Одарённость и дети

(на фото)
АНАСТАСИЯ КОЧЕНКОВА

Лауреат второй степени на 67-м Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов «Берега надежды – Новосибирск», 2017 год


Николай Меркулов
 
ОДАРЁННОСТЬ
И
ДЕТИ
ВИКИПЕДИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(исповедь учителя)
МКОУ ЦДО
«Ужурский районный центр дополнительного образования»
г. Ужур,
2013-2017г.г.

г. Ужур            25.08.2016 г.
РАЙОННЫЙ АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
2016-2017 учебный год

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
(25 августа)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами прикоснёмся к хранилищу человеческого мозга в области  его развитии самого ценного в жизни маленького человека – его одарённости.
30 – летняя практика педагогической работы с детьми показала, что все дети рождаются в своём первоначальном этапе с одинаковым развитием мозга, он ещё ничем не занят (исключение для больных от рождения). И только в дальнейшем, в результате получения каждым ребёнком определённых моментов развития, дети начинают проявлять свои индивидуальные особенности и способности. 
Да, есть моменты, которые передаются ребёнку по наследству. Но и эти моменты, если ими не заниматься при определённых условиях, могут просто остаться незамеченными во всей его последующей жизни.
Маленькие дети на первоначальном этапе талантливы во всех областях жизненного пространства.
Всё зависит от окружающего их Мира.
Человечество знает множество примеров, когда в Мире рождаются не просто одарённые дети, а дети – гениально одарённые ещё в своем генетическом зачатии. Здесь важно вовремя заметить удивительные особенности и способности  ребёнка и дать ему возможность в их реализации, оказывая всяческую качественную  помощь и поддержку.
Если каждый из тех, кто занимается развитием умственных способностей ребёнка, будет постоянно помнить, что перед ним гений, а это на самом деле так, тот поможет не просто развитию желаемым ребёнком его возможностей, но и сможет вырастить гениальность в этом маленьком человечке. Важно, учитывая желание ребёнка – заниматься тем, чем он хочет, вовремя использовать психолого-педагогические навыки обучения.
Нужно научить ребёнка правильной постановке и выбору цели с перспективой дальнейшего её развития после конечного результата.
Как могут помочь ребёнку родители, воспитатели, учителя, если они не знают, чего же хочет ребёнок, если у них нет общей цели в реализации детского желания.
Только поставленная и согласованная с ребёнком цель поможет научиться и научить детей возвращаться на свою малую родину, заниматься её развитием и благосостоянием.
Но для этого ребёнку нужно стать необходимым своему региону, стать ЗНАМЕНИТЫМ ещё до того, как он оказался за школьной партой (мы же выполняем заказ своего Государства).
Для того чтобы стать знаменитым, ребёнок должен выбрать себе КУМИРА.
И только тогда ОН ставит перед собой цель – стать тоже знаменитым, стать выше своего кумира.
В реализации этой, казалось бы, фантастической, почти невозможной задачи – мечта самого ребёнка, в осуществлении которой не просто ДОЛЖНЫ,  а ОБЯЗАНЫ помочь родители, воспитатели, учителя, общество, (согласно Конституции РФ, Закона об Образовании).
В школе, на первоначальном своём этапе, ребёнок усиленными темпами, но осторожно, развивает ЛЮБОПЫТСТВО.


Любопытство поэтического мышления
И, вот, на этом этапе, ему необходимо помочь:
-стать дисциплинированным
-стать обязательным
-выработать простейшие навыки труда
-научиться видеть, любить, ценить красоту своей работы
-научиться ценить и уважать труд окружающего его мира
-научиться мечтать
-стать грамотным
-научиться любить своё дело
-разбудить в себе желание делать необычное, красивое, важное, нужное.
Важно помочь ребёнку открыть и развить самую главную цель его жизни – сделать свою маму – ЗНАМЕНИТОЙ.
И в этом ему поможет одно из самых замечательных видов искусства – поэзия, которая развивает в человеке прекрасные чувства лирики, романтики,  призванные развивать и растить  всесторонне  развитую личность в гармоничном сочетании с окружающим его миром.
Это наипервейшая задача каждого ребёнка. Вопрос состоит в том, а  как это сделать, кто его этому научит?
Для выполнения поставленной цели педагогу необходимо создать для ребёнка определённые условия; всколыхнуть и развить в нём чувства любопытства и стремления к лучшему, интересному.
 
На первоначальном этапе важно разбудить в ребёнке любовь к окружающему его миру. Воспитать  в нём чувства любопытства и уважения к природным мелочам.
А почему шелестит листик, почему у каждого растения листья имеют свою особенность поведения в природе в разное время суток и в разную погоду? Почему в разное время суток ручей журчит по-разному?  А почему дождик всегда разный? Почему в морозы снега не бывает? В чём разница между инеем и туманом? Есть ли у природы своя душа? А  в чём она состоит?
 
На все эти вопросы может ярко и трепетно ответить только поэзия!
Необходимо научить ребёнка видеть лучшее, находить именно положительные черты даже в негативных явлениях и поступках, чтобы в дальнейшем была возможность - легче их исправить.
У детей с мягким складом характера, склонным к поэтичности всегда обострены чувства справедливости, правдивости, любви. У этих детей редко присутствует «Золотая» середина. Они чаще других детей бывают конфликтны.
 
Такие дети сверстниками воспринимаются неадекватно. Здесь нужна тонкая грань в нахождении компромиссных решений, которая целиком лежит на воспитателе.
Чтобы обучать детей поэтичности, нужно самому быть поэтом, мечтателем, романтиком. И, самое главное – помнить, что стихи пишутся, в первую очередь, ногами, а не только руками и головой.
Воспитатель, учитель должны  помнить, что детям нужно больше бывать на природе, общаться с населяющим её удивительно напевным, лиричным, музыкальным, художественно красочным, постоянно художественно  изменяющимся  миром.
***
Материал наработан в результате многолетних наблюдений за детьми разного возраста.
ТРЕБОВАНИЯ
К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОВ:
(Если ты сможешь вживить в каждую строку, в каждое слово, в каждую букву при исполнении стихов всё это, ты – ГЕНИАЛЕН…)
-убедительность               
-чёткость произношения
слова, окончаний
-подражание героям стиха
-грациозность
-загадочность
-интонация
-тональность
-лиричность
-постановка паузы
-соблюдение и расстановка знаков препинания
-свобода дыхания, мышления
-мелодичность
- музыкальность
-напевность
-чувство формы
-читательская грамотность
-культура звукового излучения
-дружба со словом
-хрустальность
-вкусовые особенности  голоса
-чувства волшебства
-эстетика звука
-выработка, наведение голосовых оттенков
-интрига голоса
- пластика голоса
-голосовое упоение
-виртуозность и гибкость языка, тела
-фантастичность
-философское созвучие
-чувство слияния со стихом, с музыкой
-контакт с аудиторией
-чтение без «швов»
-выход на сцену.
******

 
Результаты
творческой литературно - поэтической  деятельности
с учащимися с 2008 по 2017 год.

В период с 2008 года по 2017 год более 800 учащихся в области Изучения и развития творчества литературно-поэтического мастерства, исторического литературно - поэтического наследия, награждены грамотами и благодарственными письмами школьного, районного, Красноярского краевого, Всероссийского уровней.
В области изучения и познания технологических навыков литературно-поэтического творчества успехи детей размещены на сайте «Дневник.ру» Меркулов Николай Иванович.
Ведётся  педагогическая работу по воспитанию подрастающего поколения  посредством работы с детьми, родителями, учителями в области изучения исторического наследия  литературно-поэтического творчества России и зарубежной литературы. 
Являясь руководителем районного литературного объединения «Ужурские зори», членом Красноярского краевого клуба «Новый Енисейский Литератор», членом редакционного совета Красноярского краевого детского альманаха «Енисейка», членом Российского союза писателей,  прививаю и развиваю любовь к литературно - поэтическому творчеству  учащимся.   
С целью повышения педагогической компетентности систематически повышаю свою квалификацию через Интернет - самообразование, Литературно – поэтические  курсы, курсы повышения мастерства в области написания стихотворных форм, как для взрослых, так и для детей. 
За период 2013-2017 годы разработал по 3 основным группам и применяю рабочую программу с 3 годичным сроком обучения  курса  литературно-поэтического сообщества «Роднички» при МБОУ ДО «Ужурский центр дополнительного образования» для учащихся 2-10 классов. Разработал программы и сценарии проведения внеклассных мероприятий:
Районный литературно - поэтический вечер «Рождественские вечера», 2013 год, с участием детей города.
Районный литературно – поэтический фестиваль, посвящённый Всемирному Дню поэзии, «Когда строку диктуют чувства…», 2013 год, с участием учащихся Ужурского района;

 
Районный литературно-поэтический вечер «Рождественские встречи», 2014 год,
с участием 12 учащихся;

 
Районный авторский литературно-поэтический фестиваль, посвящённый Всемирному Дню поэзии, «Ваш выход», 2015 год, с участием учащихся района;
               
 

-школьный литературно - поэтический фестиваль, посвящённый Всемирному Дню поэзии, «Ах, эти чудные мгновения…», 2016 год, с участием  участников 2-10 классов района;
-школьный литературно – поэтический вечер, посвящённый «Дню победы», 2016 год, с участием учащихся города.
Результатом авторского участия в школьных, районных, краевых, Международных конкурсах является:
-участие в районном молодёжном фестивале, посвящённом Всемирному Дню поэзии, 6 учащихся, 1, 2 место;
-участие в районном конкурсе стихов, посвящённом «Дню матери», 4 участников, 2014 год, 2 Дипломанта 1 степени;
-участие в школьном конкурсе стихов, посвящённом «Милым мамам», 2015 год, Дипломы 1, 2, 3 степеней – 3 участников.
В период с 2011 года по 2016 год более 110 учащихся литературно – поэтического творчества были  награждены Дипломами, Грамотами и Благодарственными письмами школьного, районного, краевого и Всероссийского уровней.
 

С 2015 года по просьбе учащихся старших классов школы №1, выпускаемый в школе детский литературно-поэтический альманах «Роднички» переименован в «Подросток», руководителем которого является учащаяся 9 класса, (2017г – 10 класс), юная писательница – фантаст, Анастасия Никонова.
От 7 до 9 учащихся ежегодно печатаются со своими авторскими произведениями в Красноярском краевом детском альманахе «Енисейка».
Разработал программу «Я и мир поэзии», которая реализуется в школе детьми на протяжении трёх лет, 2013-2016 год. Школьный журнал «Подросток», первые мини-книжки, (для детей младших классов), «Моя первая книжка», «Маленькая принцесса» и др. печатаются небольшими тиражами.
Программа рассчитана на полную реализацию литературных возможностей каждым ребёнком, включая выпуск авторских произведений в виде книжек.

Член Российского союза писателей, представитель Красноярского краевого альманаха «Новый Енисейский литератор»  по Западной группе районов Красноярского края.
-Дипломант 2014г. Красноярского краевого альманаха «Новый Енисейский литератор».
-Дипломант Красноярского краевого конкурса «Сохраним природу родного края».
-Номинант на соискание национальной литературной премии Стихи.ру «Поэт года 2012, 2013, 2014, 2015»;
-номинант литературной премии конкурса Российский Императорский Дом, Стихи.ру «Наследие 2016, 2017»;
-номинант литературной премии имени Сергея Есенина конкурса Стихи.ру «Русь моя 2016».
-Руководитель  детского литературного клуба «Роднички»,  детского журнала «Подросток»  при МБОУ ДОД «Ужурский  районный центр дополнительного образования».
Печатаюсь: в альманахах Стихи.ру – «Сборник стихов 2012», «Поэт года 2013, 2014, 2015», «Сборник стихов 2015», «Российский союз писателей 2014, 2015», «Наследие 2016»;
В Красноярских краевых альманахах - «Новый Енисейский литератор» и «Енисейка».
Ведущий детской странички   детей Ужурского района на  сайте  Стихи.ру - «Руководитель».
Автор сборников рассказов «Загадки Чёрного Июса», «Рыжебородый», сборников стихов - «У вечернего костра», «Ужурское полесье», «Босоногое детство», «Вечерком за чайком», «Вечерние зори», «Клад». Для детей – стихи для детей «Детские рассветы», детского сборника сказок «Приключения монетки», 14 детских книжек. Автор сборника песен для детей «Я ребёнок, не игрушка», Сборника частушек «Вечерком за чайком» 2000-2011 год, сборника поэм «Деревенское счастье».
Руководитель и издатель детских авторских книжек стихов и рассказов в течение последних 9 лет.
Выпущено более 500 экземпляров авторских детских книжек 18 учащихся:
-Гунтикова Екатерина – 7 класс, 2015 год, проза «Крылья ангела»,
9 класс, 2016 год, проза «Поиск незнакомки»;
-Никонова Анастасия – 8 класс, 2016 год, проза  «Институтские тайны»;
-Целуковская Виктория, 9 класс,2015 год, сборник стихов «Моё родимое местечко»;
-Куракина Юлия – 7 класс, 2014-2015 год, сборник стихов «Полёт моей души»;
-Коченкова Анастасия – 1-4 классы, 2014-2017 учебный год, сборник стихов и сказок «В гостях у сказки», книжка -  сказка «Путешествие Люсинды»;
-Кукуль Антонина 2-4 классы, 2013-2016 годы, сборник стихов «Карамелька», сборник сказок и рассказов.
- Стрелецкая Елизавета – 1-3 класс, 2013-2016 год. Книжка – сказка в стихах,
1 класс,  «Дождик».  Книжка - сказка «Затерянный остров»;
- Хлудеева Ксения, 5-6 классы, 2014-2016 годы. Книжка – сказка «Царство математических знаков» - может быть пособием для детей дошкольного возраста и начинающих обучение детей 1 класса, сборник стихов «Ранняя осень»;
-Черепахина Мария 2-4 классы 2014-2016 годы, книжка – фантастическая сказка «Королева Солнце». Сборник стихов «Мои первые стихи»;
-Живаева Диана -8 класс, 2013 год,  проза «В поисках счастья»,
-Учайкина Карина – 10 класс сборник рассказов.
-Топорова Александра 2-5 классы, 2013-2016 год, сборник стихов и сказок «Осень»;
-Очикова Ксения – 2-5 классы, 2013-2016 годы, сборник стихов и сказок «Выходной»;
-Сагановская Яна – 2-4 классы, 2012-2014 годы, сборник стихов и сказок «Стихи и сказки Яны Сагановской»;
-Певцова Ирина 2-4 классы, 2012-2014 годы, сборник стихов «Мои мечты»;
-Зайцева Екатерина 3 класс, 2013 год, сборник стихов «Сентябрь»;
-Бугаева Юля 3 класс 2013 год;
-Адушева Елизавета 4 класс, 2013 год;
-Тимофеева Татьяна 3-4 классы, 2013-2014 год, Сборник стихов и сказок «Дружные игры»;
-Юревичус Анастасия – 5 класс, 2015-2016 год, сборник стихов «Дождик»;
Сборники стихов детей писателей:
-Школа№1- 2013 год,
-Школа №3 – 2013 год,
-Школа№6 - 2013 год
-Школа № 6 (филиал) 2013 год,
-Кулунская школа – 2013 год.
За участие в 3 дистанционном конкурсе одарённых детей в области литературного творчества «Мой голос услышит Россия», г. Назарово, 2015 год, награждены почётными грамотами:
-Тимофеева Татьяна -  1 место,
-Гунтикова Екатерина – за участие,
-Сагановская Яна – благодарственное письмо за участие,
-Кукуль Антонина – благодарственное письмо за участие,
-Топорова Александра – благодарственное письмо за участие,
-Очикова Ксения – благодарственное письмо за участие.
Детям, выпустившим авторскую книжку, по окончании года присваивается звание «Детский писатель года», с вручением авторского диплома.
Веду работу на школьном и районном уровнях, среди школьников,  по выявлению и поддержке талантливых детей. Результатом является участие  до 10%  школьников в мероприятиях от школьного до Международного уровней. 
Дети – писатели школы имеют свою Интернет страничку на сайтах «http://www.stihi.ru/avtor/uchenik5», «http://www.stihi.ru/avtor/nikolay47proza».
Под моим руководством подготовлены и выпущены, по мотивам сказок писателей Сибири и  Красноярского края, «Писатели Красноярья – сказки детям», с художественным  оформлением  рисунками учащихся  школы; книга №1 - (134 стр.), книга   №2 - (123 стр.)
В настоящее время для детей младших классов к выпуску готовится книга №3.
Все книги печатаются на цветном принтере с соблюдением всех литературно-технических правил по изготовлению книг.
Книги выходят в формате А-4.
Детские книжки учащихся выпускаются в формате - Брошюра. Детские авторские книжки вручаются выпускникам детских садиков.
С целью выполнения Федерального Закона «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта», 2016 год,
Министерства культуры Красноярского края, Краевое Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры»,
«Основы поэтического мышления», 2016 год, при детском литературно – поэтическом объединении «Роднички» открыл кукольную мини – театральную студию с целью отработки навыков выразительного чтения среди учащихся начальной школы.

 
С целью работы над выразительностью чтения, в настоящее время для работы
с детьми закуплена аудиоаппаратура.
Как участник августовского педагогического совета, для учителей школ  района провёл мастер - класс «Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста», 2016 год.
В настоящее время в школе готов выставочный материал с фотографиями детей – юных поэтов – писателей, в формате А-3, отстаивавших честь школы на всех уровнях – со школьного, до Всероссийского, в период с 2013 по 2017 годы.
Являюсь спонсором всех вышеперечисленных мероприятий и технического оснащения для работы с детьми.
Литературно – поэтическим творчеством занимаюсь 40 лет.
Имею следующие поощрения:
- благодарственное письмо Ужурского районного центра дополнительного образования за подготовку детей и высокие достижения в конкурсной деятельности, 2015 г.;
- диплом администрации Приреченского сельсовета за успешное участие в районном патриотическом фестивале молодёжи «Мой мир», 2013 г.;
- благодарность  за активное участие в развитии дошкольной подготовки, сайта «Дошкольник.ру», № Д-81663-6767-СТ,  2014 г.;
-благодарственное письмо за подготовку детей и высокие достижения в конкурсной деятельности, 2014 год;
-дипломом 2014 за вклад в развитие и пропаганду альманаха «Новый Енисейский альманах», 2015 год, г. Красноярск;
- дипломы номинанта премии  «Поэт года»,  2012, 2013, 2014, 2016, 2017г.г., сайт «Стихи.ру»;
-Диплом за подготовку 7 детей - лауреатов 23 Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество», 2015 год;
- благодарственное письмо за вклад в развитие литературного творчества Ужурского района в «Год литературы», 2015 год;
- благодарность администрации МБОУ ДО «Ужурский ЦДО» за плодотворный труд, инициативу и творческую самоотдачу в деле нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, 2016 год.
-почётная грамота управления образования Ужурского района, за добросовестный труд, достигнутые успехи в деле обучения и воспитания, личный вклад в развитие системы образования Ужурского района и в связи с 80 летним юбилеем школы, 2017 год.
Учитель Технологии - 1 квалификационная  категория. 
Педагог Дополнительного образования – 1 квалификационной категории.

Результаты работы с детьми:

Успехи детей  2012 -2013 учебного года:
В группе:
5 человек - учащиеся 2 класса
13 человек - учащиеся 3 класса
12 человек - учащиеся 4 класса
9 человек - учащиеся 5 класса
9 человек - учащиеся 6 класса
6человек - учащиеся 7 класса
3человека - учащиеся 8 класса
2 человека - учащиеся 10 класса
На конец учебного года  состав группы - 59 человек:
- большинство детей  могут переносить нагрузки, преодолевать трудности, побуждать себя к активным действиям на среднем уровне;
- у всех детей есть интерес к занятиям;
- конфликтных детей в группе нет, все дети дружелюбные, всегда готовы прийти на помощь товарищам и учителю. Все дети пришли в группу с 19 сентября, но некоторые ребята очень часто пропускают занятия без уважительной причины.
- большинство ребят владеют навыками практической деятельности на среднем уровне: выполняют задания по образцу, воспринимают информацию, идущую от педагога, выполняют правила безопасности на занятиях.
Следует отметить литературно - поэтические данные  учениц 4 класса Тимофеевой Тани, Зайцевой Кати, Маценко Ани,  учениц 3 класса Иры Певцовой, Коваленко Лизы, Учениц 6 класса Гунтиковой Кати,  Живаевой Кати, Ученицы 7 класса Такасковой Маши, ученица 8 класса Жуковской Дианы
Их отношение к литературно поэтической деятельности  отличаются  стремлением к поэтическому мастерству, желанием познать мир поэзии.
Девочки  являются личным примером для всех ребят в группе, особенно для детей со слабыми литературно - поэтическими  данными. Большинство детей принимало активное участие в реализации социально значимых проектах  при школах и ЦДОД.
-С ноября 2012 года мы в Интернете
-Сегодня нас читают более 2000 читателей - писателей
-Мы получили из Интернета более 300 рецензий, рекомендаций, советов, пожеланий
-Мы выпустили второй номер своего детского авторского альманаха "Роднички"
Итог 2012-2013 учебного года - 28 учеников издали свои авторские книжки
Со своими произведениями мы приняли непосредственное участие в Благотворительных акциях:
-"Чистое слово"- наши книжки читают малыши детских садиков нашего района
-Наши книжки подарены детям из неблагополучных семей района
-Наши книжки читают дети в Приюте
-Наши книжки читают дети в специализированном интернате.
-Всех детей идущих в наши школы в сентябре 2013 года в первый класс мы встретили подарками со  своими книжками - стихами.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2013-2014
Участия литературно-поэтического кружка «Роднички» в мероприятиях, конкурсах 2013-2014.
Школьный уровень:
Участие в празднике «День матери».
Подготовка к Новогодним праздникам – выразительное чтение стихов, сценические групповые исполнения стихов (ноябрь, декабрь)
Шк №1
Коченкова Настя – 1 класс
Кукуль Тоня, Черепахина Мария, Похабова Ксения, Башанова Виктория – 2 класс,
Очикова Ксения, Павлыш Арина, Топорова Александра -4 класс.
Шк №6 (основная)
Коротова Лена, Солопова Катя, Сагановская Яна, Пикурина Света, Кучелаева Лера, Чалпенко Карина, Бардин Руслан, Смирнова Алина, Кузнецова Наташа, Дерябина Даша, Харченко Юля, Чижова Алина -3 класс, Иванова Света, Бугаева Юля – 4 класс.
Шк №6 филиал
Гондалева Софья, Кудрявцева Соня, Марьясова Валерия, Мигунова Вика, Поляков Артём, Цехош Андрей-2 класс, Егорова Надя -3 класс.
По итогам 1 учебной четверти 12 человек получили право на авторские сборники стихов.
Грамоты школы вручены на школьных линейках, Грамоты ЦДО, Грамота отдела культуры.
Вручён сборник стихов каждому автору.
Районный уровень:
Участие в районном «Молодёжно - патриотическом фестивале»:
Участие в районном литературно - поэтическом альманахе «Ужурские зори»:
Шк №1
Кукуль Тоня, Черепахина Мария, Похабова Ксения, Башанова Виктория – 2 класс,
Очикова Ксения, Павлыш Арина, Топорова Александра -4 класс.
Коченкова Настя -1 класс,
Жуковская Диана- 8 класс
Целуковская Виктория – 7 класс,
Живаева Катя – 7 класс,
Гунтикова Катя – 7 класс,
Вручён авторский сборник стихов. Вручены районные сборники стихов «Ужурские зори».
Краевой Уровень:
Участие в краевом альманахе «Новый Енисейский Альманах», приложение для детей «Енисейка»:
Тимофеева Таня – 5 кл, шк 6 фил.
Бугаева Юля – 4 кл, шк №6 осн.
Спирина Настя – 3 кл, шк 6 осн.
Солопова Катя – 3 кл, шк №6 осн.
Гунтикова Катя – 7 класс, шк №1,
Живаева Катя – 7 класс, шк №1,
Лукьянова Катя – 4 класс, шк №6 осн.
Участникам вручён краевой сборник авторских стихов «Енисейка».
Федеральный уровень:
Участие в конкурсе в детском федеральном журнале «Сибирячок» г. Иркутск.
Отправлены стихи 18 детей школ  - № 1, № 6 осн,  №6 фил.


******

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курса литературно - художественного сообщества «Роднички» при МКОУ ДОД «Ужурский районный центр дополнительного образования детей» на 2013-1014 учебный год.
Данная программа имеет целенаправленную образовательную модель.
Программа предусматривает расширение, углубление знаний учащихся с основами литературоведения, русского языка, литературно – художественного  искусства. Имеет ярко выраженные направления на бережное отношение к природе, изучение развития природного богатства Красноярского края, местных географических явлений и особенностей в изменениях растительного и животного мира.
При написании детьми  авторских стихотворных и прозаических произведений  в программе отведено особое место основам грамотности родного языка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-Воспитание и развитие умственных способностей у детей, имеющих склонность к литературно – поэтическому виду искусства.
-Знакомство с формами и стилистикой написания стихотворных форм.
Развитие ребёнка, основанное на «вдумчивом чтении», как личности в социальном пространстве.
Изучение культурно – исторического наследия в области детского стихотворного творчества.
Обучение речевой выразительности при изучении  форм и стилистики написания стихов.
Изучение грамматики стихотворных форм.
Формирование у детей качества творчески думающих личностей, активно действующих в период адаптации в общественной среде.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-Изучат культурно – историческое наследие в детской литературно – поэтической области.
-Овладеют  интонацией, как главным компонентом в обучении выразительному чтению.
-Овладеют физиологическими и психологическими особенностями выразительной речи.
-Научатся управлять своими чувствами и эмоциями при написании стихов.
-Будут владеть построением, стилистикой и формами написания стихов.
-Научатся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
-Научатся устанавливать связь между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Научатся задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня данное обучение?» — и уметь на него отвечать.
-Усвоят осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
-Научатся извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, свободно ориентироваться и воспринимать тексты.
-Научатся участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-Будут уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Лекционно – практический.
Знакомство с произведениями  детских писателей, с классическими произведениями.
Природно – экологические экскурсии.
Экскурсии по памятным местам, культурно - историческим местам города.
Встречи с почётными людьми города, района.
*******

Работа
с одарёнными, и способными к обучению, детьми в области дополнительного образования,
литературно-поэтического объединения «Роднички» при МБОУ ДО УЦДО
за 2015-2016 учебный год,
учащихся литературно-поэтического клуба «Подросток»
МБОУ СОШ №1 имени А. К. Харченко.

1. Участие с авторскими произведениями в Красноярском краевом детском литературно-поэтическом альманахе «Енисейка»,  октябрь 2015г.  – март 2016  - 7 учащихся.
8в Никонова Анастасия Алексеевна
6б Очикова Ксения Андреевна
8а Куракина Юлия
6б Топорова Александра
10б Целуковская Виктория
11б Учайкина Карина Николаевна
8в Горюнова Анастасия Андреевна
2. Участие  в 9-й районной  выставке – конкурсе детского творчества «Вдохновение» «По страницам любимых книг», январь 2016 г.  - 8 учащих
4а Кукуль  Антонина
3б Коченкова Анастасия
6а Топорова Александра Александровна
6а Очикова Ксения Андреевна
6а Юревичус Анастасия Евгеньевна
8а Куракина Юлия Станиславовна
9б Гунтикова Екатерина Сергеевна
8в Никонова Анастасия Алексеевна

3. Участие в 23-м Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», номинация – литературное творчество, февраль – март 2016 г.  – 7 учащихся.
4кл Кукуль Антонина
8а Куракина Юлия Станиславовна
8в Никонова Анастасия Алексеевна
6б Очикова Ксения Андреевна
6б Топорова Александра Александровна
11б Учайкина Карина Николаевна
10б Целуковская Виктория Сергеевна
4. Участие в Красноярском региональном литературно-поэтическом конкурсе имени И. Д. Рождественского, март – апрель 2016 г. – 2 учащихся. Заняли 4 и 5 места.
Кукуль Антонина 4 кл
Коченкова Анастасия 3 кл

5. Участие в школьном  конкурсе, посвящённом Всемирному Дню поэзии
 «Ах, эти чудные мгновения», (2-10 классы), март 2016 г. – 23 учащихся.
2кл Мальцева Варвара
2 Чилякова Дарья
2 Лущаева Валентина
2 Белошапкин Вадим
3 Волчкова Алина
3 Лукьянова Виктория
4 Конради Таисия
6 Филичкина Арина
6а Павлыш Арина Евгеньевна
6б Мартынова Арина Васильевна
6б Мочалкина Александра Евгеньевна
8а Куракина Юлия Станиславовна
7а Воронцов Никита Владимирович
7а Языкова Виктория Юрьевна
8в Оглова Алина Николаевна
8а Санкина Яна Сергеевна
10б Целуковская Виктория Сергеевна
7а Столяренко Вероника  Денисовна
7б Арбузова Анна Николаевна
8в Никонова Анастасия Алексеевна
 

6. На Интернет-сайте Стихи.ру, страничка «Руководитель», размещены авторские работы 9 учащихся 2 – 9 классов.
2кл Стрелецкая Елизавета
3 Коченкова Анастасия
4 Кукуль Антонина
5б Хлудеева Ксения
9б Гунтикова Екатерина 
6а Очикова Ксения
8в Никонова Анастасия
4кл      Черепахина Мария
6а        Топорова Александра
7. Изданы авторские детские сборники 9 учащихся.
               
3кл Коченкова Анастасия
4 Кукуль Антонина
5б Хлудеева Ксения Вячеславовна
9б Гунтикова Екатерина  Сергеевна
6а Очикова Ксения Андреевна
8в Никонова Анастасия Алексеевна
2кл Стрелецка Елизавета

8. Выполнили проект по издательству детской книги «Писатели Красноярья – сказки детям», в формате А-4,  по страницам писателей - сказочников Красноярского края в авторском  художественном оформлении.
          

8в Исаченко Дарья Александровна               
6б Богаева Екатерина Вадимовна
8а Тюленев Кирилл Денисович
6б Павлыш Арина Евгеньевна
10б Очикова Ксения Андреевна
11б Харчёнок Дарья Сергеевна
8в Пономарёва Алёна Дмитриевна
6а Старенкова Софья Владимировна
6а Ахметова Людмила Вячеславовна
7б Аверкина АлинаАлександровна
7б Аглямзянова Светлана Александровна
6а Смольянинова Полина Ивановна
7б Большаков Станислав Вячеславович
7б Головнина Варвара Александровна
7б Гиндулина Нагимя Нагимулловна
7б Гурьянова Арина Валерьевна
6а Илюшенко Диана Анатольевна
7б Викулова Марина Сергеевна
7б Рудинеев Виктор Павлович
7б Абдинова Диана Шамилевна
6б Сычёв Сергей Сергеевич
7б Сычёва Екатерина Сергеевна
6б Непомнящая Дарья Алексеевна
6б Живаева Евгения Игоревна
6б Манакова Надежда Александровна
7а Историна Дарья Юрьевна
7а Мартынова Арина Васильевна
6б Мочалкина Александра Евгеньевна
6б Леонова Юлия Сергеевна
6б Нетесанов Андрей Дмитриевич
6б Кокова Жанна Игоревна
7б Блюм Екатерина Сергеевна
7а Антошкина Алина Дмитриевна
6б Куклина Алина Александровна
7а Лукьянов Юрий Евгеньевич
7а Амирханян Мариям Алековна
9б Арбузова Анна Николаевна
7б Галузо Анастасия Дмитриевна
6б Комарова Карина Евгеньевна
6б Слабышева Анна Дмитриевна
6б Толстикова Мария Андреевна
6б Столяренко Вероника Денисовна
7а Сатдарова Татьяна Нуртыновна
6а Кужевлёва Полина Олеговна
7а Кураксина Ольга
Хачатрян Виктория Арамовна
7а Тимакова Дарья Михайловна
7а Давлетова Алина Юрисовна
7а Топорова Александра Александровна
6б Калантаевская Елена Вадимовна
7а Корчан Дарья Витальевна
9а Пташинская Снежана Андреевна
9а Назарова Кристина Евгеньевна
10б Родина Алина Игоревна
10б Целуковская Виктория Сергеевна
10б     Михайлова Александра Сергеевна

 В марте 2016 года на презентации детского Красноярского краевого альманаха  «Енисейка» в Красноярске. Книги были вручены каждому писателю – участнику  проекта.

В работе над рисунками к книге приняли участие более 100 учащихся. Рисунки 56 участников на конкурсной основе вошли в сказочный сборник. Данная книга украшает полки О.О.О., магазина «Кнопка».
Книга  вручена всем её участникам, как память о дружбе и сотрудничестве с писателями Красноярья, на торжественной линейке 30 мая 2016 года, под девизом «За честь школы».
В мае 2017 года выпущена книга №2. Рисунки 52 учащихся на конкурсной основе вошли в сборник сказок писателей Красноярского края.
Начатый проект продолжает свою работу  по дальнейшему изданию вышеназванной  книги под №3, в 2017-2018 учебном году под руководством учителя технологии, изобразительного искусства, Бондоренко Любови  Ильиничны.
9. В 2017-2018 учебном году литературный клуб «Подросток» работает по следующим основным направлениям:
- литературно-поэтическое
-литературно-художественное
-литературно-музыкальное.

Знакомство учащейся 3 класса Коченковой Анастасии с главным редактором Краевого детского литературного альманаха «Енисейка»,  Кузичкиным Сергеем Николаевичем.


Анализ личностного развития детей, обучающихся по 3 годичной программе «Литературно-поэтическое объединение» по данным  промежуточного мониторинга проводится ежегодно. (2016-2017)
Объект исследования: учащиеся объединения «Литературно-поэтического объединения» в количестве 36 человек
Состав группы:
группа  первого года обучения -13
-группа второго года обучения-12
-группа 3 года обучения-11
Цель мониторинга: определение  личностного развития детей  по дополнительной образовательной программе «Литературно-поэтическое объединение».
Методы исследования:
- наблюдение.
Информация, в результате отслеживания мониторинга, позволяет увидеть проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса, оценить их уровень и наметить пути устранения.
Полученные данные показали, что повысились теоретические знания, коммуникативность.
Конфликтность возникает у 1  ребёнка, поскольку проявляются лидерские качества.
 Из выше перечисленного, можно сделать вывод, что анализ  состояния учащихся можно оценить, как  среднее.

Детские таланты

При Центре Дополнительного Образования детей Ужурского района уже второй год работает детский литературный клуб «Роднички».  Есть споры, поиски, разочарования, есть и первые детские слёзы. У кого-то слёзы радости, восторга за свои первые победы, а у кого-то  - слёзы маленькой душевной боли,  огорчений. Ведь попробовать свои способности на поэтическом ковре хочется многим.   
               
Какими эти стихи у ребят получаются, судить вам, юные читатели. Но то, что детские души девочек и мальчиков при написании стихов  не равнодушны,  то, что каждая строчка пережита и обдумана их добрыми, отзывчивыми и чистыми, как родничковая вода, детскими сердцами,  конечно же, так.
Это их первая победа над неизведанными и неожиданными трудностями и препятствиями на   узенькой и извилистой тропинке, полной таинства и поэтических приключений.
Уверен, есть среди ребят будущие поэты и писатели, ибо их души наполнены благородными порывами, пополнить окружающий нас мир своей душевной красотой и добротой, ведущей к чудесным вершинам литературного Олимпа.
Сегодня хочется поздравить юных писателей  с их первыми победами начинающих поэтов, с их первой победой над самим собой. А как это важно сейчас!
В эти трудные дни, важно помочь, поддержать ещё хрупкую, только что родившуюся уверенность в то, что малыш смог преодолеть не преодолимое. И гордиться, гордиться собой перед своими родителями, сверстниками, друзьями. Вот это в поэзии и называется – развитием таланта. Пожелаем им счастливых романтических полётов  на пути к поэтическим «Звёздам»!
Таланты!

Мы очень часто говорим о раскрытии и развитии у ребёнка его индивидуальных способностей, но очень, и очень мало для этого делаем.
Это большая и удивительно интересная работа, требующая от взрослых ещё большего таланта. Для этого требуется концентрация внимания, терпение и терпимость во времени.
Нет бездарных детей, есть бездарные воспитатели. Ещё до своего рождения у ребёнка закладываются самые первые и очень важные мозговые клетки в области его умственного развития. И заложены они ещё его далёкими предками. Здесь важно уловить ключевые этапы этого развития. Мы все хорошо знаем, что есть талант врождённый, а есть - приобретённый.
Мне бы хотелось вести разговор о приобретённом таланте, т.е. с какого времени нужно заниматься с ребёнком поисками и развитием этого чуда природы у ребёнка.
Каждый ребёнок, это — личность, а, значит - индивидуален. Вот отсюда, на мой взгляд, и нужно вести отсчёт времени в области развития этой личности.
Многие родители, ссылаясь на занятость, нанимают своему ребёнку няню. Большинство же семей эту функцию с лёгкой руки передают только детскому садику, затем школе, с полной уверенностью на то, что уж там-то их ребёнок находится в надёжных руках. Отчасти это так, дети защищены от невзгод, стрессов в стенах этих заведений. Они получают общее развитие, общее образование.
Но именно в этих условиях и губится врождённый талант каждого ребёнка, как личности. В рамках многих общих правил и их изучения, про развитие таланта у каждого ребёнка речь и не ведётся.
Давайте вспомним своё детство, юность, последующие годы жизни. И окажется, что мы сегодня с сожалением вспоминаем, говорим о том, что получили не ту профессию, которую бы хотелось, не там работаем, где бы хотелось, занимаемся  не тем, чем бы хотелось.
А что, иногда, урывками, дома, или на работе, даже на отдыхе, делаем с особой любовью и искусством, мы даже отчёта своему разуму не даём, что это и есть то, что называется приобретённым талантом.
Почему Россия сегодня на своей огромной территории по многим деловым вопросам приобретает за свои деньги чужие мысли из-за границы?
 Нужно научиться рационально  управлять талантом.  Нужно в корне менять систему обучения подрастающего поколения. Нужны специальные программы по развитию талантов у школьников. Необходимо воспитывать и учитывать индивидуальные интересы ребёнка, ибо, это его жизнь.
Именно эти  варианты со временем приведут  к тому, что вредные привычки очень скоро для подрастающего поколения станут по-настоящему вредными. Нужна не просто заинтересованность в развитии талантов, а реальная переоценка происходящих событий во многих областях жизни ребёнка.
И ведущую роль здесь должны играть в первую голову родители и школы со специализированными классами, лабораториями, мастерскими, парками, стадионами.
 Впереди у «Родничков»  намечена грандиозная  работа с малышами начальных классов -
совместный проект над изданием своих «чудес» - детских книжек,  где  будут  детские произведения с их авторскими рисунками.
Планируется свой детский красивый  журнал  с юными  журналистами, редакторами, оформителями  и  художниками!
Сегодня наш клуб  гордиться тем, что ученица 4 класса школы №6 Катя Лукьянова, обучаясь в третьем классе, прошла конкурсный  литературный отбор на краевом уровне, и её стихотворение «Котята» напечатано в «Новом Енисейском Литераторе» в специальном  приложении для одарённых детей  детского  альманаха «Енисейка».
Вместе с нами сегодня миллионы читателей не только нашей Родины, но и поэты – писатели стран Ближнего и Дальнего зарубежья, потому что мы разместили свои стишки на сайте «СТИХИ.РУ» под названием «Руководитель». Уже  есть отзывы знаменитых поэтов-писателей: Саята Атиллы – Казахстан, Татьяны Казовской – Санкт-Петербур, Анатолия Гришина – детский писатель, Юрьевой Алёны Ивановны, Сергея Столбова – Москва.
Следует отметить литературно - поэтические данные  учениц  5 класса Тимофеевой Тани, Зайцевой Кати, Маценко Ани,  учениц 4 класса Иры Певцовой, Коваленко Лизы, Учениц 7 класса Гунтиковой Кати,  Живаевой Кати, Ученицы 8 класса Такасковой Маши, ученица 9 класса Жуковской Дианы.
Их отношение к литературно поэтической деятельности  отличаются  стремлением к поэтическому мастерству, желанием познать мир поэзии.
Девочки  являются личным примером для всех ребят в клубе, особенно для детей со слабыми литературно - поэтическими  данными.
Успехами многих детей можно считать итоги занятий прошедшего учебного года:
-С ноября 2012 года мы в Интернете
-Сегодня нас читают более 2500 читателей - писателей
-Мы получили из Интернета более 300 рецензий, рекомендаций, советов, пожеланий
-Мы выпустили второй номер своего детского авторского альманаха "Роднички"
Итог 2012-2013 учебного года - 28 учеников издали свои авторские книжки
Со своими произведениями мы приняли непосредственное участие в Благотворительных акциях:
-"Чистое слово"- наши книжки читают малыши детских садиков нашего района
-Наши книжки подарены детям из неблагополучных семей района
-Наши книжки читают дети в Приюте
-Наши книжки читают дети в специализированном интернате.
-Всех детей города Ужур, идущих в наши школы в сентябре 2013 года в первый класс, мы встретили подарками  -  своими книжками - стихами.
Прошёл сентябрь нового 2013-2014 учебного года. Клуб пополнился  новыми интересными ребятами. Каждый с чудесной поэтической душой. И каждый стремится к победе над собой. А это так трудно - стать поэтом! Но у меня нет ни малейшего сомнения, что малыши выстоят и не уйдут из этой интересной литературно-поэтической загадочной страны, ведущей к Олимпу Славы, большому поэтическому пьедесталу. И не далёк тот день, когда их произведения будет читать весь мир.
Руководитель  –  педагог центра дополнительного образования Меркулов Николай Иванович, 2013 год.
Его душа жила не ради славы…
Литературное объединение Ужурского района имени члена Союза писателей России, участника Великой Отечественной войны Петра Павловича Коваленко «Ужурские зори», поддерживает инициативу  литературно - художественного клуба «ПОДРОСТОК» имени члена Союза писателей России, участника Великой Отечественной войны Петра Павловича Коваленко,  ЦДО «Ужурский районный центр дополнительного образования»,  Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Александра Корнеевича Харченко», о присвоении площади у фонтана на площади, по улице С.М. Кирова (у моста на реке Ужурка), имени поэта, члена Союза писателей России, участника Великой Отечественной войны, Петра Павловича Коваленко в 2018 году,
в день его рождения 12 июля,
 в  95 годовщину со дня рождения поэта.
Стартует настоящая акция с 12 июля 2016 года (день рождения поэта). Финальной точкой будет - празднование 95  годовщины со дня рождения поэта – земляка Петра Павловича Коваленко 12июля 2018 года, на площади у фонтана.
Литературное объединение «Ужурские зори» и члены детского клуба «Подросток» обращаются к жителям Ужурского района, города Ужур, посёлка Солнечный Ужурского района, жителям Красноярского края, Сибири, поддержать инициативу учащихся школы №1 города Ужур через средства массовой информации; газету «Сибирский хлебороб, Интернет - сайты Центра дополнительного образования, Управление культуры Ужурского района и других регионов Российской Федерации.
С этой целью Литературным объединением Ужурского района объявлены ежегодные литературные чтения - конкурсы авторских стихов П.П. Коваленко 12 июля, в честь дня рождения поэта, как для жителей Ужурского района, города Ужур, посёлка Солнечный Ужурского района, жителей Красноярского края, Сибири так и для гостей.
 Чтения - конкурсы проходят, и будут проводиться (с обязательным поощрением) на площади у фонтана по ул.  С.М. Кирова с 12 июля 2016 года  (у моста на реке Ужурка). Ценными подарками являются; произведения П.П. Коваленко, авторские детские сборники детей Ужурского района,  авторские сборники писателей Ужурского района, Красноярского края и Сибири.

ОДАРЁННОСТЬ И ДЕТИ
2016-2017 учебный год
Ещё в 2008 году я утверждал - любовь к творчеству не передаётся по наследству, она просыпается, расцветает, всплывает, приходит в наше сознание с душой, которая оставляет это удивительное качество потомкам….
Вырастить свою и воспитать детскую душу - задача взрослых.
Велико желание детей притронуться к самому сокровенному, самому таинственному, самому волшебному олимпу детской Славы.
Задача учителя и родителей – помочь ребёнку в этом.
Часто в течение нескольких месяцев многие дети, скрывая от посторонних глаз, упорно пытаются писать свои первые неказистые стишки, сказки, рассказы. Но у некоторых ребят ничего не получается потому, что они просто не решаются написать самую трудную и самую заветную - первую строчку.
Наступают моменты, когда ребята с горечью  оставляют это желание и замыкаются в себе.
Всё это я видел…
Трудно передать словами, чего мне стоило пережить их детские страдания, потому, что я хорошо понимал внутреннюю детскую борьбу самих с собой. В душах детей подсознательно возникало ощущение ревности – а кто же первый решится на своё сокровенное произведение, над которым бы никто не посмеялся из чувства ревности.
Дети, часто, приходя на занятия, отвлекали друг друга и … торопились домой.
Ребята в своём возрасте очень сильно любят фантазировать, мечтать, рассказывать. Но вот беда – им трудно понять, что, желание – писать, это значит - необходимо все слова и эмоции  доверить чистому листу бумаги и простому карандашу. И, доверившись тишине, укладывать на чистом белом листе  свои заветные мечты.
Дети, которые начинают правильно ориентироваться и понимать, что литературное творчество требует особого внимания и напряжения мозгового аппарата, что этот необычный для их сознания приём, и делает писателя писателем, уже через месяц занятий выдают свои первые, удивительные по душевной красоте содержания стишки или сказки, рассказы.
Ох, как же хочется ребёнку на первом этапе начала своего творчества, чтобы кто-нибудь записал за него его нескончаемый поток жизненных эмоций, наблюдений, увлечений, детских переживаний…

Как сложно порой бывает найти или подобрать ключик к раскрытию таланта у ребёнка. Проходят дни, недели, месяцы, и годы …. Кажется, всё безнадёжно! Но, присмотревшись внимательно к ученику, начинаешь понимать, что с ним что-то происходит…
И только через два – три месяца можно  увидеть, как у юного дарования начинает формироваться свой яркий и удивительно светлый, звонко журчащий по «каменистым» литературным  терниям, вырываясь из детской души, робкий, но очень живучий, сметающий на своём пути все преграды, стремящийся к широким просторам, желающий показать окружающему миру, что, вот он, Я, ваш новый друг - ручеёк.
Имя этому ручейку – ТАЛАНТ.
 Родившийся в чудесное время, в прекрасном детском сердечке, этот ручеёк будет жить вечно.
 Мы очень часто говорим о раскрытии и развитии у ребёнка его индивидуальных способностей.  Это большая и удивительно интересная тема, требующая от взрослых ещё большего таланта.
 Для этого требуется концентрация внимания, терпение и терпимость во времени у родителей, учителей, друзей.
Нет бездарных детей. Здесь важно уловить ключевые этапы  развития ребёнка.
Каждый ребёнок, это — личность, а, значит, индивидуален. Вот отсюда, на мой взгляд, и нужно вести отсчёт времени в  его удивительном, любопытнейшем мире.
Дети  не просто начинают покорять недосягаемые вершины мастерства в области искусства, одним из  которых является поэзия, они с удовольствием окунаются в бурный поток развития литературного развития нашей страны.
Поэзия, это один из высочайших  Олимпов культурного наследия нашего народа. И тот, кто прикоснётся к её истокам, познает одну из древнейших наук человечества.
Хорошо, когда вместе с одарённостью, ребёнок совмещает эрудицию в школьных науках. Но ко всему этому нужно приложить максимум душевных усилий,  терпения,  целеустремлённости,  желаний, способностей замечать интересные явления  природы, наблюдать за жизнью  животных.
Любой писатель, поэт  пишет историю своей страны. И его труд  со временем станет достоянием культурного наследия для своего народа у тех, кто с любовью относится к своей Родине.
Скоро, и очень скоро мы увидим на восходе современной, удивительно яркой жизни много прекрасных чудес человеческой природы на литературном трудоёмком поприще.
К этой, казалось бы, несбыточной мечте большинство детей приведёт любовь к  поэзии, к прозе,  к окружающему их маленькие сердца, но очень ёмкие по содержанию души, как писателей своих маленьких по объёму, но наивно прекрасных по замыслу, пока ещё слабеньких в литературном жанре, авторских произведений.
Детей, постоянно стремящихся к чему-то необыкновенному, личному, что смогло бы дать им возможность уже в своём раннем детском возрасте быть увиденными, услышанными и, по возможности,  реализованными в своих работах.

Энергия, жизнерадостность, полнота детской творческой самостоятельности, с нежной любовью, через сердца и души юных писателей, бурно ворвались в литературную творческую жизнь не только в стены родной  школы, но и в жизнь нашего родного Красноярского края, которые воплотились в творческое участие в детском альманахе «Енисейка», как  приложении к «Новому Енисейскому Альманаху», на страницах Интернет – портала «Стихи.ру», страничка «Руководитель».
Стилистика, загадочность, увлечение историческим далёким прошлым, сегодня уносит авторов  таинственных произведений Виктории Целуковской - 11 класс, Екатерины Гунтиковой – 10 класс, Анастасии Никоновой – 9 класс, Антонины Кукуль - 4 класс, Юлии Куракиной – 9 класс  в далёкие пушкинские времена.
Во времена, когда честь, достоинство и совесть очень часто ложились на лезвие дворянского клинка, когда ложь была неминуемо наказуема, а любовь к даме вознесена до уровня выбора жизни или смерти…

В своих маленьких произведениях, которые со временем, порадуют читателя увлекательными романами своего времени, уже сегодня дети – авторы  ищут ответы не только на волнующие их события современности. Они ищут истину, ту самую истину, которая неразрывно связывает человечество в его прошлом, настоящем и будущем…
Доверие! Вот основополагающий ключ к разгадке в творческой жизни ребёнка.
 
Сегодня одна из девочек – Анастасия Никонова  – главный редактор школьного детского литературно-поэтического альманаха «Подросток», который вместе с единомышленниками уже стал частью её детско-юношеской жизни.
Как ни странно, но именно сегодня её, ученицу 9 класса, влечёт своей непоколебимой прямотой журналистика, журналистика без двойных стандартов, по которой так сильно скучают дети.
И ещё один из таких ярких примеров – Коченкова Анастасия, учащуюся 4 класса МБОУ СОШ №1, г. Ужур.

Удивительный ребёнок, с удивительными наклонностями, со своей детской непосредственностью ко всему происходящему вокруг неё, в этом, для неё, волшебно - загадочном мире…
Мы познакомились с Настенькой ещё в первом классе…
С широко раскрытыми, наполненными таинственного любопытства глазками, со своей детской доверчивой искренней  улыбкой, она внесла в мою душу, как-то сразу, мгновенно, ничем не соизмеримое огромное количества тепла, уюта и солнечного света.
Всё началось с выразительного чтения…
Настенька пришла ко мне с двумя листочками бумаги, на которых было всего лишь  одно стихотворение, автором которого была её тётя, директор  центра дополнительного образования Партизанского района Красноярского края, поэтесса, Рудько Венера Сергеевна.
Я ни о чём не успел расспросить девочку. Совершенно спокойно Настя убедила меня в том, что знает стихотворение наизусть, но хотела бы научиться читать его выразительно…
Уже через месяц Настя выступала  в своей школе, затем – в школе юных натуралистов. Через неделю - в Ужурском  Краеведческом музее…
Далее…. Красноярск, второе место по краю…
Через год она вновь пришла ко мне, но уже с другим предложением:
Хочу писать стихи…!
И… первая книжка – наш совместный с ней упорный труд…
Сегодня Настенька учится в 4 классе и руководит школьным детским кукольным театром (вместе со своими первоклашками она с применением аудиотехники и вязанных сказочных героев - кукол оттачивает и отрабатывает и своё мастерство – грамотность родного языка  и навыки литературного чтения). 

Усиленная любовь к литературному чтению у Настеньки ярко проявляется с первого класса. В это время её интерес к родному языку, к детской литературе возрастает. Очень быстро Настю увлекает поэзия, её  лиричность, красота родной речи, музыкальность, душевность. У девочки возникает желание в освоении выразительности чтения стихотворной формы. Она начинает заниматься в школе Искусств г. Ужура.
Удивительно нежными, чуткими, внимательными и обязательными помощниками в этом тяжелейшем желании дочери являются её родители, Коченковы - Борис Сергеевич и Ирина Викторовна.  С их помощью девочка  принимает активное участие в различных школьных, районных, краевых Всероссийских и Международных конкурсах, фестивалях юных талантов в области выразительного чтения, занимая при этом призовые места.
Обучение во втором классе, и участие во Всероссийских конкурсах, только подтверждает бесспорное развитие в девочке юного таланта в области литературного чтения поэтического направления.
Литературным объединением Ужурского района имени П.П. Коваленко «Ужурские зори»,  за успехи, достигнутые в литературном стихотворном чтении, неоднократно принимались решения о размещении фотографии талантливой ученицы на первую страницу обложки районного детского альманаха «Подросток».
Отмечая в марте  2015 года Всемирный День поэзии, фотография Коченковой Анастасии была вновь рекомендована на Почётную грамоту для поощрения  победителей и участников детского литературного конкурса между школьниками района.
В 2015-2016 учебном году её фотография вновь на обложке школьного детского альманаха «Подросток».
За достигнутые успехи в литературных конкурсах Настя получает путёвку для отдыха в детский Международный лагерь «Артек». Но и оттуда девочки привозит за свой талант Диплом первой степени. Вместе с Дипломом Настя получает приглашение  на Международный конкурс исполнителей выразительного чтения стихотворных произведений, который состоится летом 2017 года в городе - Санкт - Петербург.
Следом ещё одно приглашение - из Новосибирска.
И вот он, очередной успех за огромный труд в области литературного чтения – лауреат второй степени в 67-м Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов «Берега надежды – Новосибирск».
Вместе с Дипломом вновь приглашение от организаторов конкурса на Международный конкурс юных талантов в город Анапу этим же летом - 2017 года.
 27 апреля 2017 года Коченкова Анастасия стала участником регионального Всероссийского конкурса юных талантов "Синяя птица" в номинации
«Актёрское слово». Она ждёт вызова в столицу нашей родины г. Москву для выступления среди участников по Центральному телевидению.
Я уверен, среди этих детей, со временем, вырастут известные писатели, которые подарят Родине множество замечательных литературных произведений в позолоченной оправе. Имя этому жанру искусства – Поэзия жизни…
Руководитель районного литературного объединения «Ужурские зори»,
руководитель (с2017 года – куратор) районного школьного альманаха «Подросток»,
учитель, член Российского союза писателей,
 Николай Меркулов.


БИТВА ЗА ДЕТСКИЕ ТАЛАНТЫ
2016-2017 учебный год при школе №1
Для работы с одарёнными детьми разработаны Программа и Сценарии проведения внеклассных мероприятий в области изучения литературно-поэтического мастерства:
1. Для размещения детских произведений из числа талантливых учащихся школы создан детский литературно-поэтический альманах «ПОДРОСТОК», выпускается по итогам каждой четверти. Руководителем  является учащаяся 9 класса Никонова Анастасия.
 Создан редакционный совет из  учащихся - 7 человек, (представлены к награждению).
Кураторами детского альманаха «Подросток» являются;
директор школы Агеева Т.Г., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории - Корчан Н.И., Директор МБОУ ЦДО - Уварова Т.П., учитель первой квалификационной категории, член Российского союза писателей, руководитель литературного объединения «Ужурские зори».
2. По инициативе  альманаха «Подросток» проводятся литературные конкурсы - чтения, посвящённые писателям России и Красноярского края, Всемирный День Поэзии, Дню Победы. В данных мероприятиях участвовало 92 ученика 2-10 классов, (представлены к награждению).
3. В период  2016-2017 учебного года 216 учащихся были  награждены Дипломами, Грамотами и Благодарственными письмами школьного, районного, краевого и всероссийского уровней.
4. С целью совершенствования читательской грамоты и отработки навыков выразительного чтения из учащихся начальной школы создана литературно-театральная группа в количестве 12 человек, в работе с которыми использовались аудио технические средства обучения с применением мягких кукольных игрушек – героев сказочных произведений.
Представлены к награждению 8 учащихся.
5. Выпущены авторские книжки:
Хлудеева Ксения 6класс
Кукуль Антонина 5 класс
Черепахина Мария 5 класс
 Фурсова Юлия 4 класс
Комкова Софья 4 класс
Никонова Анастасия 9 класс
Топорова Александра 7 класс
Очикова Ксения 7 класс
Стрелецкая Елизавета 3 класс
Коченкова Анастасия 4 класс.
Представлены к награждению 10 учащихся
6. Коченкова Анастасия: (Литературное чтение)
За достигнутые успехи в литературных конкурсах – завоёвывает путёвку для отдыха в детский Международный лагерь «Артек». Где получает за свой талант – Кубок и Диплом первой степени. Вместе с Дипломом Настя получает приглашение  на Международный конкурс исполнителей выразительного чтения стихотворных произведений, который состоится летом 2017 года в городе - Санкт - Петербург.
Следом ещё одно приглашение - из Новосибирска.
 Очередной успех за огромный труд в области литературного чтения – лауреат второй степени в 67-м Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов «Берега надежды – Новосибирск».
Дипломом и Кубок, а так же  приглашение от организаторов конкурса на Международный конкурс юных талантов в город Анапу летом - 2017 года.
   27 апреля 2017 года Коченкова Анастасия стала участником регионального Всероссийского конкурса юных талантов "Синяя птица" в номинации – «Актёрское слово».
7. Издана вторая книга в детских рисунках «Писатели Красноярья – сказки детям», авторами рисунков являются 49 учащихся школы №1.
В конкурсе рисунков приняли более 100 учащихся 6-8 классов.
Представлены к награждению Дипломами и Грамотами  49 участников
8. В конкурсе по технологии «Своими руками» по изготовлению детских игрушек приняло более 40 учащихся (мальчики).
Представлены к награждению Дипломами и грамотами 38 участников.

Писатели Сибири и Красноярья-
сказки детям.
Идея создать  книгу по сказкам писателей Красноярского края возникла не случайно.
К этой, казалось бы, несбыточной мечте  нас привели именно дети – юные любители поэзии, прозы, писатели своих маленьких по объёму, но наивно прекрасных по замыслу, пока ещё слабеньких в литературном жанре, авторских произведений.
Детей, постоянно стремящимся к чему-то необыкновенному, личному, что смогло бы дать им возможность уже в своём раннем детском возрасте быть увиденными, услышанными и, по возможности,  реализованными в своих работах.
Велико желание детей притронуться к самому сокровенному, самому таинственному, самому волшебному олимпу детской Славы.
И нам  захотелось создать здесь, у себя на малой родине, свою книгу.
Я, как член Российского Союза писателей, член Красноярского литературно-поэтического клуба «Новый Енисейский Литератор», член редакционного совета Красноярского краевого детского альманаха «Енисейка», руководитель литературного объединения «Ужурские зори», обратился к писателям - сказочникам Красноярья, и получил их согласие на участие в данном проекте.
Итак, у детей появилась замечательная возможность в реализации своих детских талантов в области художественно - изобразительного искусства.
С сентября  2015-2016 учебного года в кропотливую, но удивительно интересную работу по созданию сюжетных рисунков по мотивам сказок писателей Красноярья  включилось более ста учащихся школы №1 имени Героя Советского Союза Александра Корнеевича Харченко, в возрасте от 9 до 17 лет.
А это ученики 3 – 10 классов, среди которых 6 учащихся – дети писатели.
Все рисунки прошли конкурсный отбор.
Каждый рисунок отмечен; имя, фамилия автора и класс.
Не остались в стороне и школьники - журналисты детского журнала «Подросток», который носит имя нашего земляка П.П. Коваленко, поэта, писателя, члена Союза Писателей России, участника Великой Отечественной войны.
И вот она - первая книга по мотивам детских сказок писателей нашего  Красноярского края с немного наивными, но своими авторскими рисунками учащихся МБОУ «Ужурская СОШ №1, имени ГСС А. К. Харченко».
Работа над рисунками к книге дала детям  уникальную возможность заглянуть в гости  к  героям сказки непосредственно с помощью художественной кисти, цветных красок, карандашей.
Знакомство с уже проверенным, текстом происходило на уроках Любови Ильиничны Бондаренко, учителя технологии и предмета «Национальный региональный компонент» раздела «Художественная культура».
Дети сами читали тексты, обсуждали, переживали, спорили друг с другом, уходили в фантастические события героев  прочитанных сказок, а затем согласовав детали художественных замыслов с руководителем, укладывали свои  непростые решения, в художественные сюжеты в виде иллюстраций.
Прекрасно справились со своей работой и  учащиеся 10 класса, задачей которых была работа с литературным  текстом каждой сказки. Руководила этой группой учитель русского языка и литературы Надежда Ильинична Корчан.
Это давало учащимся право на самооценку, где в разы поднимается ответственность за выполняемую работу.
Руководители отметили, что в процессе не простого труда, у детей усиливается любовь к родному языку, к историческому легендарному прошлому, развиваются чувства фантазии, интереса к чтению, любовь и уважение ко многим школьным предметам, любовь к своей Родине, к своему народу.
Дети от души благодарны писателям – сказочникам Красноярского края за уникальные сказочные произведения.
Количество детей художников
С уважением,  авторы проекта.


2016-2017 учебный год.
( Защита детского труда)
1. «Августовская площадка» 27.08. 2016 г. – тема «Роль учителя в развитии познавательных возможностей одарённого ребёнка в его учебной мотивации».
2. 30 марта  Районная творческая площадка - Знаешь, умеешь, поделись. Тема «Развитие мотивации обучающихся при выполнении  проекта «Детская игрушка».  на уроках технологии.
3. Макет здания «Екатерино – Ужурское приходское училище» село Ужурское.
День открытия – 24 ноября 1857 год.
Училище состояло из комнат;
 прихожая, учительская, 2 класса, в которых раздельно обучались 6 девочек и 27 мальчиков, класс для обучения Закону Божьему.
(совместная работа кабинета истории и кабинета технологии – мальчики 5 класса).
4. Из числа учащихся выращен  руководитель детского школьного авторского альманаха «ПОДРОСТОК». 
5. Встреча юных поэтов, писателей школы №1  с главным редактором Ужурской районной газеты «Сибирский хлебороб» - Наши дела и планы  творческого развития детского альманаха с перспективой на выпуск альманаха районного уровня.
6. Проведена уже вторая встреча «ПОДРОСТКА» у городского фонтана  (12 июля) с любителями поэзии, в честь 93 годовщины со дня рождения поэта-земляка, писателя, члена Союза писателей России, участника Великой Отечественной войны, Петра Павловича Коваленко.
7. Проведены детские Конкурсы стихов, посвящённых Всемирному Дню Поэзии, Дню Победы, в которых приняло участие более 40 участников.
8. В работе с детьми в области выразительного чтения открыта новая рубрика «Как читать стихи», с применением аудиоаппаратуры.
9. «Как научиться писать стихи» - куклы в помощь детям, (импровизированный театр – «Лесные сказки») с применение микрофонов.
10. Подготовлен материал для стенда «Детские писатели школы»  о детях писателях школы за период 2013-2017 годы.
11. Детям, выпустившим в школе авторскую книжку, присваивается звание «Детский писатель года» с вручением Диплома и памятного удостоверения с фотографией автора.
12. Ведётся тесное сотрудничество с кабинетами; история, русский язык и литература, с кабинетом технологии и изобразительного искусства.
13. В начавшемся  2017-2018 учебном году продолжена работа детей  над рисунками по мотивам сказок к Книге №3 «Писатели Сибири и Красноярья – сказки детям».
ПИСАТЕЛИ
КРАСНОЯРЬ

СКАЗКИ
ДЕТЯМ
книга 3
 2017 год.

г. Ужур,
 Красноярский край.


Дорогие ребята!
Перед вами замечательная книга, в которой рассказывается о животных и птицах, о красоте нашей замечательной природы и о том, чем мы, маленькие читатели, занимаемся в родном детском саду.
Эта книга самая первая в жизни детей подготовительной группы «Солнышко». И хотя мы ещё дошколята и не умеем хорошо читать и считать, но в своих творческих работах выражаем большую любовь и заботу к животным и всему окружающему нас природному миру.
Эти стихотворения заворожили нас, а маленькие ручки потянулись к акварельным краскам. Как это у нас получилось, судить вам, юные читатели.
Выражаем глубокую благодарность Н.И. Меркулову за стихи, написанные детям, и желаем ему творческих успехов и удач.
Своим воспитанникам хочется пожелать, чтобы они подрастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещёнными людьми. Чтобы они любили книгу, которая  помогает им жить.

С уважением, воспитатель подготовительной
группы д/с №1  - Елена Анатольевна Ютаева.


УДК М52 
ББК84(2Рос=Рус)   
Николай Меркулов

Рисунки детей детского сада № 1


НАС В ДЕТСКОМ САДИКЕ НАУЧАТ…

Стихи

г. Ужур, 2010 г.


НАС В ДЕТСКОМ САДИКЕ НАУЧАТ…


Нас в детском садике научат
Своё здоровье сохранять,
Расскажут всё про снег, про тучи,
До ста  десятками считать.

Научат складывать и слоги,
Лепить корзинку для цветов,
Убирать мусор за порогом,
Как и чем кормить скворцов.

Ходить научат по дороге,
Про стрелки скажут у часов,
Почему червяк безногий,
Живут ли кошки без усов.

Ещё расскажут и научат
Нас детской дружбой дорожить,
Кто из  зверей сейчас могучий
И как с животными дружить.

Как относиться к старшим людям,
Зачем всем нужен огород,
К чему приводят ссоры, грубость,
Зачем же нужен самолёт.

 На своих детских вечерах
 Мы поиграем в космос,
 Пройдём походами в горах,
 Узнаем, кто есть лоцман.

За очень малый срок в саду
Мы многое узнаем,
Привыкнем к детскому труду,
Чего и всем желаем.


КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Баю, баю, баю, бай,
Спи, малыш мой, засыпай.
Спят давно твои друзья,
Спит и кошечка твоя.

Змей Горыныч спит давно,
Рыбки спать легли на дно.
Заснул в речке крокодил,
Зайчик сном нас удивил.

Мышки в норках не шуршат,
Сну в берлоге мишка рад.
Задремал в норе енот,
Без сна козлик не живёт.

Кто не спит сейчас в кроватке,
Кто же снов не любит сладких?
Кто не хочет подрасти,
Со сном дружбу завести?

МЕЧТАТЕЛЬ

Плачет маленький зайчишка,
Плачет, сидя на пеньке:
-Сам  хочу читать я книжки,
Но нет азбуки в леске.

Лес богат сейчас грибами
И брусникой в сосняке,
Сосчитать их смог бы сам я,
Знать бы  цифры только мне.

Разделю всё и умножу
Без подсказок, только сам.
Это мне в лесу  поможет
Обратить всё в чудеса.

Отнимать, делить красиво
Без ошибок, и на всех,
Научиться всем на диво -
Разве в жизни это грех?

Научу считать я белку -
Сколько нужно ей грибов,
Шишек крупных, даже мелких,
Как их прятать от врагов.

Посчитаю, что длиннее;
Осень, лето иль зима.
Буду знать, кому нужнее
Долгожданная весна.

Смог бы в воздухе снежинки
С удовольствием считать.
Рисовал бы их  в картинках,
Чтоб природу лучше знать.

Как и где мне научиться
Первой  грамоте сейчас?
Очень хочется трудиться.
Где найти мне первый класс?


ЛЕСНОЙ ХУЛИГАН

Хулиган-медведь в лесу
Напугал в норе лису,
Птиц таёжных разогнал,
Кукушку зверем обозвал,

Начал с зайцами резвиться,
Наступил на хвост кунице.
Буреломами чудак
Мчался к речке, как маньяк,

Разогнал там мирных рыб,
Чуть в  воронке не погиб.
Разбудил в норе ежей,
Дескать, он здесь всех храбрей.

Раскидал большой завал,
Муравейник растоптал,
Дом пчелиный разогнал
И в  глубокий ров упал:

-Как же выйти из беды?
Ох, напрасны все труды!-
Тихо звери собрались,
Вокруг ямы улеглись.

Мишка слушал приговор,
Порицанья, брань, укор:
-Ты ж  соседей распугал!-
Соболь робко простонал.

-Погляди, сколь гнёзд порушил!
Был бы мал – надрать бы уши!-
Щебетал в вершинах дрозд.
- Да, уж! Да, уж!- Вторил клёст.

Закрыв хвостиком дупло,
Белка плачет:- Ну, за что
Моих деток обижал,
Их жучками всех назвал,

Кричал грозно на весь лес:
-Завтра волк в обед вас съест!-
В чём же здесь вина моя,
Всем казалось – мы друзья!

-Мне за что сломал ребро?-
Из-под пня вдруг донеслось:
-Я, барсук, в чём  виноват,
Я ж тебе почти как брат!

-Вместо пня сел нам в гнездо,
Надо ж, вон как разнесло!
Мы остались без детей!-
Возмущался соловей.

Гул в тайге стоял весь день,
С гор спускалась ночи тень.
Медведь охал и стонал,
Жить всем мирно обещал…

Я хочу спросить  ребят:
Можно ль здесь понять зверят?
Мишке можно ли простить?
Продолжать ли с ним дружить?

ЗАГАДКА

Он лежит, согнувши спинку,
И ушами шевелит.
Не похож он и на свинку,
Всё бумагой шелестит.

Любит греться он в тепле,
Как любой ребёнок.
Часто нюхает в котле,
Но и не телёнок.

В прятки любит поиграть,
Словно он цыплёнок.
Мяч закатит под кровать,
Снова – не мышонок.

Любит мягкую постельку
У тепла за печкой.
Не похож он на газельку,
Прикинулся овечкой.

Сильно любит молоко
Каждый день из миски,
И зовут его легко,
Очень просто …..

ЗАГАДКИ МАЛЫШАМ

На улицу просится в дверь
Гладкий, пушистый – не зверь,
С нами в квартире живёт,
Как  его Маша зовёт?             (киска).


Живёт во дворе колобок,
Зовут его дети  «Дружок»!
В ограде охотно играет,
В квартиру «чужих» не пускает!     (щенок).


Чёрные глазки,
Косичка с бантом,
Слушает сказки,
Играет с котом!                (внучка).


Скачет, скачет на лугу,
Я с ним рядом, помогу,
На головке белой рожки,
Лишь резвятся его ножки!                (козлёночек).

В собственном доме живёт,
Летом пыльцу соберёт,
К чаю медком угостит,
Кто её тронет:
- Больно!- кричит!
(пчёлка).

В серенькой шубке,
Гладкие ушки,

Острые зубки,
Коготки на подушке!
(котёнок).

Ах, какой, какой скандал,
К лету шубку потерял.
Желторотым две недели
В ветках прятался на ели.              (птенец).


Н.И. Меркулов

Стихи
НАС В ДЕТСКОМ САДИКЕ НАУЧАТ…


2010 – 16 стр.

Формат 14,8 х 21 гарнитура Times New Roman

Тираж  300 экз. заказ 10

Отпечатано в полиграфическом участке
КГАУ «Редакция газеты «Сибирский хлебороб»
662255, г. Ужур, ул. Ленина, 35

E-mail  sibhleb@mail. ru
Телефон главного редактора 8(39156) 21-6-14


Детский авторский
литературно-поэтический альманах «Подросток»
Дорогие ребята!

Так начинала рождаться первая авторская детская книжка в г. Ужуре в перестроечное время.  На стихи детского писателя Н. Меркулова дети детского садика №1 г. Ужура нарисовали свои первые впечатления, тем самым выразив своё детское воображение о героях этих стихов.
Таких эмоций, бурно обсуждающих свои работы в книжках, при их получении каждым ребёнком, я ещё от детей ни разу не видел.
И именно они стали первооткрывателями дальнейшей очень важной и красивой работы не только по художественному оформлению книжек-сказок, но и именно эти дети натолкнули меня на смелый дерзкий шаг – выпуск авторских детских книжек не только на стихи детских писателей, но на написание авторских стихов, с последующим красочным книжным оформлением.
Первый авторский сборник мы назвали «Роднички». Но после выхода в детскую жизнь альманаха №3, альманах, в 2015 году был, по просьбам учащихся, переименован в «ПОДРОСТОК».
Первым главным редактором этого литературно-поэтического альманаха была избрана детьми-писателями учащаяся 10 класса, Карина Учайкина. Она очаровала детей своими фантастическими рассказами, в которых вместе с землянами путешествовала не только по своей планете, но и  по Вселенной.
В 2018 году Карина заканчивает колледж по специальности воспитатель детского сада.
В сентябре 2016 года главным редактором этого же альманаха дети избирают снова детского писателя – фантаста, учащуюся 9 класса, Анастасию Никонову. За год девочка сумела построить работу и выпуск альманаха таким образом, что мы, кураторы, согласились передать полное руководство и выпуск детского альманаха «Подросток», с сентября 2017 года, членам детской редакции под её руководством.
Я же перешёл в статус куратора, приняв душой ещё большую нагрузку – не дать детям сорваться в бездну недоверия, разочарования, неуверенности в свои силы, уважение  к самому прекрасному человечества – миру поэзии…
В  2017-2018 учебном году перед руководителем и редакцией детского альманаха «Подросток» поставлена задача – перевести школьный уровень альманаха в статус районного, объединив на своих страницах лучшие произведения учащихся школ Ужурского района.

Руководитель районного литературного
 объединения «Ужурские зори»,
руководитель (с2017 года – куратор) районного школьного альманаха «Подросток»,
учитель, член Российского союза писателей,
 Николай Меркулов


Рецензии