Проблемный блок второй

Википедия

§ 5. Аранжировка и обработка как производные музыкальные произведения

Российское авторское право охраняет не только оригинальные, но и производные музыкальные произведения. В отличие от оригинальных произведений, которые используются их авторами исключительно по собственному усмотрению, для использования производных требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы lt;1gt;. Самым распространенным производным произведением в музыке является аранжировка, которая в п. 1 ст. 1260 ГК РФ (п. 3 ст. 7 Закона об авторском праве) отнесена к объектам авторского права.
lt;1gt; Сергеев А.П. Указ. соч. С. 160.
Что же представляет собой аранжировка? Традиционно в отечественной музыковедческой литературе она определяется как "переложение музыкального произведения для иного (сравнительно с оригиналом) состава исполнителей" lt;1gt;. Наиболее сложной разновидностью аранжировки является оркестровка. Под оркестровкой обычно понимается "переложение, переработка для оркестра произведения, предназначенного для другого состава исполнителей" lt;2gt;. Иногда оркестровку именуют инструментовкой.
lt;1gt; Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1973. Т. 1. С. 194.
lt;2gt; Должанский А.Н. Указ. соч. С. 170.
Чтобы охраняться авторским правом, аранжировка, как и любое другое произведение, должна быть результатом творческой деятельности и выражена в объективной форме.
Для того чтобы уяснить сущность аранжировки, необходимо, основываясь на общепринятой классификации произведений на оригинальные и производные (зависимые), определить, что представляет собой оригинальное музыкальное произведение и как оно соотносится с аранжировкой.
Оригинальное музыкальное произведение (его внешняя форма) состоит из трех элементов - мелодии, гармонии и ритма. Мелодия, гармония и ритм, будучи элементами внешней формы музыкального произведения, являются той основой, которая сочиняется композитором и главным образом воспринимается слушателями. Все звуки и звукосочетания, которые не являются необходимыми для передачи указанных трех элементов, являются результатом творческого труда аранжировщика (разумеется, композитор и аранжировщик могут совпадать в одном лице), относятся к производному произведению - аранжировке и подлежат самостоятельной правовой охране.
В качестве примера обратимся к музыкальному произведению с текстом, например к песне. Специфика этого вида музыкальных произведений заключается в том, что мелодия здесь исполняется вокальной партией. Соответственно к оригинальному музыкальному произведению следует относить мелодию, которую исполняет вокал, гармонию, для передачи которой достаточно одного музыкального инструмента lt;1gt;, например гитары или рояля, и ритм, который может быть задан тем же самым инструментом. Аранжировка как производное произведение в данном случае отсутствует. Если же вокалисту аккомпанируют два и более инструмента, то аранжировка есть всегда. При этом не имеет значения сложность аранжировки, ее художественный уровень и иные качественные характеристики, поскольку, как отмечалось выше, для авторского права назначение и
достоинство произведения безразличны. Специфика работы по созданию аранжировки такова, что она по сути своей является творческой. Определение общей концепции звучания, подбор конкретных инструментов, сочинение музыкальных партий для каждого из них - все это призвано украсить и развить результат творчества композитора и требует не только вкуса и определенных навыков, но и творческих усилий.
lt;1gt; Следует отметить, что далеко не всегда возможно передать гармонию с помощью одного музыкального инструмента. Для этого необходим такой инструмент, на котором можно воспроизвести одновременно три и более звуков разной высоты. Например, на большинстве духовых инструментов этого сделать не удастся.
При поиске границы между оригинальной музыкой и аранжировкой нельзя, конечно, не учитывать некоторые субъективные моменты. Далеко не всегда композитор выражает музыку в том виде, в котором он слышит ее в идеале. За неимением каких-либо музыкальных инструментов либо навыков игры на них он, как правило, ограничивается воспроизведением своего сочинения на каком-либо одном обычно клавишном или струнном инструменте. Однако это вовсе не означает, что выраженную подобным образом музыку автор считает завершенным музыкальным произведением. Для композитора оно станет таковым лишь тогда, когда задуманное будет исполнено теми музыкальными инструментами и таким образом, как он это себе представляет.
Данная мысль неоднократно высказывалась в литературе. Так, по мнению Н. Л. Зильберштейна, "оркестровка всегда рассматривается как продолжение и завершение единого творческого процесса создания музыки" lt;1gt;. Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков по этому поводу отмечал: "При отделке и оркестровке чувствуешь удовольствие в том, что сочинение принимает законченную форму, которая и есть цель самого сочинения" lt;2gt;.
lt;1gt; Зильберштейн Н.Л. Указ. соч. С. 17.
lt;2gt; Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1932. С. 317.
Если принять во внимание эти справедливые замечания специалистов, то проблема разграничения оригинального музыкального произведения и аранжировки как произведения производного заметно усложняется, поскольку произведение как совокупность идей, мыслей и образов может выступать именно в аранжированном виде в качестве цели, к которой стремился композитор, когда начинал над ним работу. Следовательно, все то, что появляется в процессе аранжировки, можно отнести к самому музыкальному произведению, так как это охватывалось замыслом автора как его неотъемлемая часть. Наибольшие сложности могут возникнуть, если композитор для придания произведению желаемого звучания приглашает третьих лиц - специалистов по аранжировке. Творческую деятельность таких лиц можно рассматривать или как деятельность аранжировщиков (авторов производного произведения), или с учетом выше приведенных аргументов как соавторов оригинального произведения.
Представляется, однако, что творческий замысел, цель, к которой стремится автор, являются сугубо субъективными факторами. Как известно, в праве субъективная сторона является определяющей лишь при решении вопроса о привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Поскольку авторское право регулирует отношения между людьми по созданию и использованию произведений, оригинальные и производные музыкальные произведения в целях обеспечения правовой охраны должны рассматриваться в первую очередь как объективные явления. Имеет смысл заранее провести четкую грань между оригинальным музыкальным произведением и аранжировкой, чтобы в каждой конкретной жизненной ситуации использовать единый подход для определения степени творческого участия лиц, которые были задействованы в процессе создания музыки на той или иной стадии. Такой подход заметно упростит
разрешение возникающих спорных ситуаций. Если же границу между оригинальным произведением и аранжировкой ставить в зависимость от творческого замысла и целей автора, то в случае возникновения правового спора одна из сторон изначально будет поставлена в менее выгодное положение, а автор отчасти выступит судьей в собственном деле, поскольку от его мнения будут зависеть границы соотношения объектов охраны и, как следствие, субъективные права участников спора.
Поэтому приведенная выше формула разграничения оригинального музыкального произведения и аранжировки, основывающаяся сугубо на объективном критерии количества музыкальных партий, на наш взгляд, для целей авторского права является единственно приемлемой. При таком универсальном подходе само по себе наличие либо отсутствие аранжировки в подавляющем большинстве случаев становится фактом очевидным, и спор может идти лишь о творческом либо нетворческом ее характере.
В связи с этим весьма показательным является следующий случай из судебной практики. В 2001 г. Г., К. и Т. предъявили иск к наследникам Ц. о признании соавторства на аранжировки музыкальных произведений. На протяжении 8 лет Г., К., Т. и Ц. являлись участниками известного музыкального коллектива "К.", и в течение этого времени музыкантами было создано 8 музыкальных альбомов. Общепризнано, что Ц. является единоличным автором музыки и текстов всех песен группы. Однако истцы утверждали, что в процессе создания аранжировок принимали непосредственное участие все члены музыкального коллектива. Как видно из материалов дела, Ц. сочинял основу - оригинальное музыкальное произведение, воспроизводя на репетициях с помощью вокала и гитары мелодию, гармонию и ритм будущих хитов. Далее совместными усилиями сочинялись музыкальные партии для всех инструментов, использовавшихся группой. В результате этой деятельности появлялись новые произведения - аранжировки, признания соавторства в отношении которых и добивались истцы.
По прошествии нескольких судебных заседаний в мае 2005 г. наследники Ц. признали факт совместного участия Ц. и истцов в создании всех аранжировок группы "К.". Тем самым имущественные и личные неимущественные права истцов как соавторов аранжировок оригинальных произведений Ц. были подтверждены в судебном порядке lt;1gt;.
lt;1gt; Материалы Петроградского федерального районного суда Санкт-Петербурга за 2001 - 2005 гг.
Другой разновидностью производного произведения в музыке является обработка. В отличие от аранжировки при создании обработки зачастую изменяются гармония произведения, его ритмическая фактура, добавляются или исключаются те или иные фрагменты и пр., т.е. обработка подразумевает внесение каких-либо творческих изменений в форму оригинального музыкального произведения. При этом в большинстве случаев создание обработки сопровождается и созданием новой аранжировки, что по смыслу п. 6 ст. 1260 ГК РФ (п. 2 ст. 12 Закона об авторском праве) вполне допустимо.
В отношении правового аспекта разграничения аранжировки и обработки можно также отметить следующее. Несмотря на то что в результате творческой деятельности аранжировщика внешняя форма оригинального произведения остается неизменной, и при создании аранжировки, и при создании обработки, помимо имущественных интересов композитора затрагивается его личное неимущественное право на неприкосновенность произведения (право на защиту репутации). Как справедливо отмечается в литературе, "с одной стороны, право на защиту репутации охватывает собой запрещение вносить в произведение любые изменения... а с другой стороны, с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения" lt;1gt;. Аранжировка подобно комментариям или иллюстрациям к литературному произведению дополняет оригинальное музыкальное произведение, не нарушая при этом его целостность. Поэтому,
хотя действия по созданию аранжировки и обработки различны по содержанию, но в результате совершения и тех и других может быть затронуто право автора оригинала на неприкосновенность произведения (на защиту репутации). Соответственно, если аранжировка по каким-либо причинам не устраивает композитора, он вправе воспрепятствовать ее использованию в дальнейшем.
Причем данная возможность сохраняется у автора и в том случае, если исключительное право на его произведение принадлежит другому лицу.
lt;1gt; Сергеев А.П. Указ. соч. С. 207.
Особое место в современном искусстве занимают произведения, создание которых предполагает заимствование фрагментов другого произведения. Именно в музыке в последнее время количество таких произведений стремительно растет. Процесс создания подобных музыкальных произведений включает сэмплирование (от англ. sample - модель, образец), которое представляет собой перемещение отрывка из одного музыкального произведения в другое. Встречаются также случаи использования фрагментов произведений литературы и аудиовизуальных произведений при создании музыкальных произведений.
Сэмплирование может быть осуществлено как посредством механического выделения отрывка из фонограммы и вставки его в фонограмму нового произведения, так и немеханическим путем, когда тот же самый фрагмент будет исполнен заново с помощью музыкальных инструментов или голоса. В первом случае помимо прав автора музыкального произведения затрагиваются права исполнителей и производителя фонограммы. Для авторского права в узком смысле слова способ сэмплирования значения не имеет.
Прежде чем ответить на вопрос о том, какому правовому режиму подчиняются такие произведения, необходимо определить, что представляет собой произведение, созданное с использованием сэмпла (далее - произведение с сэмплом).
Как отмечалось выше, в науке авторского права широко распространена классификация произведений на оригинальные и производные (зависимые). Критерием данного деления выступает степень творческого вклада автора в создаваемое сочинение. Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором lt;1gt;. Поскольку авторское право охраняет форму произведения, к автору оригинального произведения не предъявляется никаких требований относительно его содержания. Что касается производных (зависимых) произведений, то это "такие произведения, в которых частично воспроизводятся, используются элементы чужого произведения" lt;2gt;.
lt;1gt; Сергеев А.П. Указ. соч. С. 160.
lt;2gt; Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. С. 49.
Основываясь на приведенной классификации, можно сделать вывод о том, что произведения с сэмплом являются производными. Однако нельзя не принимать во внимание особый характер заимствования формы чужого произведения при сэмплировании.
Поскольку форма оригинального музыкального произведения состоит из трех элементов - мелодии, гармонии и ритма, все, что появляется за рамками этих трех элементов произведения и не является необходимым для их передачи (фразы, мотивы, подголоски), призвано развить и украсить результат творчества композитора и относится к производному произведению - аранжировке. Причем при создании аранжировки фактура оригинального музыкального произведения (мелодия, гармония и ритм) остается в неизменном виде. При создании другого производного произведения - музыкальной
обработки, как правило, имеет место изменение гармонии или ритмической фактуры оригинального произведения, т. е. происходит внесение творческих изменений во внешнюю форму произведения. Что касается музыкального произведения с сэмплом, то при его создании происходит заимствование фрагмента другого музыкального произведения, фактура которого (мелодия, гармония и ритм) не претерпевает в большинстве случаев никаких изменений. Однако в отличие от аранжировки заимствование при сэмплировании носит ярко выраженный фрагментарный характер, причем обычно используется наиболее запоминающийся отрывок и повторяется на протяжении нового произведения несколько раз. Это вполне понятно, так как с помощью вставки сэмпла из другого, как правило, известного произведения новое произведение гораздо быстрее сможет завоевать популярность у слушателей. Авторам таких произведений нет никакого смысла изменять мелодию, гармонию или ритмическую фактуру легко узнаваемого отрывка.
Таким образом, использование сэмплов при создании музыкальных произведений является своего рода музыкальным цитированием. В традиционном смысле слова цитата - это "дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-то слова" lt;1gt;. Вставка сэмпла в новое музыкальное произведение и есть "дословная" выдержка из другого сочинения. Несмотря на то что термин "цитирование" обычно используется применительно к произведениям науки и литературы, употребление его по аналогии к музыкальным произведениям с учетом вышеизложенного представляется вполне оправданным.
lt;1gt; Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. М., 1992. С.
683.
Теперь необходимо затронуть непосредственно правовой аспект рассматриваемого вопроса. Если музыкальное произведение с сэмплом носит научный, полемический, критический или информационный характер, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 1 ст. 19 Закона об авторском праве) его использование возможно без согласия автора произведения, сэмпл из которого используется, и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Данное положение закона является исключением из общего правила и предусматривает определенные ограничения прав автора или его правопреемника при использовании цитат из его правомерно обнародованного сочинения. Однако следует отметить, что в настоящее время музыкальные произведения с сэмплом в подавляющем большинстве случаев используются в коммерческих целях. Авторы и продюсеры заранее прогнозируют их успех у публики, поэтому едва ли здесь можно говорить о тех целях цитирования, которые перечислены в пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 1 ст. 19 Закона об авторском праве). Соответственно в большинстве случаев данная норма по отношению к рассматриваемым произведениям действовать не будет. Более того, если даже допустить ситуацию использования музыкального произведения с сэмплом, например, в критических целях, то более чем в половине случаев норма пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 1 ст. 19 Закона об авторском праве) все равно не применима, так как необходимо, чтобы цитирование имело место в объеме, оправданном целью цитирования. При сэмплировании заимствованный отрывок, как правило, используется в гораздо большем объеме, чем этого требует пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 1 ст. 19 Закона).
На наш взгляд, по отношению к музыкальным произведениям с сэмплом, использование которых имело место до 1 января 2008 г., не могли и в случае возникновения спора в настоящий момент не могут применяться также правила ст. 492 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (далее - ГК РСФСР). Напомним, что согласно пп. 1 ст. 492 ГК РСФСР допускалось использование чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения без согласия автора и без
выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого использовано, и источника заимствования. Анализируя данную норму в период действия Закона об авторском праве, Э.П. Гаврилов пришел к выводу, что она продолжала действовать и в указанный период, поскольку соответствующий раздел ГК РСФСР тогда отменен не был, а Закон об авторском праве не содержал аналогичной нормы lt;1gt;. Комментируя данную норму, Э. П. Гаврилов, кроме того, утверждал, что речь в ней идет об использовании элементов содержания произведения, которое авторским правом не охраняется. Далее он указывал, что исключительно "по моральным соображениям норма ГК РСФСР 1964 г. требует указания имени автора, из произведения которого произведено заимствование" lt;2gt;.
lt;1gt; Гаврилов Э.П. Указ. соч. С. 62.
lt;2gt; См.: Там же.
С приведенными доводами трудно согласиться. Общепризнанно, что авторское право охраняет форму произведения. В связи с этим едва ли оправданно делать вывод о том, что норма пп. 1 ст. 492 ГК РСФСР относилась к содержанию произведения, если об этом прямо в ней не было сказано. Все-таки данная норма регулировала общественные отношения по использованию тех или иных элементов формы произведения при создании новых произведений. Причем она сформулирована таким образом, что ее действие можно было распространить на все производные (зависимые) произведения, в том числе и на произведения, создаваемые с использованием фрагментов другого произведения.
Что касается действия рассматриваемой нормы ГК РСФСР в период действия Закона об авторском праве, то здесь можно отметить следующее. Нельзя забывать, что норма пп. 1 ст. 492 ГК РСФСР устанавливала один из случаев изъятия, ограничения прав автора оригинального произведения, т.е. являлась исключением из общего правила, требующего при использовании произведений соблюдения как личных, так и имущественных прав автора. Поскольку аналогичной нормы, как Э.П. Гаврилов сам отмечает, в Законе об авторском праве нет, то, следовательно, нет и данного исключения. Соответственно норму пп. 1 ст. 492 ГК РСФСР нельзя считать действующей с момента вступления в силу Закона об авторском праве.
Таким образом, и в период действия Закона об авторском праве, и в настоящее время на отношения по использованию музыкальных произведений с сэмплом следовало и следует распространять общее правило, предполагающее необходимость получения согласия автора произведения, сэмпл из которого используется, и выплату ему авторского вознаграждения. В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ (п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве) часть произведения является объектом авторского права, если она является результатом творческой деятельности, выражена в объективной форме и может быть использована самостоятельно. Очевидно, что сэмпл (фрагмент) - это часть произведения, которая может использоваться самостоятельно. Следовательно, если заимствованный отрывок является оригинальным, уникальным, самобытным, т.е. представляет собой результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме, то он охраняется авторским правом как часть произведения.
В соответствии со ст. 1266 ГК РФ автору принадлежит личное неимущественное право на неприкосновенность произведения (согласно п. 1 ст. 15 Закона об авторском праве - право на защиту репутации). Помимо прочего данное право предполагает необходимость получения согласия автора на совершение любых действий, нарушающих целостность произведения. При выделении сэмпла и перенесении его в другое произведение данное право автора затрагивается в первую очередь.
Что касается необходимости соблюдения имущественных интересов автора произведения, сэмпл из которого используется, то, как указывалось выше, подобное использование произведения требует получения соответствующего разрешения
правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Данный вывод прямо следует из общей нормы об исключительном праве, содержащейся в п. 1 ст. 1270 ГК РФ (этот же вывод следовал из аналогичной нормы п. 1 ст. 16 Закона об авторском праве).

Выводы:

1
Если вносятся изменения в оригинальное произведение,возникает производное(зависимое)произведение с обязательным указанием оригинального авторства.

2
Необходимость договора с автором и вознаграждение автора предусмотрено в случае заведомо коммерческого использования частей оригинального текста.В случае критического рассмотрения произведения использование цитат и фрагментов не требуют договора и вознаграждения оригинального автора.

3
В случае творческого изменения текста(обработка)возникают соавторские смежные права с ограничением оригинального автора в праве неприкосновенности произведения,но только если отсутствует заведомо коммерческое использование изменённого произведения.


1
Если Вы исправляете у автора пару знаков препинания,то авторство полностью сохраняется.

2
Если Вы исправляете у автора строчку,то авторство полностью сохраняется.
Исключение - произведение из одной строчки(получается полностью новое произведение с новым автором).

3
Если Вы исправляете 90 % текста,то авторство остаётся у прежнего хозяина - по причине лёгкой или существенной схожести с оригиналом.

4
Другое дело - музыка.Вы делаете переложение музыки,на 10-20 процентов исправляя оригинал,и становитесь автором этого переложения,но с обязательным указанием автора оригинала.
Википедия


Авторские права на музыкальные произведения
Ноябрь 2, 2015
опубликовал admin в Авторское право


———————————————————————

Как определяется авторское право на переложение, аранжировку музыкального произведения?…

Вопрос юристу:

Как определяется авторское право на переложение,аранжировку музыкального произведения?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения
3) Аранжировка, оркестровка, вариации. Под аранжировкой понимается переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения на фортепиано. Разновидностью аранжировки и ее наиболее сложной формой является оркестровка, т. е. переложение музыкального произведения, написанного для одного музыкального инструмента, для исполнения оркестром. Долгое время в советской юридической литературе и практике аранжировка не признавалась объектом авторского права со ссылкой на отсутствие элементов творчества в работе аранжировщика. В. Я. Ионас, проведя аналогию аранжировки с переводом литературного произведения на другой язык, убедительно доказал, что она является в большинстве случаев творческим произведением, так как не сводится к чисто технической работе, а всегда отмечена индивидуальностью аранжировщика1. Его позиция получила поддержку в литературе и на практике.

Охраняется авторским правом и такое своеобразное музыкальное произведение, как вариации, т. е. такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема первоначального произведения остается узнаваемой. Считается, что создатель вариации, меняя ритм и такт, изменяя манеру и тональность, осуществляет творческое воздействие на гармонию и мелодический строй произведения, что приводит к созданию хотя и несамостоятельного, но охраняемого авторским правом произведения.


 


Рецензии