Русский язык на уроке. критика

              Уроки русского языка и литературы

Хочу поделиться нелёгким опытом работы с детьми в школе.
Класс мною делится по рядам на два отряда: мальчики и де-вочки. Отряды соревнуются в работе по заданной теме – им неко-гда заниматься посторонним, они – отряд: надо выиграть. Ребята сами объединяются по способностям, чтобы один мог помочь дру-гому: ведущий горд тем, что он ведёт, а ведомый рад получить оценку выше.
Капитаны у доски, работая с отрядом, ведут учет на доске мелом. Табло-доска – поджигает, тут и звонок – помеха.
Проверка тетрадей тоже имеет свои особенности: хорошим ученикам делаю заметки на полях – ученик сам отыскивает ошибку и исправляет её – нелюбимая работа над ошибками превращается в исследовательскую работу. А исправленная таким образом ошиб-ка, исправлена не только в тетради, а и в памяти ученика.
Среднему ученику подчёркиваю ошибку и отмечаю её на по-лях. Ученик сам ищет правило, чтобы исправить ошибку, это тоже исключает её из памяти.
Со слабым учеником сложнее: исправляю ему ошибку, отме-чая её на полях, а он находит к ней правило и приводит пример, только тогда ставлю оценку за работу над ошибками – оценка яв-ляется стимулом для работы.
Работу оцениваю не по количеству всех ошибок, а лишь учи-тывая ошибки по правилам, уже изученным на уроках.
Части речи и члены предложения ученик не запоминает, а осмысливает:
1 Главная часть речи – существительное: то, что существует – предмет.
Все остальные части речи – слуги существительного:
2 Глагол сообщает о действии существительного (предмета).
3 Имя прилагательное определяет качество предмета.
4 Имя числительное определяет количество предметов.
5 Местоимение заменяет предмет.
6 Причастие – причастно к определению и действию предме-та.
7 Деепричастие – содержит дополнительное действие пред-мета.
8 Наречие – управляет речью – как действует предмет.
9 предлог сообщает о взаимодействии предмета с другой ча-стью речи.
10 союз – соединяет части речи.
11 частица – усиливает положительность или отрицатель-ность части речи.
12 междометие – выражает отношение говорящего речь.
Именных частей речи – 4:
Имя существительное,
Имя прилагательное,
Имя числительное,
Местоимение.

Глагольных  - три:
Глагол,
Причастие,
Деепричастие
Наречие – прилагается.

Служебных – четыре:
Предлог
Союз
Частица
Междометие.
У ученика при такой раскладке в памяти все на своих местах.

Таки же образом даю члены предложения.
Подлежащее – подлежит действию (действует).
Сказуемое – говорит о действии предмета (подлежащего).
Определение – определяет качество предмета.
Дополнение -  вводит в действие дополнительный предмет.
Обстоятельство – сообщает, как обстоят дела (действия).

Любая часть речи может быть любым членом предложения:
Часть речи – это гражданство в грамматике.
Член предложения – должность гражданина в предложении.

Главная наука – литература, а её слуга – язык, потому что все науки объясняются и изъясняются, и изучаются при помощи языка. Художественна литература – царица всех жанров и наук потому, что она вмещает в себя всё: герой может быть любой профессии.
Лучшее знакомство со способностями и недостатками в по-знаниях ученика – через диктант – грамматика и через сочинение – мышление, обширность познания и способность выражать мысли.
К сочинению учеников готовлю заранее. Потом идет подго-товка по теме на уроке. Замечательное развивающее упражнение на уроке – сочинение по картине, иллюстрирующей пройденное произведение.
С учениками составляю план на доске – поэтапно: развиваем сюжет и его композицию. Первый план, второй план, третий план. О чём рассказано на картине? Время года, время суток, о чем ду-мает каждый герой. Выразить своё мнение о картине, а не то, что сказано в учебнике.
На цитаты не налегать и не избегать их.
Второй урок – написание сочинения.
Проверка сочинений по трём уровням:
1 раскрытие темы и отношение ученика к теме.
2 стилистика.
3 грамматика.
Работа над ошибками тоже по трём уровням – оценки только за хорошие работы.

Работа со словами:
Любое слово рассматриваем во всех его значениях:
Течь – определить часть речи и дать ей полную характери-стику.
Ответ: течь – глагол, неопределённая форма (инфинитив), несовершенный вид, первое спряжение. В предложении может быть сказуемым. (оценка за ответ 4).
Ответ: течь – имя существительное, ж.род, 3скл.ед.ч. и(в) пад. В предложении может быть подлежащим, дополнением. (оценка за ответ 4).
Полный ответ: оба ответа поочерёдно. И в памяти появилась течь (память ухудшилась – метафора).
Мысль продолжает бурно течь (хорошее быстрое мышление) – оценка за ответ – 5.

Применение частицы СЯ.
«Я стираюсь» - говорим. Стираюсь – это стираю себя. А это похоже на моюсь из анекдота про «чукчу».
В ответ девочка от души смеётся: она представила, как сти-рается, подобно резинке в её руке. Говорить неправильно - смеш-но, если вдуматься, а писать?...
«Убираюсь» - вместо убираю – навожу порядок. «Убираться» - в просторечии – уходить вон.
И обратный эффект – отсутствие частицы СЯ:
Самолёт кружит над городом - в значении: летает над горо-дом кругами. Кого он кружит? – пассажиров внутри себя – витиева-то. КружитСЯ он над городом. Мальчишка погнал на велике (вело-сипеде) – в смысле поехал. Слова превращаем в вульгаризмы – не задумываясь над смыслом.
О значении знаков препинания:
Каждый знак имеет своё значение и свою величину во вре-мени:
, (запятая) равна звуковой доле (любой безударный звук).
; (точка с запятой) равна полутора долям.
: (двоеточие) равно двум долям.
– (тире) равно 2,5 долям.
… (многоточие) равно 3 долям.
. (точка) равна 3,5 долям.
(), ?! «…»  - выражаются эмоционально.

Времена глагола – применяются по смыслу.
Прошедшее время – отдаляет.
Настоящее время создает присутствие.
Будущее время – предполагает.

Склонение:
Склонение – способ (отклонения) именных частей речи от нормы (именительного падежа): их 6. 3 склонения, 3 исключения.
Надо различать (а – я) – 1е скл.
И (ия, ий, ие) – искл. Склоняются по 3му скл.
И надо различать
Сочиненье (ье) – 2 скл.
Сочинение (ие) – к 3му скл.(искл).

Спряжение – сопряжение (способ соединения) глагола с дру-гой частью речи. Их 2. Есть исключения.
Есть разносклоняемые существительные, типа:
Ноль – нуль и цех…
Умножить на ноль, но свети на нуль. Начать с нуля.
Цех в предл. пад. В цехе и в цеху:

Развитие поэтического слуха:
Расшиньгиваю строку известного поэта  и предлагаю учени-кам восстановить её по памяти;
Потом то же делаю с малоизвестным стихотворением и по-могаю восстанавливать строки – этим развивается слух к метру (размеру). Пример:
Ты, моя старушка, жива ещё?
Привет тебе, привет, жив и я.
Пусть над твоей избушкой струится
Тот свет, вечерний, несказанный.

Сначала ищем рифмы: старушка – избушкой; привет – свет.
Развивается понятие рифмы и ритма (размера), и смысла.

Стихи и поэзия:
Отличительной особенностью стихотворения от прозы явля-ются мысль, стихотворный (метрический) размер (хорей, ямб, дак-тиль, амфибрАхий, анАпест, пеон, гиперпеон и так далее; строфа, рифма.
А отличительной особенностью поэзии является новая мысль, высказанная не в прямом значении, а образно (наличие ху-дожественных тропов – приёмов), сама строфа являет собой внут-реннюю структуру: силлогизм, а размер и рифма, оформляя мысль,  усиливают её, украшая. Поэзия может присутствовать и в прозе, и в живописи, и в музыке - в любом виде искусства. Стихи – ещё не по-эзия, а поэзия – не только стихи.
Вдохновение и труд
Настроить себя на творчество нелегко, а этот настрой и назы-ваем вдохновением. Это зов одухотворённости к творчеству. Он лёг на бумагу как первый снег – чистое блаженство. Теперь надо про-являть мысль – начинается работа ума и сердца. Умом ищу образ, в памяти отыскиваю слова, а сердцем накаляю то и другое. Образ найден, а слова топорщатся, не укладываются в размер, смысл шершав, не точен. В памяти неотступна статья Маяковского «Как делать стихи». Он – молодец уже тем, что сорвал маски с «мисти-ческого» вдохновения и показал истинную (творческую сторону) вдохновения, о которой говорили А. Пушкин и Л. Толстой. Чистое «вдохновение» - это ширма графоманов – они не умеют работать над словом.
О слове: в наших учебниках (грамматиках) сказано, что части речи и члены предложения «употребляются», но нигде не сказано – вкусны ли они? Употребить в пищу, а применить – в дело, оставив целым. Выходит, что безграмотность наша – очень глубинна.
КВН на уроке:
Команды внимательных и находчивых.
Команды мальчиков и девочек готовят вопросы и ответы по пройденной теме (литература или язык).
Капитаны на доске записывают баллы.
Вопросы должны быть чёткими и ясными, ответы - исчерпы-вающими: один и два дополнительных (если нужно).
Тема разбирается по косточкам и усваивается глубинно.
После урока – КВН можно писать диктант и сочинение - ре-зультат будет высоким, а знания – крепкими. При уроках КВН про-гульщиков не бывает, двоечников – тоже. После нескольких уроков КВН можно без специальной подготовки давать открытый урок КВН.

Продолжение следует.


Рецензии
Не часто филолог принимает такой финал определения: "стихи – ещё не по-эзия, а поэзия – не только стихи."

Иван Иванченко 2   29.12.2019 13:40     Заявить о нарушении
Потому, что филолог - не обязатеьно писатель, а писатель - не обязательно - филолог.

Юрий Медных   11.04.2020 01:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.