили.
Даос не отвечал, а покачал лишь головою,
И слов его сухие губы не произносили.

Поили чаем, но тот пребывал всё в отреченье,
Купец его стал потчевать отваром из женьшеня,
Даос не говорил, был как бы в сосредоточенье,
А на купца смотрел немного с чувством снисхожденья.

Купец подумал, что бессмертный, оставаясь в теле,
Всё совершенствует себя путём так очищенья (2),
Но до сих пор ещё он не достигнул своей цели,
Идти всё продолжает вверх дорогой восхожденья,

Поэтому велел даоса в чан закрыть, как прежде.
Купца раб, сорванец, везде похвастаться любивший,
Взял ножницы, питая редкость обрести надежду,
Обрезал ногти все даосу тайно, чан открывши,

При этом он нечаянно поранил ему руку,
Кровь свежая пошла, глаза даоса увлажнившись
Слезами, выражали сожаление и муку,
Упал он мёртвый, весь в сухие кости превратившись.

В «Истории южных династий» (3) в «Жизнеописанье»
Рассказ о том есть, как сама природа оживала:
Один разрыл могилу, а в ней девушка лежала
В гробу, когда открыл он крышку, та пришла в сознанье,

Сказала, что она - Цзян-чэн, Бессмертная Земная,
И чтоб её он не поранил и был осторожным,
Увидев золотой браслет на ней с узором сложным,
Тот руку отрубил ей, драгоценность похищая,

Пошла кровь, девушка в сухие кости превратилась.
И в древности, и в наши дни события бывали,
Как эти, где судьбы даоса с девушкой совпали,
Как и потом в истории Ван Юань-мо (4) то случилось.


Пояснения

1. Двадцать седьмой год под девизом правления Цянь-луна – 1762 г.

2. Бессмертный совершенствует себя путём очищения – По даосским поверьям, человек, стремящийся стать бессмертным, культивирует себя в процессе очищения от житейской скверны.

3. «История Южных династий» (Нань ши) – история династий Сун, Ци, Лян, Чэнь (420 -589), составленная историком Ли Янь-шоу (VII в.).

4. Этот случай есть в жизнеописании Ван Юань-мо, как это видно из биографии сановника династии Сун (период Лю Чао – VI в.). В рассказе о Ван Сюань-мо содержится именно такой эпизод. Позднее, во время маньчжурского владычества Ван Юань-мо был переименован на Ван Сюань-мо.    


Власов Владимир Фёдорович


Рецензии