Кросс-культурный аспект психотерапии -

Кросс-культурный аспект российской психотерапии и психологических тренингов в русле интеллектуального импортозамещения

 

 
Аннотация
Современное развитие российской психотерапевтической и тренинговой практики, заимствующее методы, изначально созданные в других культурах (включая как научную психотерапию Запада, так и духовные практики Востока), должно принимать во внимание существующие кросс-культурные различия и осуществлять адаптацию перенимаемых технологий к собственным социокультурным традициям (глокализацию) в русле интеллектуального импортозамещения.

Ключевые слова
психотерапия, психологические тренинги, психотехнологии, глокализация, интеллектуальное импортозамещение


Как известно, внедрение новых психотерапевтических методов происходит через их окультуривание: они должны быть приняты той достаточно консервативной социокультурной средой, в которой терапевты работают, а их клиенты - живут, будучи инфантильно "спеленутыми" не только персональными и семейными сценариями, но и рутинными социальными стереотипами, ригидными этическими нормами, ограничивающими консервативными убеждениями. Какие-то инновационные психотехнологии приживаются на новой культурной «почве» и приносят терапевтические «плоды», какие-то увядают, несмотря на изначальную эффективность в родной культурной среде. Очевидно, этот процесс носит системный, как минимум двусторонний характер: со стороны психотерапии — ее аккультурация, со стороны общества — повышение уровня психологической культуры.
Рассматривая различия между российской культурой и зарубежной (больше западной), имеющие практическое значение в контексте психотерапии, необходимо выделить, во-первых, различия,  связанные с общественной жизнью, точнее с контекстом, в котором помогающие профессии вплетаются в его социальную ткань. Во-вторых, психологические отличия, связанные с отношением общества к психотерапии/ тренингам, как способам  решения проблем психологической адаптации и восстановления душевного здоровья.
/сокр/
 
Литература
1. Джеймс У. Воля к вере. — М.: Республика, 1997.
2. Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. —М.: Академ. проект, 2001.
3. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. — М.: Мысль, 1994.
4. Млодик И. Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни. —М.: Генезис, 2015
5. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 1999..
6. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002.
7. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001.
8. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. — М.: КЛАСС, 2005.
9. Сандомирский М.Е. Социально-психологические аспекты массовой психотерапии и предотвращении социальных эпидемий среди молодежи // ЧФ: Социальный психолог. — 2012. — Вып 2(24)/ — С. 87-99.
10. Сандомирский М.Е. Интеллектуальное импортозамещение в отечественной психотерапии и современная российская культура // Теория и практика психотерапии. — 2015, №9 (13). — С. 17—39.
11. Сигида А. России угрожает «поколение жесть» // Мир новостей. — № 21(960) 14 мая 2012.
12. Тихонова Н.Е. Россияне: Нормативная модель взаимоотношений общества, личности, государства // Общественные науки и современность. — 2005, № 6.
13. Шкаратан О. И. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность.- 2004. № 4.
14. Шлахтер В.В., Хольнов С.Ю. Психодинамика колдовства, или введение в паралогию. — СПб.: Изд. «Респекс», 2000.
15. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – 413 с. – С. 21-41.
16. Featherstone M., Lash S., Robertson R. Global Modernities. — SAGE, 1995-01-01. — 306 рр.


 


Рецензии