Почему Дон потерял свою вольницу

Как только закончилось смутное время (1598-1613), сразу начались войны с поляками экономическая ситуация не становилась легче, народ валом бежал на Дон от непосильных повинностей. Москве нужны были рабочие руки и она потребовала выдать беглецов.
Зная главное правило донцов, дабы сделать казаков сговорчивее  правительство запретило купцам и населению продавать казакам хлеб.
На Дону начался голод. Голодная голыдьба начинает грабить домовитых казаков. Домовитые направляют голыдьбу за пределы Дона.
Казаки обрушиваются на поместья бояр пограничных уездов, грабят купцов.
В 1667 году  большой отряд голытьбы под руководством Степана Разина (1630 - 1671) захватывает Астрахань, Царицын, Саратов и Самару.
Во всех занятых разинцами городах и крепостях уничтожались канцелярские бумаги, вводилось казачье самоуправление. Представителей царской  власти грабили и казнили, а купцов, следовавших по Волге, грабили и отпускали.
Крестьяне всюду поддерживали Разина.
Но ни какого ясного плана у Степана Тимофеевича не было. 
3 октября 1670 года 60-тысячное правительственное войско под Симбирском разбило толпы восставших. Тяжело раненый Разин вывезен на Дон в Кагальницкий городок. Домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, решили, что присутствие Разина может навлечь царский гнев и царь зачистит Дон.
13 апреля 1671 года домовитые взяли штурмом Кагальницкий городок и выдали Разина царским воеводам.
По сути местные "олигархи" сначала организовали восстание Разина, а затем слили его царю.
6 июня 1671 Степан Разин после пыток во время которых сохранял непоколебимое мужество был четвертован на Болотной площади. Перед казнью он поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите». Есть предание, что он сказал своему младшему брату Фролу осуждённому вместе с ним: «Славно погуляли, пора и честь знать».
После казни Разина под  давлением Москвы донские казаки 29 августа 1671 приняли присягу, и крестное целование на верную службу царю Алексею Михайловичу.
Присяга нанесла окончательный удар по праву  убежища на Дону для беглых крепостных и противников самодержавия. По первому требованию Москвы войско обязано было выдавать требуемых людей. Введена всеобщая перепись населения, что бы контролировать численность казаков. На границах с войском  учредили заставы.
Если бы казаки отказались от устаревшего ордынского правила не пахать землю, по которому не то, что сами не сеяли хлеб, но и убивали за это беглых. На  плодородных донских землях  было бы достаточно провианта, что бы прокормить не только свое население, но и тысячи новых беженцев. В этом случае не было бы восстания Разина и последовавшей за ним присяге царю.
Дон быстро бы достиг по численности  населения уровня достаточного, что бы противостоять любой московской или турецкой армии и таким образом сохранил бы независимость.
При наличии собственного хлеба быстро бы развилось и собственное производство: ружья, пушки, порох, текстиль, снаряжение.
На Дону не произошел бы религиозный раскол, он так бы и остался привержен древнему православию.
Придя к власти Петр Первый постепенно душит казацкую вольницу, он запрещает  ловить казакам в низовьях Дона рыбу и забирает войсковые солеварни, а так же селитровые заводы, которые поставляли сырьё для пороха в казну. Ему самому нужны были деньги.
Тяжелые войны, налоги и строительство новой столицы всё равно не смотря на запрет принимать беглых, заставляли народ тысячами бежать на Дон. И донцы неохотно выдавали беглых нарушая договор с Москвой.
В итоге царские войска таки пришли с рейдом и насильно вывели с Дона около 2 000 беглых, по ходу пограбив казачьи городки.
Этот рейд вызвал восстание Кондратия Булавина  1707 — 1708 годов подавленное армией.
Так был сломлен дух донской вольности.
После чего донцы, стали верными слугами дома Романовых до самого его падения.
Однако вплоть до 1721 года Войско Донское еще сохраняет автономию в составе России и народовластное правление.
Но на Дону уже нет былого равенства и братства, происходит расслоение казаков. Голыдьба стоит уже не в круге, а за кругом. Решения принимает верхушка, так называемые - домовитые и старожилы.
Именно от того, что дух Дона был сломлен среди казаков появилось чванливое разделение на природных и иногородних. Старожилы и богачи сами стали стремиться стать "дворянами" с большими правами, чем  бедные и новенькие казачки. Отсюда и миф о том, что казаки якобы отдельный народ. Этот миф призван обосновать привилегии казачьей элиты, её право на эксплуатацию остального населения Дона.
И так следование ордынскому обычаю жить не пахотой, а набегами привели Дон к превращению в сословие  романовских охранителей. Сначала Дон потерял свою вольницу, а потом вместе с Романовыми и славу.


Рецензии