Восстание в Бадабере 26 апреля 1985

В Пакистане, на территории учебного лагеря Бадабер, где афганских моджахедов готовили американские, пакистанские и египетские инструкторы, был концлагерь. В нем содержались советские и афганские пленные.
 
На момент восстания там было примерно 40 советских пленных (военный и гражданский персонал) и 14 – афганских.

26 апреля 1985 года во время вечерней молитвы пленным удалось убрать часовых и захватить склад вооружения. Вооружившись, они попытались захватить радиостанцию, чтобы сообщить о себе, но попытка не удалась. Тогда они заняли круговую оборону и потребовали встречи с представителями советского или афганского посольств в Пакистане или Красного Креста. На предложение сдаться ответили отказом, т.к. знали, что все равно забьют.

Операцией по подавлению восстания руководил лично один из лидеров моджахедов Бурхануддин Раббани – будущий президент Афганистана (с 2001 г.) и Председатель Высшего Совета Мира Афганистана. Бурхануддин Раббани, не желавший международной огласки существования концлагеря на пакистанской территории, приказал начать штурм. В подавлении восстания принимали участие моджахеды и регулярная пакистанская армия: артиллерийские и бронетанковые подразделения 11-го армейского корпуса пакистанской армии, а также вертолетное звено ВВС Пакистана.

Несмотря на все попытки взять склад штурмом, ничего не получалось. Тогда утром начали обстрел из тяжелых орудий. Во время обстрела склад взорвался. От взрыва сдетонировали остальные склады.
Военная база «Бадабер» была полностью уничтожена, при этом погибли 120 афганских моджахедов, 6 американских советников, 28 офицеров пакистанских войск и 13 представителей пакистанской администрации. Также моджахеды потеряли 40 артиллерийских орудий, минометов и пулеметов, около 2 тыс. ракет и снарядов, 3 установки РСЗО «Град».

Трех чудом выживших наших солдат привязали к стенке и закидали гранатами.
Президент Пакистана пытался скрыть правду о восстании, но сначала левая пакистанская газета, а затем и западные СМИ написали о случившемся.

Зачем гнать нам по телику американское гуано про Рембо и прочих? Вот готовый сюжет. Можно круто сделать. Если нет своего ума, пусть с Рембо срисуют…
---

Известно не много. Молчат в Пакистане. И «наши» молчат.
Прошло и забыли. На праздник армейский не вспомнят ребят.
Тем более, нам Пакистан стал товарищ и брат,
Почти как Китай. Но могилы погибших кричат!

Их били, пытались заставить поверить в Коран,
И кто-то ломался. Но я б обвинять их не стал.
Ломалась их вера в родную до боли страну –
Шли месяцы, годы, а их позабыли в плену.

Их били, пытали, пытались заставить предать,
И так неохота в чужой стороне помирать!
И план авантюрный в чубатой созрел голове –
Во время намаза теряют внимание все.

Вот снят часовой у ворот и на вышке – молчит,
К оружию, братья! Прорвемся! О нас сообщит
Короткой строкою газетной на Родине ТАСС!
Родные услышат и Родина вспомнит о нас!

Не скажет никто, сколько было тяжелых атак.
Горели машины, подбит неприятельский танк!
И солнце восходит сквозь дым от смердящей земли.
Держитесь! Быть может, услышат о нас, мы смогли!

Как щепка трещит от тяжелых фугасов Земля,*
Вздымается небо стеною беды и огня,
Троих уцелевших случайно, от страха завыв,
Все рвали и рвали гранатами, душу забыв…

*Это восстание вызвало такой переполох в стане моджахедов, что один из ведущих лидеров душманов Гульбетдин Хекматияр приказал впредь «шурави» в плен не брать, а при захвате уничтожать на месте (эта директива распространялась среди отрядов Исламской партии Афганистана и действовала в течение 1985 года. Была отменена под давлением американских советников)

В 2003 Указами президентов Украины и Казахстана двое воинов – интернационалистов были посмертно награждены орденами. Российское Минобороны не сумело найти достойных среди восставших…

Почему я сейчас говорю об этом? Потому что в те годы об этом в СССР долго молчали. И просто захотелось помянуть ребят. Большинству из них не было 30.

На снимке кадр из фильма 2009 года "Восстание в аду".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.