Что же ты делал, Фидий?

Покрывая тело слоновой костью,
Одевая Афину в золото,
Наверняка знаешь - будет сколото.
Жадность ходит в хитоне злости.         
Что ты делаешь, Фидий?!

Почему не пентелийский мрамор?
У него пАтина золотистая.
Только твоим - все века выстоит.
Выжить - богине шанс и храму.
Что ты делаешь, Фидий?!

Не ваяй, на божественном, профиль друга
И свою любо-дорого лысину -
Укусить соберутся крысины,
Вмиг загрызут по всем заслугам!
Что ты делаешь, Фидий?!

Золотому сечению дань воздавая,
Парфенон украшай на Акрополе,
Чтобы все, даже боги, хлопали,
Чтоб осталось в истории, не истираясь -
Что же ты делал, Фидий!


                ***


Фидий (490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его была колоссальной. Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой "фи" именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.
Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики.
Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности. Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено.
Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.

    Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.
    «Афина Промахос» — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
    «Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении, украшенная золотом (одежда), слоновой костью (руки, лицо), мелкими драгоценными камнями.
    Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством. О судьбе памятников см. мраморы Элгина.
    «Афина Лемния», — ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке. Название — от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.
    «Афина Арея» в Платеях, ок. 470—450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
    (Афина для города Пеллены в Ахайе).


Рецензии