Из учительского дневника

С этого года я больше не работаю в школе, так как она закрыта, но ради Дня учителя публикую здесь выдержки из дневника, тем более что они публиковались уже в "Графомане". Дневник последнего учительского года.

На странице - рисунок Колосовой Вари, моей ученицы.


1 сентября
Думаю о том, что моя мама за всё время работы только один раз 1 сентября не была в школе, когда лежала в больнице, ожидая моего рождения. А работала она 42 года.
Рассказывала мне: "Смотрю в окно и плачу. Все идут с цветами, весёлые. А я тут".
Я родилась 6 сентября, и она вскоре вышла на работу, потому что в роно сказали: «Замены нет. Вы уж как-нибудь». И она вела уроки и только на большой перемене приплывала ненадолго домой на лодке – школа была на другой стороне реки, чтоб покормить меня грудью.

2 октября

"Войну и мир" я прочитала, когда мне было 13, в лето после 8 класса. Я навсегда запомнила то время: запах листвы в саду, вальс Доги, "Война и мир", моя первая любовь... Всё это соединилось, оставив в памяти ощущение счастья. Насколько я была бы беднее, если бы в то лето не узнала о княжне Марье, о Наташе Ростовой.
Это первое. Второе: дети разные и восприятие разное. Никогда не угадаешь, что оставит след в памяти, что пройдёт незамеченным. За четверть века моей работы словесником было всякое. Одно и то же произведение встречали то с восторгом, то совершенно равнодушно. Помню класс, где мальчик, почти ничего не читавший, вдруг сам прочитал "Мцыри" и торопил меня: "Когда будем читать?" Пытался рассказать о впечатлениях одноклассникам по-своему: "Так классно! Там такое, такое..."
Первоклассница в прошлом году, прочитав стихи И.Никитина, гладила руками книжку: "Как красиво! Как красиво..." А ведь обычный разговорный в её семье, как и в семье этого мальчика, - это мат. Можем ли мы лишить красоты детей, отняв у них классику?
Помню, в институте нам говорили: "Пусть хоть в руках подержат!" На своём учительском опыте я убедилась в правильности этих слов. Многие, к сожалению, закрыв школьную дверь, не берут в руки книг. И не потому что учитель был плох или литература была неправильно подобрана, а потому что читать не принято в обычной среде их обитания. И если бы не школа, они, быть может, имени Пушкина никогда бы не услышали. Тем более, о "Войне и мире"...
Все годы работы я старалась как можно больше читать вслух, поясняя, комментируя, беседуя попутно. Потому что знала: половина останется с тем, что услышала в школе.
И знала: кого-то всё равно что-то заставит задуматься. Если не о книге, то о жизни...

6 октября
Думаю о Пушкине, точнее, о радости знать и слышать его.
Сегодня в 1 классе с Каринкой читали "У лукоморья дуб зелёный". Предложила вспомнить и послушать и второклассницам, Варька подхватила, стала читать наизусть, я продолжила, и у всех на лицах проступила такая светлая радость от пушкинского слова...
А вечером на каком-то канале шла "Барышня-крестьянка". И мы с братом сели к экрану и оторваться не могли, хотя видели фильм уже далеко не в первый раз. И если бы кто-нибудь посмотрел на наши лица, то, наверное, застал бы то же самое выражение, которое я увидела на лицах моих милых девчонок.


12 октября
Ночью выпал первый снег. Я вышла на улицу около шести утра и увидела белую крышу соседнего дома. Снег уже таял, но в воздухе всё ещё стояла торжественная тишина. Её нарушал время от времени лишь крик над рекой. Сначала я подумала, что летит запоздавшая стая птиц, но крик не кончался, он кружил и кружил над тёмной рекой.
Сквозь сумрак я сумела заметить крупную птицу. Она улетала, возвращалась вновь, и кричала, кричала...
Когда рассвело, птица исчезла.

26 октября
Думаю о своих девчонках. Сегодня утром влетает в учительскую Варька. Глаза в пол-лица. "Ольга Владимировна! Там Поля с Кариной совсем разодрались. Вообще разодрались!"
Выскакиваю в коридор и вижу: стоят друг напротив друга и что-то верещат. Слёз при этом ни у одной нет.
Подошла ближе - Полинка тут же заревела и принялась жаловаться на девчонок. Те сунули мне под нос улику. На бумаге Полькиным почерком написано: "Варя! Ты лучше молчи! Желаю тебе стать двоишницей!"
Спрашиваю страшным шёпотом: "Это ещё что такое?"
В ответ слёзы: "Да! Карина у меня первая взяла!"
Не стала выяснять, кто что взял и кто первый начал. Эмоционально воскликнула: "Никогда! Вы слышите - никогда! Никогда не желайте зла другому человеку! Запомните на всю жизнь: нельзя желать зла. Если вы кому-то желаете зла - оно вернётся к вам. Рано или поздно вернётся...
А сейчас по местам и прекратить все слёзы и вопли. Через две минуты начинаем урок".
Вернувшись с учебниками, поняла, что затихло, но внутри ещё кипит. Взъерошенные воробьи за партами, а не девчонки.
Помолчала немного, думая, что сказать. Тут Варька подняла руку: "А Вы видели, сколько снегу навалило?" "Да, конечно, - сказала я. - А давайте все посмотрим! Идите сюда, к окну!"
Девчонки хотели разойтись по разным окнам, но я позвала их подойти поближе, приобняла всех, особенно Польку с Каринкой, слегка прижала их к себе, потом друг к другу. "Красивый снег, правда? Чистый, светлый... Мне хочется, чтобы у вас на сердце было так же светло и чисто. А небо какое! А воздух... А скоро снегу будет много-много, и вы будете кататься с горки. А потом будет Новый год..."
Девчонки оживились, зачирикали. Посадила на места, начала урок.
После урока отпустила их, выхожу следом, а в коридоре обнимаются Каринка с Полькой. Через пять минут прискакали ко мне в учительскую, показывают письмо, которое Польке написали (когда успели???) Катя с Каринкой. "Поля, прости нас! И мы желаем тебе счастья и здоровья!"
"А я ещё сердечко нарисовала!" - показывает Каринка.
Обе довольные-е-е!
Дай бог, чтобы все их ссоры кончались так хорошо и после...

6 ноября
Сегодня за мной весь день летала синичка. Кружила надо мной, садилась на голову. Я уж и кормила её раз пять, а она всё равно упрямо летела за мной, куда бы я ни пошла. Сначала побывала на веранде. А когда я ушла в баню, она пролезла в предбанник через щель.
Я вернулась в баню и начала стирку. Думала, что она улетит. Она действительно улетела. Но как только я вышла в предбанник, из щели показалось жёлтое брюшко и хитрые глаза.

7 ноября

А день всё же хороший. Пришла в школу - Поля и Катя стояли внизу, кинулись обниматься. Соскучились за каникулы. (Ещё до каникул Варвара ворчала: "Скорей бы они кончились!")
Поднялась на второй этаж, разделась в учительской, вышла в коридор - Каринка бежит обниматься. И Поля вместе с ней ещё раз. Варька стесняется стоит, жмётся. "Ну, - говорю, - иди уже сюда, до кучи!" Задом-задом и прижалась. И закричала: "Катя! Иди обниматься!"
На уроках тоже порадовали. Каринка читает уже, …буквы и письменные запомнила. Считает неплохо. А долго я боялась, что ничего не выйдет...
Про 2-й класс и говорить нечего. Катя с Варварой два варианта проверочной по математике за 10 минут сделали, Поля чуть медленнее, правда, но справилась.
Читали, сочиняли, отгадывали. У окна стояли, любовались на снег, солнышко. Попутно детсадовцев, вышедших на прогулку, пересчитали, народные приметы вспомнили. Словом, всё, как обычно. Лепота...

25 ноября
Вчера пришла в школу, а свет включён на этаже не весь. Нажала на выключатель и тут же топот ног.
-Ольга Владимировна, а можно мы свет выключим? Мы хотим сбегать без света в тот страшный коридор, проверить, кто храбрый.
- Ну, ладно, проверяйте. Только недолго.
Страшный коридор - это дальняя часть узкого коридора на этаже, где не включаем свет, потому что там нет никого.

Через несколько минут слышу: вернулись в кабинет. Выхожу в коридор - полная тьма. Захожу в кабинет, говорю девчонкам:
- Могли бы вообще-то свет включить, раз закончили храбрость проверять.
- А мы испугались...

***
В прошлое воскресенье в нашей сельской библиотеке проводился Синичкин день. Варя с мамой принесли кормушки и повесили их у школы.(Библиотека на нашем этаже). А остальные девчонки забыли.
И вот сегодня пришла я в школу - летят ко мне со всех ног сёстры Катя с Кариной.
- Ольга Владимировна, а папа нам наконец сделал! Только он перепутал немного. Вот! Смотрите!
И Катя протягивает мне ... скворечник.


27 ноября

В выходные утром, чуть отдёрнешь занавеску на кухне или стукнешь дверью веранды, в окне появляется хитрая мордочка синички. За нею - ещё одна.
Рассмеёшься и начинаешь собираться на улицу - кормить птиц.
Когда пойдёшь за водой, они летают следом, перепархивают с плеча на плечо, иногда садятся на голову, но лишь на мгновение: чуть коснутся и тут же срываются в воздух. Так и бреду, сопровождаемая синицами, как старая лешачиха.
Остановлюсь у ёлки, кину им горсть семечек (держу их для этого в кармане). Ребятня бросается вниз, а сверху, с ветки, неодобрительно смотрит на них, покачивая головой, важная ворона. Наконец и она слетает на снег, боком-боком, словно это её нисколько не интересует, приближается к синицам. Те мгновенно скрываются в ветвях ели, а ворона подбирает оставшиеся семечки, время от времени поглядывая в мою сторону.
Я не прогоняю её, стою, смотрю, думаю, что, наверное, со стороны похожа на эту серую ворону - мои синичьи годы давно позади. Да и ладно. И в воронье время можно радоваться малышне, встречающей меня, идущую с работы, иногда метров за двести от дома...

5 декабря
Сильный ветер, метёт. Ни неба, ни земли не видно. Затопила второй раз печи, потому что зябко - выдувает.
А чем я растапливаю печку у себя в горенке? Правильно. Как и положено со времён Николая Васильевича, - страницами своей старой повестушки о школе. Написала лет дцать назад. Получилась чушь собачья. Но всё в дело годится))

12 декабря

Как только завечереет в декабре, мгновенно прячется всё живое. Синицы, только что сновавшие под ногами, перепархивавшие с ветки на ветку, словно растворились в воздухе. Пропали и вороны, и голуби. Даже собаки забрались во двор, будто их сморила тяжёлая дрёма.
Одна стою посреди голубых снегов, смотрю на редкие огни на той стороне реки. Подхожу к ёлке. Она будто выросла, приподнялась над землёй, тёмный силуэт её тревожен, точно и её пугает предстоящая ночь.
В середине ели чуть… ворохнулось, проклокотало. Наверное, какая-нибудь ворона устраивается поудобнее, чтобы спать до самого утра.
...Ветер несёт снег, переметает дорогу. Тяжело идти путнику ночью по ветру и снегу, потому в вечерней молитве вспоминаю того, кто бредёт ночью, не имея крова, не зная, когда обретёт его.
А всё-таки счастье быть даже одиноким ночным путником на заснеженном моём севере, в глубинной моей России...

22 декабря

Не успела я вчера перекинуть ноги через порог, в учительскую пихаются Каринка с Полей - показать мне куклу. Оказывается, накануне отец Кати и Карины приехал домой с подарками. В классе обнаружилось, что и Катя куклу принесла. Варька мечтательно посмотрела на них: "Тоже куклу хочу! Надо посмотреть, хватит ли у меня денег в копилке".
Поля вознегодовала: "А с куклами вообще-то нельзя в школу ходить!"
У меня всё внутри улыбалось, так что я еле нашла сил кивнуть: "Да-да, Поля права, лучше играть дома, а то Карина лишь на неё и смотрит, а меня не слышит".
Сегодня и Варвара пришла с куклой: "Смотрите, Ольга Владимировна, у меня тоже кукла, но она пришла учиться. Это кукла-школьница". И Варя принялась доставать из рюкзачка куклы обложки с надписями "Русский язык", "Математика" и т.д.
Поля молча смотрела на неё. Завтра и последний бастион падёт?)))

4 января
Сегодня и впрямь холодно. -36. Валера разрубил утром прорубь. Я пошла за водой (он носить тяжёлого не может теперь). Пошла сразу, пяти минут не прошло. Дружка рванула впереди. Я только открыла рот - крикнуть, чтоб не лезла раньше меня, как она добежала, ткнулась и отошла. Подхожу, а прорубь, оказывается, уже затянуло корочкой. Только я, пробив лёд ведром, набрала воды и отошла, как Дружка принялась жадно лакать. "Давай-давай, успевай, пока не застыло!"
Поднялась я в гору, поставила вёдра, чтобы по щекам и носу рукой провести - не поморозить бы. Оглянулась, а с того берега пара голубей летит к проруби. Опустились на снег, напились и быстрей обратно под стрехи заречных домов - греться.
Не жалует мороз ни птицу, ни человека.


11 января
Наконец отшумели праздники. Раньше ждала новогоднего чуда. Ждала, не могла дождаться, грустила...
Накануне этих праздников подруги горевали, что нет новогоднего настроения. А у меня оно было, несмотря на...(в скобки можно вставить многое, от личных невзгод до бед в стране). Было, потому что я смотрела, как ждут деда Мороза детищи в моей маленькой школе - желания загадывают, письма деду Морозу пишут. Порадовало, что хотели не запредельного. Катя просила куклу для сестрёнки, Поля - новый альбом, а Катя - настоящего котёнка.
Серёжка (трёхлетний внучатый племянник) звонил каждый день.
- Тётя Оля, а дядя Валера сходил за ёлкой? Дед Мороз ведь скоро придёт! И мне принесёт подарок! Машинку с ключиком!
... И столько радостного ожидания было в этих словах, что сами собой покупались книжки, сувениры, куклы, машины с ключиками...
Перед каникулами вручила книжки, шоколадные медальки, новогодних петушков девчонкам, смотрела на их радостные лица.
А когда 31 декабря, невзирая на всемирный потоп (капель с крыш, вода на реке и т.п.), мы с братом сходили вечером на часок к сестре и вручили подарки "от старого устерьгского деда Мороза" пятерым внучатым племянникам - в т.ч. и Серёжке - "машину с ключиком", Новый год сразу же пришёл, так что не нужно было ждать боя курантов. И хотя мы дождались курантов уже дома, вдвоём, чудо случилось раньше. Прав, тысячу раз прав Грин: надо "делать чудеса своими руками"...

Оптимизация и дети.
Пару дней назад я с возмущением трясла тестами по окружающему миру в 1 классе перед Ириной Борисовной:
- Вот смотри, даже тут любимую идею толкают!

В книге были два рисунка. На одном обычный класс, обычная доска, обычная учительница что-то рассказывает детям, на другом - ноутбуки на каждом ученическом столе, интерактивная доска, на которой рисует девочка. Учительница где-то сбоку приткнулась у монитора - отслеживает процесс. Все счастливы.
И сверху вопрос: "Как ты думаешь, в каком классе интереснее заниматься?"
(Вспомнилось,  как корили нас этой доской: "Как можно учить сейчас без интерактивной доски?" - Но ни доску, ни более-менее приличный компьютер и т.д. нам никто при этом выделить не захотел. На школьном мы можем худо-бедно посмотреть иногда картинки. Мне чудом удалось поставить туда пару программ - в основном диски компьютер зажёвывает, и звука на нём нет. Вообще нет. Так что время от времени приношу свой ноутбук, если требуется.)
Сегодня дала этот тест Каринке. Посмотреть, что выйдет.
Каринка, мельком взглянув, уверенно ткнула рукой в первый рисунок:
- Вот тут интереснее!
- ??? Почему? Тут компьютеры, доска интересная. Видишь,  девочка рисует?
- Так с учителем-то интереснее!!!


Рецензии
Спасибо большое! Я тоже словесник. Наверное, поэтому и стихи пишу, и Ваши записи лирические милыми кажутся. В них - любовь. А всё начинается с любви.Хочу тоже писать дневник.

Дина Константинова 2   19.03.2018 18:25     Заявить о нарушении
Вы правы: всё начинается с любви. Спасибо.
А дневник - дело полезное. Многое забывается без него.

Ольга Корзова   19.03.2018 18:27   Заявить о нарушении
Почему-то не думала о том, чтобы вести учительский дневник. Наверное, это случится позже. Ваш же очень милый. Понимаешь, что вы всё это прожили,прочувствовали.

Анжелла Седых   07.05.2018 15:33   Заявить о нарушении
Да. Жаль, что уже всё позади.
Правда, только что на репетиции к 9 Мая видела своих милых девчонок. Подбежали. обнялись)

Ольга Корзова   07.05.2018 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.