У этой статуи есть характер

Начало диалога http://www.stihi.ru/2017/10/03/5681

Рецензия на «Собственная версия значения улыбки Джоконды» (Сан-Торас)

_________Привет, Санто.
Прямо сказать, не ожидала приглашения к пирогу мыслей и на выставку шедевров. Спасибо за двойное угощение.
Мону Лизу довелось видеть в оригинале, Вольтера рисовала в институте, именно эта великолепная скульптурная голова и позировала, и очень неплохо получилась, что отметил препод к моей радости.
Франсуа Мари Аруэ - Вольтер...мы переглядывались добрых четыре часа. Я у мольберта, он - на возвышении. Худой старец улыбался так многозначительно, мудро-хитро, с таким проницательным взглядом...В нём чувствовалась энергия и сила несокрушимого духа в слабеющем теле. И эта улыбка не была ни подобострастной, ни льстиво-угодливой, ни безумной, ни коварной, ни жалкой - она чудесным образом дополняла светящиеся глаза, читался и звал к себе яркий ум. Тонкое лицо играло.
Контраст!!! Слаб - но силён! Скорбен, печален и - улыбается. Глаза много пережившего человека, лоб в морщинах, а губы могут сказать что-то остро-смешное или, как припечатать, поразительно мудрое.
"Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас - это хорошо поступать самим."
"Кто умеет управлять собою, тот может повелевать людьми".
"Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника." (как и автор от читателя)
"Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков."(и поэтов)
"Брак — единственное опасное приключение, доступное даже трусам."
"Ваши уши слишком целомудренны, а ваши нравы слишком развращены."
"Врач — это человек, пичкающий лекарствами, в которых он мало что понимает, организм, в котором он ничего не понимает." (если что священник поможет отпеть пациента-С.К.)
"Все главнейшие иностранные языки можно выучить за шесть лет, но для изучения своего недостаточно целой жизни".
"Вся наша история — вымысел, с которым все согласны".
"Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя."
Такой же контраст в лице Стрепетовой с любимой картины Рокотова:
Заболоцкий:

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Хорошо, что такие лики доносят "преданья старины" и наполняют наши души.
Ещё Вольтер:
"Горе тем, кто переводит буквально и, передавая каждое слово, обескровливает смысл. Именно здесь можно сказать, что буква убивает, а дух животворит."
"Договаривать все до конца — верный способ наскучить". - заканчивает Вольтер, который ещё и Франсуа Мари Аруэ, а Мона Лиза, ясное дело - мило улыбается.
Меньше говоришь, меньше мужчины находят к чему придраться. Молчаливая картина - просто находка, потому Леонардо, очевидно, возил с собой не жену, а картину.

Светлана Кременецкая   03.10.2017 17:38   
• 

___________Ах, так Светик?!!!!
Ну, прежде всего, ГРАНД МЕРСИБУШКИ! - за пиршество Вольтеровскими
сентенциями - обожаю его! -  угодила роскошным меню!
А цитатка: "Леонардо, очевидно,возил с собой не жену, а картину."
 Шутка мимо лузы - Леонардо  никогда не был женат.
Но я доволен твоим выбором цитат и мне приятно знать,
раз писала голову Вольтера - ЗНЧТ ты АЛЛЕ в теме:))
В благодарность немножко расскажу о скульптуре,
высеченной гениальной рукой Гудона! Ведь и Микеланджело, в свое время,
случайно наткнулся в каком-то флорентийском дворике на испорченную
каким-то неумехой мужскую скульптуру. Чего ж мрамору пропадать?!
Он взял и высек из того, что было статую Давида с пращей:)
- На вопрос - как Вам это удалось?!!
- Ответ - я просто убрал все лишнее:))
Знаешь, Светик, меня с детства прикалывало, что Вольтера звали Маша, верней, -Мари. А Гудон поймал его, как раз в момент, когда Вольтер вернулся в Париж после двадцатилетнего изгнания.
На троне в то время топтался Людовик XVI, узнав о возвращении Вольтера, он стал искать приказ о его высылке. Но приказ этот  затерялся за 20 лет, его не нашли  и Вольтера не тронули.
Друзья философа хотели, чтобы Гудон сделал его мраморный портрет. Но
скульптор сомневался, поскольку некая мадам передала ему письмо Вольтера:
«Мне семьдесят шесть лет( в то время его лепил с натуры скульптор Пегаль), чтобы лепить мое лицо, нужно, чтобы у «меня это лицо имелось; с трудом можно угадать, где оно находится. Глаза мои ввалились на глубину трех дюймов, щеки мои похожи на ветхий пергамент, плохо приклеенный к костям, которые вообще ни к чему не прикреплены. Немногие зубы, которыми я обладал, исчезли. То, что я говорю Вам, не кокетничанье, это чистейшая правда. Никто никогда не лепил статую с человека в таком состоянии».
Это письмо Вольтер написал восемь лет назад! А когда увидел работу Пигаля сказал
всего одно слово: «Обезьяна».
И все же, Вольтер согласился позировать. После каждого сеанса Гудон впадал
в ярость, тем не менее заставлял себя работать. Но ничего не получалось,
до тех пор, пока скульптор не увидел Вольтера в лазурной карете с золотыми звездами, одетого в соболью шубу, присланную ему в подарок Екатериной.
Вольтер приехал на премьеру своей пьесы. Гудон видел, как на его голову возложили лавровый венок и Вольтер воскликнул на весь театр:
«Вы хотите, чтобы я умер от счастья!»
( тут уж, Светик, бы его научила, что надо быть скромнее)
Короч, на одном из сеансов, глядя в окно Вольтер сказал Гудону:
— Мало любить сады, нужны глаза, чтобы ими любоваться,
и ноги, чтобы в них гулять, а я скоро лишусь и тех и других…
Гудон был в отчаянье, работа не клеилась, но когда во время сеанса
философу, надели на голову венок. (Тот самый)
Лицо его переменилось, как по волшебству! Глаза вспыхнули, загорелись
и Гудон, боясь упустить малейший оттенок, ожившего взгляда, работал
как сумасшедший!
Вскоре Вольтер поднялся с кресла и  поклонился скульптору:
— Прощайте, Фидий, — пойдем умирать!..
Этот сеанс с венком на голове был последним.
Когда Гудона попросили приехать к Вольтеру, он узнал, что несколько часов назад великого мыслителя не стало. Гудон снял посмертную маску и слепки с рук.
Возле Вольтера остался только его верный слуга.
Случилось худшее, впрочем то, что обычно случается с гениями: - НЕБЛАГОДАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО.
Близкие понимали, что церковь не допустит захоронения Вольтера. Как только
станет известно, о его смерти запретят хоронить не только в Париже, но и
вообще во Франции.
Был только один выход: Гудон отвлек внимание, спрятал посмертную маску
и поехал в карете к себе, будто Вольтер жив, просто спит дома.
В полночь со двора Вольтера для отвода глаз двинулись три кареты.
Впереди была та - лазурная, в которой он ехал в театр на свою премьеру.
Затем две кареты обогнали лазурную и направились разными путями.
Слуга сидел рядом с мертвым господином, одетым в халат и натянутый на голову колпак. Карету бросало из стороны в сторону и слуге было трудно
удерживать возле себя прыгающего Вольтера.
— Ну, что за напасть! Будете вы, наконец сидеть спокойно?! — воскликнул он
и вспомнил, что Вольтер его не слышит.
Так они мчались до первого крика петухов - живой, из последних сил
удерживал мертвеца и после двенадцати часовой тряски, карета
прибыла в аббатство Сельер, а утром Франсуа-Мари Вольтер уже лежал в земле.
 Приказ епископа с запретом хоронить безбожника и вольнодумца опоздал.
О смерти Вольтера запретили сообщать обществу.
Но с той ночи Гудон не прекращал работу над скульптурой и спустя пару месяцев отослал ее Гюберу, изучившему Вольтера как никто.
И получил ответ:
"..чем я заслужил честь, которую Вы мне оказываете?!"
"Вы воскресили, все движения этого блестящего ума!"
"Вы вернули его друзьям и вы дарите его потомству".
Гудон начал вырубать свое творение в мраморе, он не доверял выполнять эту работу мраморщикам - делал все сам.
Говорили, что он сумасшедший, что делает это из честолюбия. (Люди не меняются:)) Но он знал, что только работая самостоятельно, добьется того, чего не достигнет никакой мраморщик. И добился! - он пробудил живые глаза в статуи! Но
предметом его особой гордости было то, как ему удалось передать руки Вольтера.
 Гудона искренне обижало, что многие обращали внимание только на лицо.
Особенно удивило его то, что долго разглядывал статую один живописец сказал,
 что глаза Вольтера прекрасно инкрустированы драгоценными камнями!
Гудон от изумления задохнулся, не зная что и ответить, ведь он использовал
 только чистый мрамор.
В тайне от всех, Антуан Гудон высек две скульптуры Вольтера - одна заняла свое место в театре. Другую он проводил в Россию, она должна была стоять в покоях императрицы. Скульптор слышал множество восторженных отзывов,
но особенно ему запомнились простые слова Дидро:
"У этой статуи есть характер".
Спасиб тебе, друг мой, что сподвигла вспомнить об этом:)
Сан-Торас   03.10.2017 20:45 


Рецензии
Санто, примите искреннюю благодарность за одну из лучших Ваших "версий", явленную в этом произведении. Вы дали и интереснейшую информацию, и эмоции, ибо вложили в слово огонь благородной, неравнодушной души.

Сложно отзываться продуманной рецензией, когда разворошены чувства: острая жалость к Вольтеру, возмущение непроходимой глупостью, неблагодарностью и толстокожестью людей к нему (и другим гениям), горечь и тоска от неумолимой краткости человеческой жизни и нелепости мироустройства. Зачем человек приходит в этот мир, растет и расцветает физически, духовно и интеллектуально? – чтобы вскоре стать похожим на «ветхий пергамент» и уйти?..

До слез грустно читать.
//«…Никто никогда не лепил статую с человека в таком состоянии».
Это письмо Вольтер написал восемь лет назад! А когда увидел работу Пигаля сказал всего одно слово: «Обезьяна». Санто//

// «Вскоре Вольтер поднялся с кресла и поклонился скульптору:
— Прощайте, Фидий, — пойдем умирать!..». Санто//

Какая чудовищная несправедливость: величие духа и дряхлеющее, слабеющее тело…

Тихий ужас – история с поездкой мертвеца… Вспомнился и убитый Пушкин, его тайная переправа и запрет церемоний по случаю гибели «солнца русской поэзии»…

// «Особенно удивило его то, что долго разглядывал статую один живописец сказал, что глаза Вольтера прекрасно инкрустированы драгоценными камнями!
Гудон от изумления задохнулся…» (Санто)//

Тут не только Гудон задохнулся – слов нет от таких «экспертов»…

Еще раз спасибо, Санто, за этот рассказ, дающий пищу уму и сердцу, затрагивая лучшие струны души.

С уважением и теплом,

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 10:58     Заявить о нарушении
"Какая чудовищная несправедливость: величие духа и дряхлеющее, слабеющее тело…"

___УЙ, не говорите, Аннушка - ужасно, но мне кажется, когда человек окружен
уважением, благодарностью за свой вклад в культуру - эту ветхость плоти
все же легче перенести, а если еще и хула в спину... так жаль Вольтера!
Когда я читаю того, или иного гения, углубляюсь в него, он мне
становиться родным, понимаете? Я люблю его и мне больно осознавать ту
несправедливость, неблагодарность, которую он пережил...
Я часто говорю об этом, возможно потому, что пропускаю через себя не только произведения выдающихся людей, но и их судьбы, биографии и меня буквально пронзает сострадание - такая чудовищная жестокость, тупость, несправедливость, что дрожь охватывает.
Я чувствую, что испытывал Достоевский, когда его вели на расстрел, читал о чем он думал, стоя у стены перед дулами ружей - я сам стоял с ним у этой стены!
Я чувствую какую муку испытывал Пушкин, раненный в живот, ... как мало могли облегчить ему эту страшную боль в то время. Что пережил он, глядя на детей, жену зная, что полон сил, покидает их навечно... И все из-за этих проклятых козней НЕБЛАГОДАРНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, зависть, злость, мерзость людская!
Какой-то тупорылый иезуит смел терзать Вольтера, смел считать его недостойным даже ямы в земле! Гнал с родины, распоряжался его жизнью и смертью!
Кто этот ничтожный червь? Кто он - рядом с величием мудреца?!
Даже имени нет, чтобы проклясть! И мне еще дороже Антуан Гудон,
за то что он создал, запечатлел его в мраморе, сохранил прекрасный облик для нас, не покривив перед реализмом, сумел гением своим ПРОЗРЕТЬ момент величия в одряхлевшем старце и я испытываю Благодарность и бешусь за то, что ему мешали, препятствовали, давили, не понимали, ведь этот труд, этот поиск и без того мучителен, а тут еще и ВРЕДЯТ примитивные души - ВРЕДИТЕЛИ!
А Вольтер? - и без того страдал от возраста, слабости, болезни, так его еще гнобили и кто? Те - кто волоса его не стоят!
Я посылаю им плевок презрения через века!
Никогда этих негодяев не клеймят, привыкли будто издевательство над гением - норма, а подлецов надо клеймить!
Я знаю, что чувствовала Марина когда писала предсмертную записку, когда
ломались чайные позвонки в петле...
Какой слабоумный идиот сказал что самоубийство - это трусость?!
Самоубийство - это акт величайшего мужества и непереносимой боли.
Да, - подлецов надо клеймить ! Потому что трагические судьбы великих людей повторяется из века в век и происходит это из-за безнаказанности!
Даже здесь, на сайте, некое мелкое ничтожество - пыли из под Цветаевских ног не стоящее, проявилось своим гнилым нутром в гнилом стишке и проглотили - толстокожие авторы, ибо безнаказанность плодит подоночность.
Но такой кровопийцы как Россия, по отношению к своим гениям в мире нет,
а ведь это характеризует людей!
Все же, Аннушка, как не мучили Вольтера, но он дожил до 84 лет, Гудон его изваял на последнем году жизни, самому скульптору было 40 и прожил он до 87 - это в то время, когда жизнь человеческая была короче. Леонардо дожил до старости и Микеланджело и Тициан прожил больше ста лет - и это средневековье - инквизиция,
а у нас? - бульдозерные выставки в 20 веке: одного художника в тюрьму, другого в психушку, третий сам удавился... Остальные гордятся своей культурой и своими загадочными душами, настолько черствыми, что когда я защищал Марину от убогой моли, то остальные считали, что я нападаю на какую-то рифмоплетскую тлю
- да ее в упор не вижу!
Просто сам факт этой низости непереносим. А людям не стыдно, не совестно живут в грязном поле и хоть бы что! - Значит, такова их цена - у кого есть совесть, ум и талант, тот не промолчит, видя как топчут душу русской поэзии:

Тверже камня краеугольного,
Клятвой смертника на одре: —
Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе!
МЦ.


Сан-Торас   05.10.2017 12:45   Заявить о нарушении
Сложно отвечать на Вашу пламенную речь, Санто, ибо и во мне кипят те же чувства.

Глубоко погружаться в жизнь выдающихся людей, пропуская через себя их боль, их трагедию, страдая от чудовищной несправедливости к ним, - слишком тяжко… И то, как жестоко Вас гнетет и мучает эта кровоточащая тема, не заметно лишь толстокожему. Другое дело: что толстокожим делать в творчестве? Вопрос риторический…

Как можно гнобить гения? Или как можно добивать слабого, беззащитного?.. Для меня это за пределами понимания, ибо даже недругу протяну руку и помогу подняться, если он упал и лежит под градом стрел. Заметила у нас другую тенденцию – это даже не относится к гениям: когда человек на коне (при должности, полномочиях) – люди захлебываются от подобострастия. Но лишь только удача отворотилась от него – все, как псы, получившие команду «фас», набрасываются на жертву – каждый считает своим долгом пнуть раненого связанного волка - того, кто ничего плохого им не делал. Стадный инстинкт - вкупе с завистью к чужому благополучию (даже бывшему).

А если это еще и одаренная личность – тут уже зависть в квадрате – не только к успеху, но и к таланту. А захотят они чужих успехов и талантов вместе с СУДЬБОЙ гения - с его мытарствами? вместе с ТРУДОМ его до самозабвения…

Нет, все алчут только чужих сливок. Завидуют им, пользуются ими, ненавидя того, кто их произвел.

Согласна с Вами: самоубийство – не трусость. Чтобы судить кого-то, надо пройти его путь в его обуви… А в случае с Мариной Цветаевой – большой вопрос: а было ли это самоубийством? Слишком мощным нравственным стержнем она обладала - такой стержень ломают вместе с жизнью...

А Бог с вами!
А Бог с вами!
Будьте овцами!
Ходите стадами, стаями
Без меты, без мысли собственной
Вслед Гитлеру или Сталину… (с)
М.И. Цветаева

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 13:48   Заявить о нарушении
Чем глубже познаёшь, тем больше сострадаешь!
Здесь, Аннушка, эссе об убийстве Марины Цветаевой http://www.stihi.ru/2013/11/03/5455

Сан-Торас   05.10.2017 14:24   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, Санто. Нелишне перечитать это произведение (читала в начале нашего знакомства). Сожалею, что до сих пор не оставила отзыв на работу Татьяны Костандогло. Тяжелая, глобальная тема...
Убеждена так же, как Вы: только признание чудовищных грехов прошлого и искреннее покаяние в них - путь к светлому будущему.

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 16:39   Заявить о нарушении
Извините, Санто, мой сдержанный тон – тема слишком горькая – просто сейчас нет моральных сил на новые погружения.

Когда много лет назад погрузилась в трагедию Есенина, мир померк, ходила в завесе слез, как в тумане, тщетно пытаясь постичь непостижимое: как такая, вгоняющая в оторопь, жуть возможна? Как Земля продолжает вращаться и люди спокойно живут, радуются, провозглашают себя ценителями поэзии и конкретных поэтов, будучи совершенно безразличны к их искалеченным судьбам, отнятым жизням (в расцвете лет и творческих сил), искаженным и оплеванным биографиям, к потоку помоев на могилы тех, кто давно заплатил «за всё, в чем был и не был виноват»…*
(*Фраза С.А. Есенина - «Собаке Качалова»).

М.И.Цветаеву открыла значительно позже, найдя в ней не только огромного поэта – истинного в моем понимании поэзии, но и большого человека, удивительно близкого мне по духу.

Читая работу Т.Костандогло, обратила внимание на поразительное сходство трагических финалов наших поэтов серебряного века: бесприютность, загнанность в угол, попытка бегства, ловушка, уход (где якобы никто не виноват) и посмертная хула…

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 17:14   Заявить о нарушении
Прочел у Татьяны из переписки, смотрите какие стихи, Аннушка:

Д. П. - 16
Михаил Анищенко-Шелехметский
ЦЕРКОВЬ. 1871.

По Артуру Рембо

Когда опять здесь стадо соберется,
Глаза и юбки низко опустив,
Из-за кулис божественных прольется
Из века в век заученный мотив.

Опять зажгут заплаканные свечи
И на земле забытые рабы
Начнут клонить измученные плечи,
Начнут крестить безжизненные лбы.

И так всегда – зареванные бабы
Суют детей раскрашенным богам,
Юродивые ползают, как крабы,
Грозя каким-то призрачным рогам.

Пропахшие прокисшими супами,
Старухи деревянные до пят,
За смрад души, изъеденной клопами
За все, за все Христа благодарят.

За все, за все – за слезы и увечья,
За слепоту, за пролитую кровь,
За немоту, за проруби злоречья,
За веру, утопившую любовь.

И так всегда – от века и до века.
Кромешный ад ликует неспроста.
Я не нашел живого человека
У бледных ног распятого Христа.

Одни попы, качая животами,
Плывут в дыму придуманного дня.
Дорога в ад – усыпана цветами,
Растущими из вечного вранья.

Вблизи от храма птицы не летают,
Не пьют жуки студеную росу.
Здесь даже с кленов листья опадают
На две недели раньше, чем в лесу.

Сан-Торас   05.10.2017 22:06   Заявить о нарушении
// Я не нашел живого человека... (с)//

//Дорога в ад – усыпана цветами,
Растущими из вечного вранья.(с)//

Очиститься от вековых нагромождений лжи - глядишь, и дорога другая явится...

Анна Витальевна Коростелева 1   06.10.2017 05:52   Заявить о нарушении
Тонкое наблюдение, Аннушка, Вы как всегда - в цель!
Такое впечатление, что гвозди можно делать из этих людей:))

Сан-Торас   06.10.2017 06:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.