Добро и доброта

        В.Гроссману писателю.               
                ***
                Идея вечного добра
                Не плод фантазии убогой,
                Не мысли праздная игра,
                А благо общее от Бога.

                В устах пророков и гуру
                Всеобщность обрела границы,
                И безграничному добру
                Пришлось сужаться и дробиться.

                Сейчас в истории – пора,
                Когда – приходится признаться –
                Добро теряет лик добра,
                Став знаменем племён и наций.

                Религий, партий, стран и рас;
                И вот – добром своим кичится
                Уж всякий клан и всякий класс,
                Чтоб перед Богом отличиться.

                «Моё добро – важней всего;
                Моё – есть сила и свобода.
                Твоё ж е – враг для моего
                И зло для моего народа.

                Моё добро – его пою;
                Ударюсь в ложь, прибегну к чуду,
                Чужое – растопчу, убью,
                Чтоб утвердить своё повсюду.

                Для христиан и их добра,
                Для их духовного здоровья
                Язык гигантского костра
                Метался в мгле средневековья.

                Во имя Господа Христа
                Жгли ведьм, еретиков и книги;
                А чтоб душа была чиста,
                Носили язвы и вериги.

                Наш Никон, обновив закон,
                Карал сурово и угрюмо
                Врагов его – как думал он –
                Единоверцев Аввакума.
 
                Боясь духовной пустоты,
                Они, спасаясь от расправы,
                Бежали в дальние скиты,
                Своё добро считая правым.

                И за добро идей чужих
                В гражданскую шёл брат на брата,
                И с голодухи мёр мужик
                От блага пролетариата.

                С добром нордических идей
                Знакомы все не понаслышке:
                Промышленный забой людей,
                Освенцемы, бараки, вышки,

                Кровавый мрак расстрельных рвов,
                Газовни, душегубки, печи,
                И тьмы калек, сирот и вдов,
                Смутивших разум человечий.
               
                И ныне добрый дядя Сэм
                Бомбил Белград не шутки ради,
                А чтобы нам напомнить всем –
                Его добро – сродни награде.
               
                Бери, как самый ценный дар,
                Служи ему, минуя риски.
                Не хочешь? Получи удар
                И первый номер в чёрном списке.

                И джихадист, к земле припав,
                Аллаху помолясь, наверно,
                Считает, что он добр и прав,
                Срезая головы неверным.

                И всюду частное добро,
                Вступив в борьбу за превосходство,
                Явило злобное нутро
                И исказилось до уродства.
               
                Зло всюду рвётся напролом;
                Оно сейчас царит покуда;
                Недаром жизнь означил злом
                В своих ученьях древний Будда.

                В них, всяк рождённый, осуждён
                Страдать и мучиться заране;
                А счастлив тот, кто не рождён,
                Или блаженствует в нирване.

                Так зло с добром в клубке хитро
                Сплелись, враждуя бесконечно;
                Но, коль есть вечное добро,
                То зло, что рядом, тоже вечно?
               
                И будут распри, как всегда,
                И гибнуть старики и дети?
                Лишь после Страшного Суда
                Добро воцарствует на свете.

                Теория добра суха –
                Спесь мудрецов её сгубила;
                Осталась только шелуха.
                А где ж  зерно? Оно же было?

                …Утратив общности черты,
                По зёрнышку, минуя уши,
                Частицей тихой доброты
                Оно запало в наши души.

                Ах, доброта – она проста,
                Таясь во тьме – куда ж ей деться -
                Она невинна и чиста,
                Как совесть нежного младенца.

                Добра застенчивая дочь,
                Небесным верная заветам,
                Она спешит другим помочь,
                Совсем не думая об этом.

                Она беспечна, как волна,
                Что со скалой бежит сразиться;
                Она мала, порой вредна,
                Как часто в баснях говорится.

                Она смиренна и глупа,
                Порой до крайности наивна,
                Порой безумна и слепа;
                Она почти интуитивна.

                Она – незримый визави,
                Судья, когда мы путь свой метим,
                Она в естественной любви
                К родному очагу и детям,
               
                К земле, зверью, цветам, траве;
                Мы, с ней страдая, правду ищем;
                Она при нас в делах, молве
                И в помощи больным и нищим.
               
                Её храним для наших чад;
                Мы с ней идём навстречу бедам,
                Щадим врага, чьё место – ад,
                И хлебом делимся с соседом.

                Злу ни за что не сладить с ней:
                Чем меньше, тем она просторней;
                И чем бессильнее – сильней,
                Чем незаметней, тем упорней.

                Она живёт сама собой,
                Она не обладает речью;
                Но, утеряв её, любой,
                В себе теряет человечье.

                Пока у каждого из нас
                Она живёт в душе незримо,
                Смысл нашей жизни не угас,
                И, значит, жизнь непобедима.
                *****
               
                Август  2015г.               


Рецензии