Об Александре Ткаченко
"МИК". 1993. 205 стр.
Новая книга стихотворений Александра Ткаченко - седьмая по счету - выглядит
внушительно. Большого формата, толстая, на хорошей бумаге, в глянцевом
переплете, с иллюстрациями. Раньше такие книги выходили только у
номенклатурных поэтов - от Исаева до Вознесенского.
В сущности, здесь две книги под одной обложкой. Художник Виктор Скрылев -
соавтор полноправный.
Еще не прочитав ни строчки, только полистав бегло иллюстрации, можно понять,
что "облом" - это символ наших времен: клубки человеческих тел, слепленных
то ли любовью, то ли ненавистью. Эмоциональной чрезмерности поэта, "сильному
магнитному полю чувств" как бы соответствует изобразительная чрезмерность
шаржа. Но последний, неся заряд чрезмерности, несет одновременно и заряд
иронии, несколько остужающий эмоциональный накал. Очевидна полемика
художника с поэтом: спокойнее, не надо так возбуждаться - мир неизменен, на
смену старой глупости приходит новая, еще более соблазнительная. И наши
упования и разочарования - все это, увы, не ново. Так же, как и бумеранги,
поражающие метателей (то бишь мечтателей). И вообще: все это было бы так
грустно, если бы не было так уродливо и смешно.
Хотя моменты иронии и самоиронии ("Лихорадочный мэн"), даже сарказма
присутствуют и у поэта, но они вовсе не определяющи. Если художник смог
преодолеть современность - пусть только в шарже, - то поэт все еще в
процессе никак не удающегося преодоления. На сломе времен он чувствует себя
"одним из обломков империи Сталина".
И даже когда я обнимаю любимую, она
шепчет -
"У тебя объятья - ну прямо железные..."
А я не хочу быть железным,
ибо знаю происхождение этой силы,
но поделать ничего не могу -
я сын своего отца,
а отец мой - сын своей эпохи,
эпохи железного занавеса.
Даже страсть к обновлению и неукротимое желание все изменить и самому
измениться - тоже из прошлого, привыкшего насиловать и подминать.
В сущности, и стиль Александра Ткаченко можно определить как
волюнтаристский. Двери истины он хочет вскрыть немедленно. Взрывая заряды
метафор (точнее - фейерверки, предназначенные скорее украшать, чем
работать), орудуя ломом рассудка, насилуя синтаксис, он наконец утомляется и
соскальзывает в рефлексию, с независимым видом прохаживаясь у так и не
открывшейся двери. Читать книгу трудно - утомляет возбуждение, которое ничем
не разрешается.
А. Ткаченко иногда называют учеником Вознесенского. Влияние, которое оказал
на Ткаченко Вознесенский, очевидно. Можно сказать, что, если изобретательный
волюнтарист Вознесенский, потоптавшись у запертой двери, отвлекает наше
внимание ярким и живым тропом - этаким сквознячком из ее замочной скважины,
то Ткаченко - волюнтарист наивный - наоборот, с помощью метафоры у нас же на
глазах старается вскрыть эту чертову дверь, но - безуспешно. Ткаченко
пытается идти дальше именно с того места, на котором Вознесенский
остановился. Но, увы, без смены метода это вряд ли возможно. Потому,
наверное, у Вознесенского и нет последователей...
Удачи Ткаченко, на мой взгляд, там, где он сменяет экипировку, остужает
накал, сдерживает размах ассоциаций. Тогда на смену сбивчивой одержимости
приходит проясняющая внятность, тогда - в основном в свободных стихах -
возникает "пас из темноты": пусть не солнечный свет, но "солнечные блики". И
они есть в этой трудной, репортажно-современной, очень нервной и
растерянно-мучительной книге, в которой неблагополучие мира - в ней нет
счастливых сюжетов - рифмуется с неблагополучием личности.
Свидетельство о публикации №117100907359