Мои внуки - радость моя!
В аэропорту меня встретил зять, и мы помчались в г.Реховот.
Когда я вошла в комнату, то первое, что увидела - это детскую кроватку и в ней - крохотное существо, которому было всего 12 дней. ОН лежал на животике, попкой кверху и сладко спал. Меня, привыкшую видеть новорожденных детей туго запеленатыми, поразило, что он был голенький, в трусиках ( позже я узнала, что они называются титулями ), с редкими темными волосиками и курносым носиком.
Когда дочка дала мне его на руки, я испытала непередаваемые чувства любви, бесконечной нежности, страха за это беспомощное существо. У него уже было имя Даниель, Данечка, Данюша!
На следующий день у меня начались хлопоты,как у каждой мамы, которая хочет помочь дочке.
Приятнее всего мне было кормить малыша, менять титули, гулять с ним.
Я выходила рано утром, до восхода солнца, шла в сквер, расположенный недалеко, и там катала малыша в коляске или сидела на скамейке, когда он засыпал. Если кто- нибудь заглядывал в коляску и говорил: " Какой чудесный малыш", я чувствовала себя такой гордой, как будто это я сама родила его.
Вечером, когда спала жара, я снова шла гулять с Данечкой. Мне с ним было хорошо, легко. Это был ребёнок удивительно спокойный, плакал только, когда хотел есть. Если Светочка с ним куда-то ходила, она помещала его в " кенгурушку", и прохожие улыбались, видя, как из - под неё болтаются голые маленькие ножки, а сверху выглядывает головка с смотрящим на мир глазами.
Прошло 40 дней, заканчивался мой отпуск, и мне пора было возвращаться домой.
В аэропорту я с трудом оторвала от себя это маленькое существо, к которому так прикипела, и пошла на посадку.
Через четыре года я приехала в Израиль на ПМЖ. Так получилось, что меня никто не встретил. Я села на маршрутное такси и назвала водителю адрес своих
сватов в Реховоте. Оставив вещи внизу, у подъезда, поднялась на второй этаж и постучала в дверь. Но мне никто не отвечал. Вышедший из соседней квартиры
"русский" мужчина сказал, что его соседи вместе с ребёнком пошли в ближайший
Супер и должны скоро вернуться. Сосед им позвонил и сказал , что я сижу на чемоданах. Минут через 15 я увидела такую картину: к дому бегут мои сваты:
Впереди Алик, за ним Мира, а сзади, отстав от них, торопится маленький черненький мальчик и кричит: " Мира, не забудьте про меня, подождите!"
И тут я начала плакать от радости и от пережитого волнения. Со мной случилась самая настоящая истерика. Данечка сразу же влез ко мне на руки и стал меня обнимать и вытереть мои слёзы. Он приговаривал:" Баба Люда, ну не плачь, я же с тобой." Так произошла моя встреча с внуком через четыре года.
На следующий день я " вступила в свои права" - бабушки любимого внука.
Его надо было отводить в садик и забирать оттуда. Мы с Мирой это делали по очереди. забрав из садика, мы вели его к себе домой, а вечером за ним приходили родители. Для меня это было удовольствие, пока не начиналось кормление. Он очень плохо ел, и мне приходилось придумывать игры:"Не хочу - пойдёшь к деду Лохмачу" или :" Вступаем в общество чистых тарелок" и др.
Я ему объясняла, почему полезна гречневая каша; почему нужно есть овощи и
Фрукты и др. ( будешь хорошо расти, будешь сильнее всех и т. Д.) Чего я только не придумывала! Пригодился мой опыт воспитателя д/ с. Постепенно Данюша стал лучше есть и уже доедал все, что в тарелке.
Но однажды, когда “дежурными по стране” были сваты, раздался звонок по телефону,
и я услышала голос Алика: “Люда, Даня у нас не хочет есть борщ, говорит, что ел его
у тебя вчера. Когда я спросил, почему он не ест у нас, он ответил: “Потому, что баба
Люда умеет фнушать, а вы мне не фнушаете.” Я сейчас дам ему трубку, и ты ему фнуши по телефону.” Мы со сватами потом долго вспоминали это “фнушение.”
В детском саду Данечка вёл себя хорошо, никогда никого не обижал, делился игрушками. На занятиях он был активный! Воспитательница его любила, и однажды,
когда Мира пришла за ним, она сказала: “Эцло рош университа” - “У него голова - университет!” Ему давалось всё: и арифметика (счёт), и развитие речи и др., кроме
изодеятельности. Даня плохо рисовал, лепил, вырезал…. Я купила альбом раскраску,
карандаши, фломастеры и пластилин. Я начала с ним заниматься ( в Симферополе я работала воспитательницей в детском саду.)
Когда Данечке исполнилось 5-ть лет, я начала его учить русскому языку. Он быстро схватил алфавит и скоро читал по слогам. А к 6-ть годам он уже читал короткие сказки и пересказывал их бабушке Мире. Параллельно с чтением, я учила внука писать по прописям и он научился писать простые тексты. Его русская речь становилась всё правильнее и полнее. Этому способствовали и Мира и Алик, которые, как и я, говорили с ним только по-русски и исправляли ему речевые ошибки.
И когда внук пошёл в школу, он был “двуязыким” ребёнком. А в 1-м классе папа с ним
начал углубленно заниматься математикой. Учась во 2-м классе, Даня ходил на уроки математики в 3-й класс.
Став постарше, Даня записался в школе в баскетбольную секцию. Несмотря на маленький рост, он умела попадал в сетку! Затем родители записали Даню на УШУ.
Я и Мира возили его на тренировки, а родители возили его на соревнования.
Даня меня удивлял тем, что он никогда ничего не требовал. Вспоминается такой случай. Вскоре после приезда в страну я с ним пошла в магазин за продуктами.
Вижу Даня куда то пристально смотрит: там коробочке лежат маленькие пирожные.
Я спрашиваю: “Тебе это купить?” И слышу ответ: “Если у тебя много денег, то купи; а если мало, не надо, я обойдусь.” Я была поражена скромностью этого 4-х летнего ребёнка и конечно, купила. За это он мне сказал: “Спасибо большое, баба Люда, ты добрая.”
Я иногда листаю альбом с фотографиями моих внуков. Их фото у меня много.
И я чувствую ностальгию по тому времени, когда они были маленькие и когда я могла их обнимать и целовать!
Как то гуляя с Данечкой, я его спрашиваю: “Данечка, у тебя скоро родиться братик или сестричка. А кого ты хочешь?” - “Братика, ведь с ним можно играть,” - ответил он.
Когда появился второй мой внук Эденечка, Даня сразу полюбил его, брал нежно на руки и играл с ним. Но постепенно, по мере взросления, у Данечки появились свои интересы, друзья. Но своего братика он очень любил и играл с ним на детской площадке.
Мы со сватами были счастливы, что у нас появился ещё один внук - Эден.
В переводе с иврита это означает “РАЙ”. Он и вправду был похож на маленького ангелочка: длинные волосы цвета спелой пшеницы, на концах переходящие в локоны;
на нежном белом личике огромные серо-голубые глаза и очаровательная лукавая улыбка!
Даня и Эден совсем разные, не похожи друг на друга. Даня и внешне и по характеру похож на папу. Эден очень похож и внешне и по характеру похож на мамочку.
Непохожесть моих внуков никогда не мешало им любить друг друга. На моих фотографиях они везде вместе, в обнимку, и меня это очень радует.
Когда 11-летнего Даню и 3-х летнего Эденю увезли в Канаду, - это было для меня
тяжёлым испытанием. Но я постоянно была в курсе их дел. Мира и Алик тоже переехали в Ванкувер и я с ними держала тесную связь.
За 10-ть лет, что дети в Канаде, они приезжали в Израиль несколько раз.
Внуки взрослели, менялись, но неизменно оставалось их тёплое отношение ко мне.
В Канаде в старших классах Даня увлёкся театром. Участвовал в спектаклях драмкружка. Очень любил играть в баскетбол.
У Эдена были разные увлечения. Чем только он не занимался: фигурным катанием, игрой на пианино, спортивной борьбой, баскетболом…
Месяц назад Эден с родителями приезжали в Израиль проведать меня. За два года он
неузнаваемо изменился: вытянулся, из блондина превратился в тёмно-русого, говорит баском. Черты лица тоже изменились - немного огрубели; теперь никто не скажет, что он похож на девочку. Зато чувствуется, что он будет высокий и красивый парень.
О своём старшем внуке хочу рассказать особо. Даня - это наша гордость. Он хорошо закончил школу и сразу поступил в университет на факультет программирования.
Сейчас он на 4-м курсе. Он учиться и работает, сам оплачивает свою учёбу.
Я хочу рассказать подробнее о его хобби. Это настолько серьёзно, что увлечением не назовёшь. Ещё в школе Даня увлёкся театрализацией: посещал драматический кружок. Не бросил это занятие и в университете. Очевидно, в нём заговорили гены.
Дело в том, что и наша семья и Кости артистичны. Мой отец был артистом драматического театра. Мама хорошо копировала людей, в лицах передавала юмористические рассказы и анекдоты, вызывая у всех смех. Эти способности передались мне. Моя дочка Света мечтала быть актрисой и много лет работала в народном театре юного зрителя в Симферополе и вместе м ТЮЗом ездила на гастроли по Крыму.
И вот в университете Даня подобрал группу способных ребят и создал театр экспромта, где он и актёр (комическое амплуа) и режисёр. Даня пробует писать сценарии. Как-то по его сценарию поставили пьесу в театре, где он играл. За эту работу ему заплатили 1000 $.
Недавно на конкурсе самодеятельных театральных коллективов в г. Сиэтл - США
Данечкин театр занял 2-е место. Это хобби занимает всё большее место в жизни моего внука.
Сейчас я жду дорогого гостя Данюшу, у которого в апреле каникулы. Он уже совсем взрослый - скоро 22. Он красивый и талантливый!
Я их обоих очень люблю! И нет никого дороже!
Март 2015 г. Израиль
Свидетельство о публикации №117101501687