Великие русские художники... Николай Ге
Николай Николаевич Ге (27.02.1831, Воронеж - 01.06.1894, хутор Ивановский, Черни-
говской губернии) - русский художник, мастер портретов, исторических и религиоз-
ных полотен. Родился в семье помещика. В 1841 году, спасаясь от эпидемии холеры,
переехал с семьёй в Киев, где поступил в Первую киевскую гимназию по окончании
которой по совету отца поступил на физико-математический факультет киевского
университета. Мечтая получить художественное образование переезжает в Санкт-Петербург, где живёт старший брат. Не решивший поступить в Академию художеств,
продолжает обучение на математическом факультете Петербургского университета. В
1850 году Ге бросает университет и поступает в Академию художеств, где занимается
под руководством профессора живописи Петра Бусина. Работа "Саул у Аэндорской вол-
шебницы" принесла ему Большую золотую медаль, что давало право на поездку за гра-
ницу за счёт Академии. Николай Ге "буквально бежал из царской России в Европу".
"Парабола" творческой судьбы художника кажется необыкновенной даже на фоне богатого на причудливые неожиданности русского искусства второй половины 19 века.
В стилевом выражении это был бросок почти невероятный для эволюции одного худож-
ника - от академического романтизма брюлловского толка до предвосхищение наиболее
крайних поисков рубежа веков. Ге искал "живую форму", а не готовый набор формально
стилевых шаблонов, пусть и освященных великими именами.
Громкий успех и широкий резонанс имело его первое большое полотно, написанное в
Италии, "Тайная вечеря" - картина стала общественным явлением. За неё Николай Ге
получил, минуя академика, звание профессора исторической живописи Академии худо-
жеств. В картине Ге царит тишина. Говорят лишь вопршающие, испытующие взгляды
апостолов. Для самого Иисуса, погруженного в глубокую задумчивости, само событие
как бы миновали - с Иудой, собственно, все кончено - он неторопливо уходит в темноту, художник не занимается облучением неверного. Ге сосредотачивает внимание не на драматизма разногласий, даже не на психологической трактовке персонажей, а
на самой проблеме истинности учения, проблеме веры и неверия.
Ге страстно искал героя, в котором мог бы воплотиться его идеал человека, целиком
посвятившего свои помыслы и свершения благу человечества, а есть ли он в окружаю-
щей художника действительности? Ответ на этот вопрос заключён в серии портретов Ге
которые он писал не по заказу, а по велению души. Герцен, Некрасов, Салтыков-Щед-
рин и Толстой - это не случайные заказчики, а воплощённый этапы становления самосознания художника, более того - этапы становления русского самосознания.
Но Ге не хочет быть просто художником, а стремиться, чтобы жизнь и искусство пере-
секались. И для того чтобы делать самому добро, он уезжает на малороссийский хутор
Плиски, работать на земле, помогать крестьянам.
В 80-е годы он снова обращается к образу Христа. Понимая Евангелие "в современном смысле",т.е. в непосредственном приложении его истин к жизни людей. Появляются будоражащие зрителя произведения: "Христос и Никодим", "Выход Христа с учениками с
тайной вечери", "Суд Синедриона", "Голгофа".
Кардинально меняется изобразительная система: от былой организованной гармонии ху-
божественного строя, лирической красоты нравственного подвига Христа, размеренного
выстраивания живописного пространства не остаётся и следа. Как тонко заметил А. Блок, у Ге - "желание сразу передать впечатление криком краски". Здесь предвещание
экспрессионистов каких новаций, но для Ге это естественный язык, столь же органич-
ный, как и прежде, служащий тем же гуманистическим иллюзиям.
Очевидна вторичность программы Ге найти в евангельским мифе силу, способную пре-
образовать современную ему действительность. Но и столь же очевиден подвиг жизни
и творчества художника, не жалевшего себя в поисках истины, не боявшегося крайних
решений и самых острых вопросов.
@
Свидетельство о публикации №117092606018
Галина Поликарпова 03.10.2017 12:49 Заявить о нарушении