Ни дня без плохой строчки

     Однажды на мою электронную почту пришло письмо о Международном конкурсе «Ни дня без строчки». Участникам предлагали написать стихотворение о писательской судьбе. Победителей ожидали скромные призы – от 1000 до 3000 рублей. Жюри  возглавлял член Союза писателей России, член Союза кинематографистов России, Заслуженный работник культуры России В.А.Добрусин.

     Как поэт я заинтересовался этим мероприятием. Когда подвели итоги, осведомился, кто завоевал первое место. Счастье улыбнулось Алексею Мальцеву. Смысл этого олицетворения оказался пророческим. Текст лауреата «Последняя строка» был настолько слабым, что решению жюри удивились бы даже начинающие писатели. Привожу ниже свои замечания.

СТИЛЬ

     «Наивные думают люди, нам рифмы — как воздух, точь-в-точь….».
     Мысли так не оформляют. Надо было закавычить (Наивные думают люди: «Нам рифмы — как воздух, точь-в-точь»). Есть другой вариант, но придется вставить слово: «Наивные думают люди, ЧТО рифмы — как воздух, точь-в-точь».

     «нитромак».
     Это лекарство больше известно как нитроглицерин. Автор не объяснил значение слова (после текста).

     «уголек сигареты».
     Уголек – в печи или в костре, а у сигареты – только огонек, пепел.

     «А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб».
     Ямб и хорей – это стихотворные размеры. А здесь речь идет о сердечном ритме.

     «взлохмаченных строчек».
     Строки бывают, какими угодно, только не взлохмаченными. Если автор подразумевал зачеркивания, исправления, надо было в двух словах рассказать об этом.

     «И россыпь взлохмаченных строчек соринками на листе – последнее, что ты запомнишь, когда, обгоняя восход, знакомая «скорая помощь» под окнами тормознет».
     Последнее, что запоминают в такой ситуации, – это боль, из-за которой вызывают «скорую».

     «И все, что щемило годами, и прочь уносило покой, проступит на кардиограмме последней строкой».
     Кардиограмма лишь фиксирует сердечный ритм. А «все, что щемило годами», остается в памяти, в душе.


РИТМ

Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/-
что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/
Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/-
скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

Наивные думают люди, -/- -/- -/-
нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/
Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/-
с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги).

Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/-
строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/
Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/-
ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

РАЗМЕР

А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/-
срываясь с хорея на ямб —  -/- -/- -/
как будто трясется в дороге, -/- -/- -/-
где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).

И все, что щемило годами, -/- -/- -/-
и прочь уносило покой, -/- -/- -/
проступит на кардиограмме -/- -/- -/-
последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).

     Нарушения ритма и размера приводят к потере напевности.

     Двенадцать ошибок - это слишком много для небольшого текста, и слишком много для призового места. Трудно поверить, что эксперты не смогли найти более достойное произведение. А это бросает тень и на остальных лауреатов.

     Я предложил председателю жюри объяснить этот феномен, но Добрусин промолчал. Что это? Нежелание показать свою безграмотность? А может, за этим скрывается подтасовка результатов? На мой взгляд, возможно как первое, так и второе. Одно я знаю точно: поощрять тремя тысячами рублей не отредактированную рукопись – это недостойно ни звания председателя, ни звания Заслуженный работник культуры России.


Рецензии