Справочники разговоров - рассказ

- И запомните! Ваша оценка в конечном итоге будет зависеть сразу от двух составляющих: от знаний и от материала, который вы мне предоставите. Причем знания все-таки не вещественны. Это же абстракция, не видимая для человеческого глаза, ее нельзя потрогать рукой. А вот справочники намного важнее, к тому же, они станут фундаментом для вашей дальнейшей жизни. Подумайте об этом. – строгим голосом произнес преподаватель и удалился из аудитории. Ибо отлично знал, о чем говорил.
 
В своих учениках он всю жизнь воспитывал предусмотрительность и нацеленность на будущее. Ему отлично удавалось это делать собственным примером. Еще бы, перед какими-то еще недавно школьниками стоял состоятельный, достигший все, что можно, человек, на вид даже талантливый. Главным талантом он считал свою феноменальную память. Действительно, он помнил много, особенно то, что хранил в своих справочниках.

Когда-то давно, возможно, будучи таким же студентом, он узнал, что все человеческие разговоры сводятся к алгоритмам, весь мир, в свою очередь, можно уложить в понятия, а диалоги расписать на все случаи жизни, чтобы не приходилось лезть за словом в карман. Новая стратегия – новые горизонты. Он не на шутку увлекся созданием подобных книг. Их становилось все больше и больше. Ибо скорость письма у него тоже феноменальная. Сначала стопка безликих толстых тетрадок на столе, затем все открытые поверхности мебели покрылись важными справочниками, которые он не уставал изобретать. И все же со временем ему пришлось расстаться с двумя шкафами книг, чтобы поместить на освободившиеся полки нечто ценное. За свое существования им было создано более нескольких сотен книг, его авторства. Как-то раз он решил посчитать сколько же часов в сумме ушло на их написание, но сразу же сбился, огляделся вокруг и успокоил себя одной лишь фразой «Я работаю для будущего». Почему-то тогда он вовсе не задавался вопросом, когда наступит это «будущее» и наступит ли вообще. Забот и так по уши. Зато ему не приходилось попадать впросак. Хотя поводов для этого с каждым годом становилось все меньше и меньше. Видимо, он сам не заметил, как потерялся среди тонн уже пожелтевших бумаг. Практически все, с кем он маломальски знаком (таких людей немного), больше двух раз точно слышали историю, которую он никак не может забыть и всегда рассказывает со слезами на глазах. А случай-то тогда вышел совершенно простым, даже нелепым: один свой справочник он оставил на лавочке в парке, а когда вспохватился и вернулся, его уже там не оказалось. Однако этот человек продолжал считать ту прогулку самой печальной, как будто он потерял не какой-то справочник с выверенными диалогами, а фотоальбом с карточками близких. Кто-то его слушал из вежливости, ибо преклонялся перед профессионализмом этого человека, кто-то уже перестал обращать на него внимание, кто-то не вникал в слова. Но всякий раз при воспоминании из него выплескивалась волна отчаяния, котором постоянно был наполнен его голос.

Наступил день сдачи зачетов. Группа студентов толпилась у двери в кабинет, но она до сих пор закрыта. У каждого в руках небольшая котомка со справочным материалом. У кого-то больше исписанных тетрадей, у кого-то меньше, но все-таки большинство все-таки постаралось пусть уж не собрать диалоги на все случаи жизни, но хотя бы их придумать, в надежде, что и это сойдет. Почему бы не снять замок сразу? На этот вопрос преподаватель боялся дать ответ даже самому себе.
 
- Прошу прощения, к вам можно? – произнес последний студент из списка запыхавшимся голосом.
- Если вы по делу, то милости прошу. – с сарказмом произнес преподаватель. – Показывайте, что принесли.
- Вот все, что мне удалось собрать. – спокойно произнес студент и протянул старику блокнот.
- Что это? Ты хочешь, то есть, вы хотите сказать, что эта немыслимая брошюрка и есть ваша работа в течение семестра? Как вы нашли наглости прийти, даже перешагнуть порог моего кабинета? – яростно срывая голос на крик выговорил преподаватель.
- Ну, вы все-таки может посмотрите, - уже с волнением в голосе проговорил студент.
- А что тут смотреть? Чему ты за это время вообще научился? Я что сказал всем вам на первом занятии, быстро отвечай!
- Вы сказали, что нужно завести специальную тетрадь и записывать в нее алгоритмы всевозможных разговоров.
- Всего одну тетрадь?! Чем вы меня слушали? На моем столе должно оказаться порядка десяти тетрадей или даже больше. А это что за записная книжка? Ты вот посмотри вон туда – видишь шкаф? Видишь сколько там справочников? А дома у меня их в разы больше. Нет, я зачет не приму. Это до добра не доведет.
- Неужели все дело в справочниках?
- Он мне еще тут вопросы задает. Ты не хочешь научиться думать на несколько шагов вперед и расстелить перед собой ковер из соломы, чтобы потом не так больно пришлось падать. Мало ли что может произойти. Тебе всегда будет необходимо дать ответ, заранее готовый ответ. Ты вообще слышишь, о чем я говорю?
- Наш с вами разговор тоже прописан в какой-нибудь книге? – вызывающе спросил студент, которому терять уже было нечего.
На этот вопрос преподаватель ничего не ответил. Можно пересчитать по пальцам одной руки все моменты, когда он не мог ничего произнести в ответ. Пауза длилась не очень долго, но за это время его лицо успело покрыться испариной, затем вмиг побелело, а потом снова залилось свекольным румянцем смущения.
- Что у вас в блокноте? – все же поинтересовался преподаватель уже более или менее спокойным тоном и вновь обратился к студенту на Вы.
- То, чему я у вас научился.
- Конкретнее говорите! – снова ополчился преподаватель.
- На протяжении этих четырех месяцев я вел блокнот, куда записывал те, моменты, которые заставляли меня на минуту удержать свой взгляд, остановиться.
Преподаватель с умным видом спрятал глаза в бумажные страницы, вдоль и поперек исписанные убористым почерком.
- Причем здесь «веснушки соседской девчонки» и «мурлыканье кота под рукой», то ли дело описание вашего похода в театр, но тут опять-таки вы говорите об «улыбчивой гардеробщице». Что все это значит? – не унимался преподаватель.
- Хотя бы то, что вдохновение повсюду. То, что какие-то мелочи заставляют улыбаться, а от этих улыбок рождается любовь к окружающему миру. Разве мы не ради нее живем…
Преподаватель снова замолчал, но на этот раз уже иначе. Он взял в жилистые, дрожащие по-стариковски руки зачетную книжку и что-то там очень быстро черканул.
- Возьмите – протянул он ее студенту – у вас все впереди. И да, не стоит вести эти справочники, Вам повезло, вы сможете научиться жить без них.
Они расстались буквально на полуслове.

Преподаватель еще долго не мог прийти в себя. Но все-таки, когда он окончательно успокоился, то поспешил домой, ибо вспомнил, что в самом нижнем ящике угловой тумбочки в его квартире затесался подобный блокнотик, который он всегда хотел начать вести, но почему-то не смог. Видно, испугался настоящей жизни. Кто знает, может еще не поздно.


Рецензии