Максим Меньшиков. Предисловие

Apostrophos – обращённый назад.

Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, мы находим бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслится как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство, – также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о календаре. Когда, где и почему он возник – точный и простой ответ не возможен. Отсчёт времени не начался в определенном месте в строго определенный исторический момент – он постепенно возникал, формировался и видоизменялся вместе с создающим его человеком.

Время... Мы возводим его в ранг социальной категории, замыкаем в кольцо и вытягиваем в линию, воплощаем в своих изделиях и искажаем. Наши двенадцать страниц представляют собой отрезок, полный сезонный цикл – период обращения Земли вокруг Солнца. Это время, которое требуется Солнцу для того, чтобы совершить Солнцу полный круг на фоне созвездий и вернуться в исходную точку. Пачка листов бумаги, называемая календарем, является приспособлением, изобретённым нашими предками для разделения маршрута Солнца на части.

В то время как год связан с движением Солнца, месяцы относятся к движению Луны. Хотя цикл, символизируемый каждой из двенадцати страниц календаря, изначально задумывался соответствующим смене лунных фаз, некоторые из привычных нам месяцев длиннее других, и ни один в точности не совпадает с действительным синодическим лунным ритмом, наблюдаемым в природе. Это расхождение является следствием причудливой и сложной совокупности причин, приведших к созданию календаря. Здесь замешаны не только естественные ритмы, но и религия, политика, человеческие интриги. Если бы пришельцы из иных миров решили разобраться в нашем календаре, у них не было бы ни малейшего шанса собрать вместе кусочки этой головоломки.

Настенный календарь содержит в себе как прошлое, так и будущее. Здесь зафиксированы ушедшие дни лунного цикла, дни, доступные разве что нашим воспоминаниям. Несочтенное время, будущее, то, чему ещё предстоит случиться, время предчувствуемое, время, которого никогда не существовало.


Читать дальше: http://www.stihi.ru/2017/10/04/5482


Рецензии