Смайлик Джоконды!!!

Скульптура Ангела на Реймсском соборе Нотр-Дам.

Рецензия на «Собственная версия значения улыбки Джоконды» (Сан-Торас)

_______Улыбается ли она, Санто? ( Речь о Джоконде, начало здесь: http://www.stihi.ru/2017/10/03/5681 )

Смотрю на рот прямо и вблизи и не вижу улыбки.
Перевожу взгляд чуть в сторону ... пожалуй да, улыбается.
Думаю, это эффект от изображённых уголков губ. Они слишком втянуты,
больше чем у реальных людей. Попробовал и сам перед зеркалом, не получилось!
Тени же в уголках на картине искусственно их удлиняют, растягивая и рот, если
смотреть боковым взглядом.
Не в этом ли всё дело?
А Вольтер да, улыбается. И рот, и щёки.
Дмитрий Маркидонов   04.10.2017 08:43 

 • 

_______Дорогой Дмитрий!
Суть в том, что любое наблюдение должно
сводиться к выводу, тогда оно становится обоснованным,
и в результате убедительным.
Иначе - одному кажется одно, другому другое.
Есть распространенное, несколько ироничное
в смысли безаппеляционности, высказывание:
- "Художник так видит!" Типа, о вкусах не спорят.
Говоря, откровенно, в своём искусствоведческом эссе
мне не хотелось расшифровывать значение улыбки Джоконды.
Уж, слишком обворожительна параллель улыбок, которую я провел
между Реймсским ангелом Джокондой и Вольтером.
Кроме того, не хотелось разбомбить сразу слишком много клише,
поскольку это вызывает протест и агрессию. Люди крепко держатся
за достояние своих привычек. Потому что все новое требует осмысления,
но работа ума - самая трудная работа, а трудиться мало кто хочет,
- гораздо легче плыть по течению стереотипов.
Хотя, поскольку я отметил, что Вольтер сидит в мраморном кресле
в Эрмитаже, Джоконда обитает в Лувре:

Пусть Норт-Дам химерит жуткомордо -
Поеду в Лувр! Пустите в царский дом!
Мне улыбнется некая Джоконда
Под пуленепронзаемым стеклом.

... всвязи с этим может и следовало упомянуть, что улыбчивый ангел живет на
Реймсском соборе Нотр-Дам, во Французской провинции Шампань,
всем знакомой, как родина шампанского, хотя у алтаря в кафедральном соборе
Рейса короновались практически все французские монархи!
Из уважения к Вашей вдумчивой наблюдательности сознаюсь:
я, канешна, думал об улыбке Джоконды и вовсе не считаю,
что она улыбается! Ваше тонкое наблюдение, еще раз подчеркивает
изумительную логику вывода о том, что Мона Лиза была написана
Леонардо в качестве шаблона и служила ему подспорьем в работе над
множеством разнообразных портретов, которые он писал с натуры.
Для меня очевидно, что в выражении её лица присутствует
не столько улыбка, сколько живописный приём чуть приподнятых уголков губ,
что влияет на мышцы лица, смягчая взгляд и придает практически любому
 лицу определенную миловидность.
Я написал множество портретов и знаю с точностью до без сомненья:
когда художник работает с натуры для него первостепенно важно,
чтобы портрет понравился заказчику.
А для этого необходимо придать чертам лица некую теплоту, живость,
и прежде всего этому способствуют, именно приподнятые уголки губ,
что сообщает "внутреннюю улыбку" глазам и "строит выражение лица",
подчеркивая его красоту и характер.
Вы замечали как женщины глядятся в зеркало?!
Они всегда что-то делают с лицом, "строят его" - не просто смотрят на себя,
а оценивают впечатление, и чтобы усилить его, чуть натягивают мышцы носа, разглаживают лоб, меняют взгляд, но чаще всего "играют губами",
стараясь придать лицу больше выразительности.
Именно это отражение в зеркале большинство заказчиц хотят видеть в своих живописных портретах. Поэтому, (прости меня небо!)
Смайлик Джоконды - это некий шаблон, который Леонардо включил
вместе с принципом Золотого Сечения в свою трафаретную заготовку,
выполнив портрет Моны Лизы на доске и таская его с собой вместе
с кистями, мольбертом и красками.
Я абсолютно искренне считаю, что это яркое, интересное, необычайно остроумное
искусствоведческое открытие и горжусь тем, что оно всецело принадлежит мне!
И как бы к нему не отнеслись - я подписываюсь под каждым своим словом
и счастлив, что стихира документально фиксирует авторские права:
4 октября 2017 автор Сан-Торас.


Сан-Торас   04.10.2017 20:09


Рецензии
Санто, напиши пожалуйста - как ты представляешь себе использование такого шаблона, ума не приложу. И зачем? Что ускоряется? Он рисует на мольберте натурщицу и смотрит не на модель, а на портрет-шаблон? Мастер? Видя совсем другой облик? Другой ракурс и облачение, не учитывая, что позирующей это может не понравиться? Она желает фигуру в рост или профиль. Заказывает. А он, как халтурщик, кроит с одного листа подобия? Я что-то не пойму мысль. И шаблон - для нас плёнка - наложил-обвёл. А тут картина. Он уже наизусть знает свои приёмы, глаз намётан и видит все пропорции сразу.
Что даёт тебе уверенность в твоей версии?
Буду признательна за растолковывание.

Светлана Кременецкая   05.10.2017 02:44     Заявить о нарушении
Милый Светик, я не позволю затягивать себя в воронку
пустого бездоказательного забалтывая.
Цитирую:
"Он (т.е. художник) уже наизусть знает свои приёмы,
глаз намётан и видит все пропорции сразу."
Это твои соображения, которые ты безоглядно приписываешь человеку,
жившему пять веков назад - это не факты, а то, что в твоей голове.
Всякий, кто свои ПОНЯТИЯ припечатывает другим, выставляя их КАК ФАКТ,
не может быть состоятельным собеседником.
Если мы, действительно, хотим разгадать эту загадку, согласись, что
для начала нужно ответь на вопросы, которые я задал ПО ФАКТАМ, а не домыслам.
Если ты найдешь более убедительные ответы, чем те, что дал я, будет
здорово! - И мы двинемся дальше.
Вот эти вопросы:
1. Почему портрет Моны Лизы написан на доске, а не на холсте? - это факт.
2. Почему название соединяет два имени мужское и женское? - это тоже факт.
3. Почему портрет выполнен без бровей и ресниц? - это факт.
4. Почему Леонардо, по его словам, никогда не расставался, именно, с этой работой? Это факт (если он не наврал)
Почему, куда бы он не ездил брал ее с собой вместе с кистями,
мольбертом и красками?
Мне очень интересны твои соображения, ибо уяснив для себя ответы
на эти вопросы мы можем рассуждать дальше - стэп бай стэп - шаг за шагом.
Иначе будет каша, как с Рокотовым, Стрепетовой и Заболоцким.
Но на твое предположение о его фотографическом знании пропорций, могу ответить
своим предположением:
Знания, опыт и мастерство приходят не сразу, Вазари рассказывает,
что у Леонардо было много друзей и учеников, как он их учил по твоему?
На каких примерах?

Сан-Торас   05.10.2017 03:32   Заявить о нарушении
Знаний не хватает. Интересно мнение реставраторов. Старинные иконы тоже были на досках. На брови выбритые могла быть мода - если посмотреть на другие картины. Мона - это мужское имя? Недавно читала, что в глазах написаны буквы или цифры - в каком то одном LV. Эти же буквы встречались в стихах Нострадамуса, как имя будущего пророка. Но у меня их нет сейчас и не хочу морочить тебе голову. Что попадётся - скажу. Поищу материалы.

Светлана Кременецкая   05.10.2017 03:52   Заявить о нарушении
Да, надо соглашаться, или опровергать аргументами.
Я не настаиваю, что мои заключения - истина в последней
инстанции!
Просто мне нравится эта версия своей самобытностью и остроумием.
По крайне мере, она объясняет сверх ценность портрета Джоконды
не только его красотой, ибн видал я ебличики и покраше Моны Лизы:))
Прости меня небо!

Сан-Торас   05.10.2017 04:00   Заявить о нарушении
Это про коды в глазах

Светлана Кременецкая   05.10.2017 04:01   Заявить о нарушении
Светик, спасиб!
Но я знаю об этом, погляди лучше портрет "Портрет Джиневры де Бенни", работы Леонардо, он сделан, примерно лет за шесть до Моны Лизы.
Ты увидишь и то насколько они похожи, и то, чего добился Леонардо,
через прошедшие годы, запечатлев в портрете Джоконды.
Не хочу давить авторитетом, но женившись, я хотел быть рядом с женой,
я поступил в академию художеств в Петербурге, где она училась,
закончил факультет искусствоведения с красным дипломом.
Знаю не самоучкой лучшие музеи мира.
Творчеством Леонардо занимался профессионально, сделал немало копий с его работ, в Эрмитаже нам позволяли копировать, особенно любил "Мадонну Лита"
а в "Джиневре де Бенни" Леонардо впервые использовал сфумато, тонкая лисировочка - это его изобретение, благодаря светотеневой моделировали, он смягчил контуры фигуры и нарушил традиции ренессанса, повернув модель вправо, соответственно источнику света. А в Джоконде он расцвел, доведя до совершенства и золотое сечение, и сфумато, кроме того, он сделал этот портрет не светлым по темному,
как обычно: грунтуют холст, наносят темный фон, а лицо "высветляется из него"
подобно тому, как в портрете "де Бенни".
Мона Лиза написана, наоборот - темным на светлом, изумрудном фоне. Это изумительный прием, но не хочу утомлять тонкостями, которые интересны и понятны профи людям. Кстати, "Благовещение" Леонардо в в галерее Уффици, мне копировать
не разрешили, но многие копии у меня дома висят на стенах, а глаз уже нет...

Сан-Торас   05.10.2017 04:50   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Санто! Читать интересно про всё это, конечно, ты знаток.

Жаль, что такое ухудшение с глазами. Работать мешает и просто жить. Видела видео с тобой и женой Данелия на художественной выставке 1914 г, это же совсем недавно, ты ведь долго не носил даже очков и говоришь об этом. Это внезапно?

Светлана Кременецкая   05.10.2017 05:00   Заявить о нарушении
Посмотрела портрет Джиневры де Бенни. Резко отличается от Джоконды - здесь у модели застывший, отрешённый взгляд, она не смотрит на зрителя, необычный разворот, нет рук и - фоном - менее выразительная природа. Нет живости и очарования Моны Лизы. Явно художник вырос за эти 6 лет.

Светлана Кременецкая   05.10.2017 05:09   Заявить о нарушении
Я просто вижу "мозгами" догадываюсь:)) перенес разные операции на глаза - после
автокатастрофы, но не афиширую это.
Данелия не знает, хотя мы дружим 30 лет:))
В отношении искусства знаток не знаток, суть не в этом, но академия художеств, некогда помогла нам выжить в Нью-Йорке, там и была это кошмарная авария, как раз по дороге в аэропорт домой в Москву! я загудел в госпитале и мы застряли в США,
через три месяца снова взяли билеты в Москву домой!!! Я что-то там поднял тяжелое открылось внутреннее кровотечение и снова загремел в госпиталь, а потом уже и перелет был невозможен в течении года и чем мы спасались?!
Аукционом Кристи! - Оценивали подлинность произведений, которые приносили на аукцион, наша академия в Питера даст форы и Америки и Италии, я в этом лично убедился в период выживания, правда с тех времен у меня в доме полно ренессанса:)) на стихире есть фотка, пару комнат могу показать http://www.stihi.ru/2011/03/02/3091

Сан-Торас   05.10.2017 05:21   Заявить о нарушении
Сейчас прочел твои слова: "Посмотрела портрет Джиневры де Бенни. Резко отличается от Джоконды - здесь у модели застывший, отрешённый взгляд, она не смотрит на зрителя, необычный разворот, нет рук и - фоном - менее выразительная природа. Нет живости и очарования Моны Лизы. Явно художник вырос за эти 6 лет."

ВОТЫМЕННО и для этого виденья - не обязательно быть знатоком!
Да, конечно, он ГЕНИЙ!!
О многом и об этом я написал в стихах:

Застыли думы поколений
В рутинах Ветхого Завета,
А он, трансцендентальный гений,
Мучительно искал ответа!

И гении имеют путь развития - это же живые люди, а не автоматы великих идей.

Сан-Торас   05.10.2017 05:28   Заявить о нарушении
Прости, Санто, я не очень доверчива, мне хотелось тебя с разных сторон испытать и прочувствовать. Я поняла сейчас тебя.
Будем жить и творить, сколь нам отпущено и на всю катушку, как можем. От меня пакостей не жди.

Светлана Кременецкая   05.10.2017 07:37   Заявить о нарушении
Я и не ждал, ты очень милая, живая, любознательная и вообще хороший человек,
а терки - это жизнь!
Может тебе показалось, что беру на себя много, но по второй профессии я искусствовед и беру на себя ровно столько, сколько могу поднять.
Итальянские исследователи, которые под микроскопом обнаружили в глазах Джоконды цифры и буквы, а так же в арке моста, на втором плане, различные символы и числа, просто имели доступ к оригиналу и разглядели закодированную символику, но не осмыслили ее и никакой версии не дали - они эти коды, оставленные Леонардо для себя, а не для зрителя, еще раз подтверждает мою версию о предназначении этого портрета.
Кроме того, я много раз бывал в Италии, объездил ее вдоль и поперек, по долгу жил там, поскольку моя дочь училась в Итальянском университете, поэтому имел возможность убедиться на профессиональном уровне, что наши искусствоведы ГОРАЗДО ЛУЧШЕ знают их искусство, чем их знатоки русское.

Сан-Торас   05.10.2017 08:27   Заявить о нарушении
Ну и замечательно Сан!
И правда, флаг тебе в руки! Кто знает, может озарит нас Боженька, а с Ним Леонардо и Джоконда своей недосягаемой тайной, ведь все тайны когда-нить открываются.
Рядом прекрасное и смешное, трагичное и вдохновляющее - калейдоскоп-Жизнь! Она берёжёт свои тайны за семью замками, чтоб нам интересно было жить. Представь себе просто Женщину, в которой ни одной тайны и нечего познавать и открывать - вся тут есть и насквозь прочитана и ждать боле нечего. Эта женщина - смерть, уже никакого движения нет. Если чел сдался - уходит в трясину будней. Она в каждом, как и Женщина - Жизнь. Найти это равновесие в самом дыхании. Для меня ЭТО есть в Джоконде. Она ЗНАЕТ и несёт зрителю подсказку - что каждый обладает этой женщиной. Она на века, но...для Посвящённых.

Светлана Кременецкая   05.10.2017 14:08   Заявить о нарушении