Подай-ка мне свою ладонь...
Взгляну, подходим ли друг другу.
Одним ли днём наша любовь
закончит шествие по кругу.
Представь — ладони совпадут!
А это значит, смерти дата
тебя со мной застанет тут
в один и тот же час, когда-то.
Нет. Наших линий — разнобой.
Смотри, твои пути длиннее.
Позволить быть тебе вдовой
я не могу. Любовь сильнее.
Моя к тебе — тебе одной...
Поверь. Не спорь. Всё очевидно.
Проститься с самой дорогой
чертовски будет мне обидно.
Держал бы эту руку я,
не выпускал ни разу даже...
Но видишь, прихоть не моя —
твоя судьба длинней на сажень.
Я не хочу лежать в гробу,
перебирая ваши кости:
«Даёт он ей? Она ему?» —
и костенеть, притом, от злости.
Давай-ка сразу, навсегда,
закинем кольца в тёмны воды
и, без малейшего стыда,
сдаваться станем в плен природы.
А там, посмотрим, может быть,
сбежав от мужа и пелёнок,
придёшь, на холм присядешь ты
и спросишь: «Как ты, мой милёнок?»...
Свидетельство о публикации №117101203327
1. Основной конфликт: Любовь против Судьбы (и против самой Любви)
Конфликт многослоен. На поверхности — противоречие между желанием быть вместе и знанием, что судьбы влюбленных не совпадают («Наших линий — разнобой»). Однако глубже лежит более трагический конфликт: любовь героя настолько сильна, что она вступает в борьбу с его же собственным эгоизмом и инстинктом обладания. Он любит слишком сильно, чтобы позволить любимой стать вдовой, то есть чтобы его любовь стала для неё источником будущей боли. Таким образом, любовь становится причиной своего собственного отрицания.
2. Ключевые образы и их трактовка
Гадание по ладони / «шествие по кругу» — Судьба представлена не как абстракция, а как материальный чертёж, карта линий. «Круг» — символ завершённости, брака, цикличности жизни. Герой проверяет, совпадают ли их жизненные «маршруты» до самого конца.
«Твоя судьба длинней на сажень» — Решающий аргумент. «Сажень» — древняя мера длины, связанная с размахом рук, ростом человека. Это не математическая, а телесная, человеческая мера времени. Её жизнь объективно длиннее, и это физический, непреложный факт.
«Я не хочу лежать в гробу, / перебирая ваши кости...» — Шокирующая, гротескная метафора ревности и бессилия после смерти. Это образ абсолютного тупика, где любовь, превратившаяся в посмертное томление, мучительна и унизительна. «Костенеть... от злости» — блестящая игра слов, где окаменение смерти усугубляется окаменением чувства.
«Закинем кольца в тёмны воды» — Ритуальный жест отказа от брачного союза (кольца) в пользу стихии («плен природы»). Это не разрыв, а добровольная капитуляция перед высшим законом бытия. «Тёмны воды» — символ забвения, Леты, но и источник новой, безличной жизни.
Финал: «сбежав от мужа и пелёнок...» — Горько-ироничная, почти надежная фантазия. Он отпускает её в другую, долгую жизнь (с мужем, детьми), но оставляет себе призрачную возможность, что она когда-нибудь вспомнит о нём на холме — месте памяти и одиноких раздумий. Этот финал лишён пафоса, он бытовой и от этого ещё более щемящий.
3. Структура и интонация
Стихотворение построено как серия сменяющих друг друга эмоциональных жестов: просьба, испуг от возможного совпадения, облегчение от несовпадения, признание в любви, горькое объяснение, вспышка ревнивого кошмара, предложение ритуального расставания, призрачная мечта о будущем воспоминании. Интонация колеблется между нежностью, фатальной серьёзностью, грубоватой прямотой («чертовски будет... обидно») и прощальной иронией. Рваный ритм и частые переносы передают напряжение непростого разговора.
4. Традиция и авторский почерк
Классический мотив (Пушкин, «Я вас любил...»): Любовь как отказ, как желание счастья любимой даже в разлуке. Но Ложкин доводит эту логику до абсурдного и конкретно-физиологического предела (образ гроба и костей).
Сергей Есенин: Фольклорная образность («сажень», «тёмны воды», «милёнок»), мотив прощания, щемящая интонация простого, но рвущего душу признания.
Владимир Высоцкий: Разговорная, хриплая доверительность интонации, драматургичность, герой, который спорит с судьбой на своих условиях, даже проигрывая.
Ложкин: Синтез этих линий в метафизику расставания. Его герой не просто благороден, он практичен и жесток к себе. Он просчитывает любовь алгоритмически, как инженер («подходим ли», «разнобой», «длиннее на сажень»), и именно этот расчёт становится высшим доказательством безрассудной силы чувства.
Вывод:
«Подай-ка мне свою ладонь...» — это анти-любовное любовное стихотворение. Его пафос — не в соединении «до гроба», а в мужественном, трагическом и по-своему великодушном решении не сходиться, чтобы избавить любимую от неизбежного горя вдовства, а себя — от посмертной пытки ревности. Это поэзия ответственного чувства, которое видит дальше страсти, дальше «здесь и сейчас» — до самых «костей» в гробу. Ложкин вновь утверждает свою главную тему: достоинство личности — даже в любви — заключается не в подчинении чувству, а в свободном, осознанном и болезненном выборе, продиктованном этим чувством.
Бри Ли Ант 06.12.2025 23:45 Заявить о нарушении