Марш Грига

 Лека еще не был школьником, но не боялся оставаться один.Он знал – в доме угроз нет, чужим не открывать,газ и розетки не трогать, на балкон не выходить, взрослые вернутся непременно, они люди занятые – надо понимать, в случае чего-то  немедленно бежать к доброй соседке тете Пане. Правила были просты, Лека рос ребенком послушным, не проказливым, родители ему доверяли, он ценил это. Оставаться одному даже нравилось, ненадолго конечно …. Можно было заняться любимым делом - чертить перьевой ручкой. Это занятие вызывало беспокойство взрослых, много пачкотни.Будто он хочет разводить грязь! В этом восторг игры: придумать причудливый чертеж, не сделать ни одной кляксы, ни пролить ни одной капли. Когда взрослых нет - никто  не канючит, не стоит над душой, не мешает работать линейкой и пером…. Теперь правда появились стержневые ручки, но они неинтересные.Штрих слабый. 
Вот он и один, чертит на свободе.Быстро начало темнеть,был день,но пришли очень черные тучи. Помня инструкцию, Лека закрыл все окна, прислушался. Гром хрипел угрюмо,издалека, с медленной тягучей тяжестью и надсадным задавленным гудением, будто древний мамонт пытался выбраться из развалин. При этом ни молний, ни дождя. Напротив дома шла стройка,но трактор и копер умолкли, наверное рабочие испугались грозы или ушли обедать... В квартире сделалось необыкновенно темно. Ребенок почувствовал странный неуют,смутную тревогу. Так было на даче, когда у дороги зашуршала трава ,и мама быстро увела,сказав что там наверное змея ....
 Лека хотел включить свет, но передумал.День все-таки.Пальцы устали от тяжелой ручки, можно сделать паузу и посмотреть телевизор – это разрешалось, нажать кнопку и всё.Телевизор в доме появился недавно,предмет забавный, неопасный, развлечет. В сумерках смотреть приятней. Показывали Красную Площадь - знакомое место, зубчатые стены, собор, мавзолей ….. Диктор говорит важным голосом, много людей и цветов, хоронят космонавтов.
За космическими достижениями СССР Лека следил с увлечением.Он знал ,что вся Родина погружена в скорбь, выступал сам Брежнев,"Союз 11"погиб при посадке ...
Лека еще с утра задумал начертить фантазию на эту тему, но помешал разговор с бабушкой перед ее уходом. Он спросил, где теперь космонавты?
- Нигде.Они погибли.
- Но всё равно, они где то есть ?
- Нигде. Они исчезли навсегда.
- А кого же похоронят?
Бабушка махнула рукой,она торопилась,переключилась на стандартную инструкцию «один дома», а потом убежала, разговор вышел неоконченным и непонятным. Он ломал идею чертежного замысла.В линейном творчестве должна быть ясность, это не аляповатую живопись красками размазывать. Лека решил данный проект отложить... Вообще он видел смерть – один раз убил таракана, видел мертвого воробья, всё это вызвало неприятное чувство, почти отвращение, но мало ли плохого в мире. Теперь мальчик смотрел как несут космонавтов, видел плачущих людей, вслушивался в заунывный голос диктора.
Комната вдруг странно преобразилась– охранник включил строительное освещение. Прожектора сквозь неровно задернутые шторы бросали свет на пол и стены. Лека зачарованно смотрел на странные, клинообразные, ромбовидные ,пятиугольные отблески. У него мелькнула мысль - тени диктуют ему нужный чертеж,но выходило нехорошо. Невозможно было представить такие мрачные, угрожающие геометрические конфигурации. И что за темный гром без молний? В голову лезло какое то словесное рычание:грабли,грех,гроб...
Ребенок снова хотел было включить свет, как вдруг произошло нечто чудовищное, непредусмотренное никакими инструкциями. Из телевизора зазвучал марш! Это была страшная, убийственная музыка. Лека слышал раньше на улице похоронный марш Шопена.Его играли на красивых певучих трубах, что-то печальное,трогательное,но совсем не то… 
Сейчас звучали какие то ледяные,полумертвые дудки.Они говорили о совершенно невыносимом, немыслимом... При этом диктор представил композитора– Григ. Чем то загадочным, черным, полуночным веяло от этого имени.Оно непостижимым образом дало название призрачному рисунку теней. В этот момент Лека вдруг понял слова бабушки.
Космонавты исчезли совсем. Там, у Кремля, в коробках все равно что раздавленные тараканы.И бабушка так исчезнет. И мама. И он, Лека, исчезнет. Совсем. И весь мир исчезнет.Но даже не это было самое страшное. Лека вдруг увидел себя в закрытой коробке с мерцающими зловещими ромбами, клиньями, пятиугольниками, другими пугающими чертежами, где замороженные деревянные дудки играют рвущую душу, нечеловеческую музыку,уводя в подземелье с тоскливым громом без дождя, где царствует некто с торжественно- мрачным, ужасающим именем – Григ ….
Лека опустился на пол и зарыдал. Слезы хлынули как чернила из банки, которую он один раз все-таки опрокинул. Его спас звук поворота ключа. Мальчик кинулся к телевизору, выключил, будто натворил нечто преступное, помчался в ванную.
- Лека,ты где? А-а,умываешься…. Все таки запачкался чернилами!
- Да–а …
В лицо хлестала ледяная вода. Женщины не должны видеть мужских слез! Ночью Лека будет кричать во сне, но никто не узнает ,что ему снилось ……


Рецензии
Прекрасно, таинственно и страшновато. Здорово у тебя получается раскрывать серьёзные темы через детскую психологию. Тема смерти от этого многократно усиливается и устрашает мистицизмом отсутствия, исчезновения самого трепетного и необходимого... Просто здорово, дружище! )))

Валерий Грунер   30.10.2017 23:23     Заявить о нарушении
Спасибо. Это важно !

Лев Горбунов 2   02.03.2018 05:24   Заявить о нарушении