Мысли о поэзии и поэтах, 6

Поэт и Поэзия. Пьеса, стихи, эссе, афоризмы / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3452/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/ujui
 ________________________________


Однажды кто-нибудь может и прочитает…
Беда в том, что никого уже нынче не удивишь – ни чем. Даже гением. Вы знаете, как складывается общественное мнение. «Главным поэтом» страны можно сделать почти любого автора. И многие будут в восторге, но вовсе не все. И вряд ли найдётся поэт, который всем абсолютно может понравиться. Даже классики не являются исключением.. и никогда не являлись.
Поэтому, я спокоен. Есть, есть люди, которым мои стихи нравятся, даже и до безумия! А на всех я не рассчитываю.
И вам того же желаю.
Время сейчас не такое, чтобы за стихи – жизнью платить. Не то время. Вот в годы нашей юности, может, - да… Вообще же, смертоносная сила стихов сходит на нет. И всё больше!

Поэт уходит из жизни примерно, как срывается альпинист с отвесной стены. Редко, когда он это делает сам. Лавина, буря, подвела экипировка, техника или… связка, друзья…

Прожить поэту до старости - уже подвиг.

Поэзия и логика не всегда совмещаются. Точнее, в поэзии свои законы и связи - наверное, не настолько простые, прямолинейные, однозначные, как в логических рассуждениях. Поэзия многомерна.

Поэты – дети, научившиеся выражать свои ощущения посредством стихов, но так и не ставшие взрослыми.

Могу дать несколько советов, общего плана, из тех, чему учили меня и личного опыта.
Прежде всего, доверять надо своему авторскому чутью – поэта! Не слушать никого!!!
А чисто технически, кроме азбуки стихосложения – рифмы, ритмы, размер… Ещё! стараюсь следить за тем, чтобы не было неправильных ударений – совсем! Типа, мОей, твОей, мЕня и т.д.
Это очень напрягает не только профессионалов, но и любителей настоящей Поэзии. Хотя исключенья возможны – это надо чувствовать. Но такие исключения не должны быть системой.
Кроме этого. В стихотворении не должно быть случайных и проходных слов. Ни одного! Каждое слово, эпитет, строка – должны прибавлять, а не убавлять. Над этим надо работать, добиваясь соответствия фотки (внешней, стихотворения) – запомненной картинке внутреннего состояния души. До полного соответствия!



Без настоящих друзей даже стихи однажды перестают быть утешением.

Это, на мой взгляд, поэзия, но чтобы она стала стихами, нужна очень большая работа. А так… понять могут немногие. :) Может быть, избранные? Которые понимают без слов. :)

Да, поэзия бывает без слов. Во взгляде влюблённого, например.
Случается и в строках графомана. Недоработанных стихах. Чувствуется поэтический потенциал, но он не зафиксирован, не вытащен до конца изнутри, из нутра. Не качественная фотография души…

Очень часто бывает, есть стихи, а поэзии нет.
У Дмитрия Г. Поэзия есть, безусловно. А за стихи - надо работать.

Поэзия – не ремесло. Ремесло – создание рифмованных текстов.
Поэзия – одна из тайн вечной жизни.

На мой взгляд, искусство произошло от слова «искусственный». И наоборот, всё искусственное - недаром однокоренное слово с «искусством».
Разительно в стороне стоит здесь Поэзия. Безусловно не имеющая ничего общего ни с искусством, ни с чем-то искусственным, что, на самом деле, одно и то же.
Поэзия – одна из форм запечатлений души, способная передаваться даже через тысячелетия. От тех, у кого есть душа, кто может запечатлеть её – к тем, кто способен понять. И передать дальше.
Как есть разные органы ощущений – зрение, слух, так есть и разные способы передачи души – через поэзию, музыку. Суть-то одна.
А искусство здесь не при чём.

Поэту дорога каждая его строчка! Тем более четверостишие или два. И тем более - целое стихотворение!
Если что-то дописывается, значит, - отнюдь не случайно. Не всё ещё сказано!
И я обычно иду не путём обрезания, казалось бы, лишнего – этот метод не наш! – но всемерным и всевозможным путём выявления истинного смысла у не слишком удачно сказанного.
Т.е. надо дорабатывать и дорабатывать! Пока строчки не придут в соответствие с внутренней картинкой души.
Тогда и случится Чудо Запечатления.

Сказанное полностью относится и к этому стихотворению. Я очень много работал над ним. Зачем же мне его обрезать? Сейчас оно мне представляется целостным и законченным.
Но! Ты права в том, что у каждого может быть своё вИдение. Это не удивительно. Было бы на что смотреть и что видеть. :)
Наш прекрасный мир каждый поэт видит по-своему и пишет свои особенные стихи, делает фотки с отражений мира в душе.
И, если тебе это моё стихотворение захотелось переделать по-своему, это означает, что ты отнеслась к нему как значимому для себя, настоящему миру, который захотелось по-своему запечатлеть.
Спасибо! Это высшая похвала для Поэта. Значит, ему (т.е. мне) удалось сделать такое нечто широкое и объёмное, из которого возможно выбрать для себя - значимое.

Кстати, если отойти от стихов, но подойти к проблеме любви с этой вот, такой стороны… можно сказать, что миллиарды спариваются весною и осенью, летом, зимой… И большинство вообще даже не думает о стихах.
А тем, которые всё-таки записали хоть строчку любимой надо быть благодарными. Всем. Пусть это и не шедевры.
Шедевров много не бывает. :)
Это как пирамида… Да, и у поэтической пирамиды есть основание. :) И должно быть. И будет, надеюсь, всегда. И всё шире! :) А значит, пирамида будет и высь подниматься!

Ясно, что и близкие к рифмам ударные слоги в середине катренов существенно влияют на форму, звучание, музыку…

Жизнь поэта – подвиг. Чему ж удивляться?
И, чем дольше жизнь со стихами, тем значительнее для героя должна быть награда. Но её нет. И не будет!
Так что всё правильно, единственный способ выжить – потерять всякий стыд и беспокоиться только о внутреннем. :)

Гипотез много, но общеизвестен факт, что в критические ситуации практически все человеческие возможности оказываются многократно выше обыкновенных.
Возможно, это имеет отношение и к Поэзии. В мгновения вдохновения.

«Чем поэт отличается от ненормального? Правильно: ничем. Психически здоровый экземпляр человека стихов писать не будет. О психически здоровых всегда заботятся. Их, как овощи, выращивают в детских садиках, делают им прививки, как фруктовым деревьям, выдают им паспорта, как телевизорам после конвейера, и учат по стандартам образования, чтобы получился средний удобный нормальный экземпляр. Писать стихи – это уже брак изготовления.»
Ахадов Эльдар

Эльдар. Если тяжело быть поэтом, самое простое - спасаться в какой-нибудь несложной работе. Имеющей хоть какой-нибудь смысл.) Колоть дрова, перекапывать грядки, строить дом, заниматься инженерной деятельностью.
Жить больно. И, если внутренние возможности не отвечают потребностям внешней среды… есть только два варианта. Или пытаться подтягивать среду до себя – это тяжело делать всю жизнь. И чем дальше, тем значительнее разочарование. Тебя можно понять.) Либо приводить в соответствие себя к среде, в которой живёшь. Снижая собственные потенциалы. И здесь много способов.)

Мне всегда была близка классика. Много больше абсурда. Но куда ж от него денешься?
Хорошее стихотворение не просто написать в любом жанре. И это объединяет.. всё что угодно.

Неправильное ударение можно сделать всегда. Но не всегда есть возможность сделать ударение правильным. Для этого требуется некоторое техническое мастерство и чувство прекрасного.

Стихи не нужно переусложнять, накручивая смыслы на смыслы, выстраивая несколько эшелонов ассоциаций. Стихи не головоломки, поэзия – Тайна, но не банк с десятью степенями защиты. Который не открыть без авторского ключа.
Не надо забывать, что всё гениальное – просто.

Частенько авторы пользуются приемами эквилибристики словами и смыслами. Ты ведь знаешь об этом? :) А некоторые умеют стихами практически разговаривать. На любую тему и продолжительно сколь угодно. Но разве это поэзия?
Поэзия не способ построения речи. Она показывает в окошко стиха живой внутренний мир поэта.
Как это делается? - Тайна автора, тайна Вселенной и Бога, которую не раскрыть никогда и не сформулировать в учебниках по стихосложению.
Рифмы? Причем тут они? Стихи бывают вовсе без рифм. И, если спрашивают о рифмах, сие означает лишь то, что учитель с дипломом спрашивает ученика, хорошо ли он знает учебник.) Выучен ли урок? Это не имеет никакого отношенья к Поэзии. Но лишь насколько учитель и ученик знакомы с учебником.

Поэты все плохо читают стихи. Или почти все.) Я лично прекрасно читаю, но для себя. Про себя. Внутри себя то есть.)

«Поэты не нужны обществу. Это доказано, Виталий! Весь западный мир облёк их на жалкое существование. Мы (то бишь, власть) из подражания поступаем так же.»
Сергей Каратов

Совершенно верно, Сергей. Опасность поэтов поняли идеологи Запада, массовой культуры ещё во времена Пушкина, Лермонтова. Если не раньше.
Кто-то старательно делит мир на «гоев и избранных». Причем «избранные» эти отнюдь не гении духа, а мешки, набитые зеленью.

Постулаты.
1. Поэту нечего скрывать от народа.
2. Народу ничего от поэта не нужно.

Поэтов надо беречь ещё больше, чем женщин.
Соответственно, женщина-поэт - самое драгоценное…

Стихотворение, честно сказать, из общих фраз, побольше б конкретики, неожиданности.
Я вот стараюсь избегать в стихах таких слов как «кто-то», «некий» и т.д. Это сразу стих делает водянистым, разжижает, переводит в пар и туман.
И такие затёртые слова, как «чудо» лучше, если употреблять, то с чем-то совсем неожиданным, чудом случившимся и показанным, т.е. сотворить надо чудо, а не прятаться за названье его.)
Банальные словосочетания «все предусмотрела наперёд», «Я так хочу и буду», закрутилась карусель», «в горниле жизни закаляюсь»… И прочее, прочее… Это не из поэзии.
Но не отчаивайтесь! Гениальные строки могут прийти в любой момент. Неожиданно.) Главное понимать собственные ошибки. И не пропустить главного.)

Все слова повторяются бесчисленное количество раз. И словосочетания тоже. Но Поэзия это открытие живой души человека. И это всегда чувствуется. Если говорится затёртыми словами, значит, не удалось раскрыть в себе самого главного – отличия от других. И тогда – смысл? )


Рецензии