Свой Петербург. Прогулки по городу

                Осень дарила последние теплые солнечные дни. В такое время хотелось подольше задержаться в парке и на городских улицах. У дедушки был выходной день, и он предложил внучке Амели вместе пойти в Летний сад. Каждый раз дедушка намеренно выбирал для таких прогулок особые места, без которых невозможно представить себе Петербурга. Мало того, что он стал ее родным городом, его еще нужно было полюбить как своих родителей и самых близких друзей. Тут важно ниточку свою не оборвать, успеть передать что-то стоящее. Так он и сказал своей внучке:
                - Все свои самые дорогие места тебе передам. Будешь потом долго жить и их помнить...
                Каждый раз такое знакомство с городом превращалось у них в игру, рассказанную сказку или просто в удовольствие. Сначала они заглянули в маленькое кафе на Садовой улице и сели за столик у самого окна под большой зеленой пальмой. Улыбающийся красивый юноша принес брусничный морс в высоких стаканах с соломинками и пирожные.

                Боюсь, брусничная вода
                Мне б не наделала вреда...

                Отчего же молодой, здоровый Евгений Онегин так этим озаботился? Напиток им понравился. Они никуда сегодня не торопились и с любопытством смотрели в окно. Город всегда был непохожим и разным. В такое раннее утро он полностью принадлежал уличным рабочим, которые убирали его после ночного веселья. Высокие специальные машины гремели мусорными баками, заполняя бездонное стальное чрево пищевыми отходами и пустыми упаковками. Умытый и причесанный город снова был готов принимать очередную порцию гостей. Появились первые туристы. Они проехали по улице в немецких автобусах похожих на больших усатых жуков.
 

                В МИХАЙЛОВСКОМ ЗАМКЕ

                Они тоже пошли дальше по Садовой. Скоро Амели увидела Михайловский замок. Он медленно вырос перед ними в самом конце улицы. Замок блеснул золотом шпиля, увенчанного мальтийским крестом, словно подмигнул своим веселым глазом. Высокие стены у него были красного кирпичного цвета. Дедушка сказал, что точно такими были перчатки у фаворитки императора Павла княжны Анны Гагариной. Император всегда был галантным кавалером и настоящим рыцарем.
                - Дедушка, а кто такая фаворитка?
                - Это, когда люди… дружат.
                - Как папа и мама?
                - Не совсем, когда они еще только познакомились...               
                Конечно, это была не вся правда, но до остального Амели следовало немного подрасти. Так всегда говорили взрослые, если не хотели отвечать. Амели это быстро поняла и не стала задавать новых вопросов.
                У высокого прямоугольного входа стены замка были украшены воинскими доспехами, символами воинской славы. Амели посмотрела на них и вздохнула:
                - Рыцари здесь такие-то странные и безголовые, дедушка. Мне они не нравятся.
                - Это совсем не рыцари, а трофеи, доспехи побежденных воинов. Их собирали на поле боя в такие кучи металла.
                Нет, Амели больше всего заинтересовала вода в крепостных рвах, тех, которые отделяли замок от остального города. Она была плотного зеленого цвета и трехъярусные стены замка с их колоннами, воинственными барельефами и мостами продолжались в ней своим отражением. Они долго стояли и смотрели туда. В общем, там Амели увидела другой интересный мир, которого не было наверху.
                Помните у Льюиса Кэрролла? “Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье”…
                Нет, они не пошли туда, а только осторожно заглянули и снова отправились дальше. Дедушка рассказал Амели, что вход в замок теперь охраняли два маленьких солдата. Их поставили на стены в нишах у моста. Однажды охрана из солдат и офицеров не смогла защитить своего императора, и заговорщики убили его. Теперь службу несли эти куклы и ничего не случалось. Правда, императоры в замке больше не жили. Амели задумалась:
                - А это кто, оловянные солдатики?
                - Нет, они простые, деревянные.
                - У них одна нога?
                - Нет, у них по две ноги и еще есть ружье со штыком. Честно служить можно и с двумя ногами.
                Потом Амели вместе с дедушкой вошла во внутренний двор замка. Он был восьмиугольный, совсем как настоящий мальтийский крест. Дедушка сказал, что этот двор имел традиционную форму петербургского колодца. Совсем необязательно видеть в нем лишь уважаемый императором мистический символ. Они подошли к памятнику Павлу I. Амели по обыкновению принялась разглядывать и нюхать цветы в каменных вазах. В сказках, которые ей читала мама, там иногда жили маленькие добрые девочки.
                - Дедушка, все памятники в городе большие, а здесь царь такой маленький…
                - Просто его низко посадили на большом и пустом дворе.
                - А еще он здесь смешной, мне его жалко…
                Дедушка подумал, что маленькая Амели успела многое увидеть или почувствовать.
                - Скажи, а как его зовут?
                - Это император Павел, названный современниками русским Гамлетом. Только к нему не обращались по имени, действовало особое правило. Его называли "Ваше Императорское Величество" и дамы делали при этом реверанс.
                - Здравствуйте, Ваше Императорское Величество, - Амели сделала шаг назад, качнулась и немного присела.
                - Здорово, все получилась. Смотри, он тебе сейчас улыбнулся…
                Амели немного наклонила голову и внимательно посмотрела на императора. Ее брови поднялись, а глаза широко открылись и стали еще больше. Дедушка подумал, что точно так же когда-то делала ее мама...


                СЕРДИТАЯ ГОРГОНА

                Теперь они шли вдоль чугунной ограды Михайловского замка. Ее снова украшали грозные военные трофеи, мечи, топоры и щиты.
                - Какая сердитая женщина, - сказала Амели, увидев там изображение Горгоны Медузы. 
                - У нее вместо волос были змеи, а своим взглядом Горгона Медуза могла превращать человека в камень. Ее потом ее победил греческий герой Персей.
                - Он Медузу убил?
                - Да, она причиняла людям много зла, но такой ее сделали обстоятельства. Одно совершенное зло породило другое, так часто случалось. Прежде она была хорошей, красивой девушкой. Вообще, до такого отчаянного состояния можно довести кого угодно, женщину тоже.
                Дальше от Михайловского замка реки Фонтанка и Мойка соединялась под Инженерным мостом. Потолкавшись в толпе туристов, они увидели на полочке у самой воды крохотного Чижика-Пыжика. Можно было только помахать ему рукой: он все равно ничего не слышал из-за окружавшего городского шума.   
                На чугунных оградках было еще много других пугающих изображений рассерженной Горгоны. Амели каждый раз тыкала ей в зубы своим пальчиком, но она почему-то не кусала ее...

               
                ОСЕННИЕ ИГРЫ

                Теперь, конечно, стоило зайти в Летний сад. На входе их встретила большая порфировая ваза. Та, самая, которую когда-то подарил императору Николаю I шведский король Карл XIV в знак своей доброй воли после окончания многочисленных войн между Россией и Швецией. Еще два таких же подарка позднее установили на Адмиралтейской набережной.
                - С ними уже можно было соображать на троих, - подумал дедушка и усмехнулся. – Все бы так в мире добром заканчивалось. 
                Они немного задержались у Карпиева пруда. Амели принялась считать там всех уток и чаек. В пределах первого десятка у нее это получалось вполне уверенно. Потом она увидела самое главное: к ним приплыли два лебедя-шипуна, которых знали как Руслана и Людмилу. В общем, получалось почти как в сказке поэта Александра Сергеевича Пушкина. Дедушка рассказал Амели, что эти лебеди давно подружились и теперь состояли в романтических отношениях. Они жили в городском зоопарке, а сюда переезжали на теплое время, как на свою дачу.
                Осень здесь только начиналась. Осторожной рукой она брызнула ярким багряным цветом среди плотной тенистой зелени. Липы, клены, дубы и вязы, деревья жили здесь совсем как люди: росли, старели, болели, лечились и умирали. Амели увидела очень старое дерево с большим дуплом, в которое можно было легко зайти, если бы не установленная в нем сетка. Всегда интересно узнать, что спрятано там, внутри. Ей сразу вспомнился любимый мультфильм про ежика в тумане. Там тоже было такое дерево с дуплом, и ежик боялся туда зайти. Она часто смотрела этот мультфильм и многое помнила наизусть. Каждый раз, увидев его героев на экране, Амели становилось боязно. Она закрывала глаза руками и говорила, что ей теперь тоже ничего не видно.
                Амели собирала букет осенних листьев для мамы. Каждый раз она находила дерево, которому принадлежал упавший лист и говорила ему спасибо. Дедушке в этот раз было поручено правильно называть цвета в ее осеннем букете. Голос у Амели в это время звучал строго и напоминал ее воспитательницу из детского сада. Дедушка волновался и часто путался в ответах. В конце концов, он со своей задачей благополучно справился. Потом Амели нашла крылатку - сросшиеся парой зеленые семена клена с крылышками. Их дети еще называли вертолетиками за способность вращаться при падении на землю. Дедушка аккуратно расщепил крылатку, и Амели наклеила ее себе нос. Это называлось “сделать себе Буратино”…   


                РАДУГА В ФОНТАНЕ
      
                Теперь в обновленном Летнем саду на Главной аллее работали фонтаны. На фонтане “Пирамида” им сразу же сильно повезло. В струях искрившейся на солнце воды они увидели настоящую разноцветную радугу. Если Амели шла вдоль мраморного борта, то радуга погружалась одним концом в фонтан. Она даже захлопала в ладоши от удовольствия и стала всем ее показывать. Дедушка предложил ей отгадать загадку:

                Разноцветное коромысло
                Над дорогою повисло.
                Семь цветов – одна дуга,
                Это чудо…

                - Радуга, – быстро и уверенно ответила Амели.
                Дедушка предложил еще немного пофантазировать:
                - Представь, что на обычном деревянном коромысле женщины раньше носили ведра с водой от речки или колодца. Сейчас оно одним концом наклонилось и наполнялось одно ведро, потом другое. Поднимала их женщина-красавица и несла к себе домой.
                - Ха-ха, дедушка придумал себе красавицу в фонтане, - рассмеялась Амели. – Может быть, совсем и не красавица.
                - Нет, она самая настоящая красавица. Ты тоже такой будешь, когда вырастешь.
                Вспомнили, что они совсем недавно видели такую радугу в Русском музее на картине художника Архипа Куинджи. Амели рассмеялась и принялась скакать вокруг фонтана.
                Теперь они переходили от одного фонтана к другому. Амели часто останавливалась, присаживалась у самого края и смотрела на быстрые струи. Это было интересно, движение воды притягивало ее как магнит. А еще Амели понравилось пускать по воде опавшие осенние листочки. Они кружились, захваченные быстрым течением, дрожали от близости падавшей воды. Движение во все вдыхало свою особую жизнь. Амели подумала, что все эти листочки, наверняка, представляли себя настоящими корабликами в бескрайнем, волнующемся море. Они плыли и совсем не замечали, что все это время двигались по замкнутому кругу вдоль мраморного бортика фонтана.

 
                ОЖИВШИЕ СТАТУИ

                В этой части сада было много скульптур исторического и мифологического содержания или аллегорий, которые всегда что-то обозначали. Если этого не знать, то можно было просто пройти мимо. Амели каждый раз, подойдя к такой статуе, здоровалась и спрашивала у дедушки, как ее зовут и что она делает. Самыми интересными в Летнем саду ей показались аллегории. Закат был изображен в виде крепкого и спортивного бородатого старца. Определенно, обычным пенсионером он совсем не выглядел.
                - Ты же видела настоящий вечерний закат?
                - Да, видела.
                - День закончился и состарился, как твой дедушка. Он здесь даже немного задремал. У него на лбу первая вечерняя звезда, а рукой он указал нам на заходящий диск солнца. Это ожидание ночи, поэтому у его ног выросли цветы дурмана, которые по вечерам издавали сильный запах.
                - А что происходило с этим стариком потом, когда наступала ночь?
                - Ничего, он просто уходил к себе домой и на смену ему на землю приходила ночь.
                - А она тоже здесь есть?
                - Давай вместе ее поищем. Вот она, женщина, завернутая в звездное небесное покрывало с маковым венком на голове – мак навевал на людей сон. На поясе у нее изображена летучая мышь, а у ног села сова. Все они спутники ночи.
                Амели потянулась рукой и осторожно погладила сову вместе с дедушкой, как это делала дома с черной кошкой Багирой. Она снова внимательно посмотрела на богиню ночи.
                - Дедушка, у нее здесь глаза закрыты. Она, что спит стоя?
                - Ей разрешается спать только стоя, чтобы не задерживалась. Бродит по земле вся такая сонная, мышь пищит, сова периодически ухает. Она потом должна обязательно уйти, иначе завтра не наступит утро.
                - Дедушка, давай ее скорее начнем будить. Пусть приходит утро, оно уже здесь?
                - Если мы с тобой пойдем дальше, то обязательно встретим утро. Вот оно, уже совсем рядом. Очень милая девушка, которую все зовут Авророй. Это богиня утренней зари, еще юная и очень нежная. Она приходит с факелом в руке, небо светлеет. Сейчас богиня улыбается, у нее цветы, которые открывают свои лепестки ранним утром с появлением первых капелек росы. Они умываются ею, словно малые дети...
                - Ты что-то сказала, Амели?
                - Нет, дедушка, это она, - внучка осторожно показала глазами на юную богиню.
                - Наверное, мне только показалось. Смотри, юная Аврора смеется, ей весело с нами. Возьмем ее гулять с собой?
                - Да, дедушка, мы будем играть у фонтана. Ты разрешишь нам?
                - Конечно, только не очень долго. Скоро за ней придет ее брат, полдень...
                Они еще долго блуждали среди статуй Летнего сада. Иногда им казалось, что они оживали и говорили с ними. Действительно, статуям тоже могло быть скучно...



                ПОТЕРЯННЫЙ САД
            
               
                В саду сегодня было много детей. Амели даже спросила дедушку, есть ли тут качели. Ей понравился такой сад. Дедушка думал о своем. Хорошо, что Амели по своей молодости не знала его старого Летнего сада… Значит, она еще ничего не потеряла. Это будет ее открытие и ее собственный Летний сад с турникетами на входе, высокими решетками и глухими лабиринтами, фонтанами и парковой скульптурой из успевшего поменять свой цвет шершавого полимерного материала.
                Теперь ее сверстники узнавали Петербург по башням-великанам, панорамам гранитных набережных со стеклянными кастрюлями офисных центров и повисшими над водой скелетами скоростных автомобильных дорог. Все это казалось им современным, по-европейски удобным и функциональным. На берегах Невы вырастал новый город, похожий на многие другие...
                Кто не терял дорогого, тот и цены его настоящей никогда не узнает. Многие поэты посвящали стихи прежнему Летнему саду, а каждому школьнику, даже не бывавшему в Петербурге, он был хорошо известен благодаря строкам Александра Сергеевича Пушкина из романа "Евгений Онегин", которого "француз убогий" "в Летний сад гулять водил". Поэт и сам жил рядом с ним.
                Сад разрушался страшными наводнениями, постепенно менялся вместе с петербуржцами, он был своим и любимым у каждого поколения. Летнего сад, который знал он и его родители, здесь больше не было. Они раньше жили на Моховой и были особенно привязаны к нему. Вместе с прежним садом уходили их счастливые воспоминания.
                Ему казалось глупым браться восстанавливать то, что было здесь много лет назад. Место, ставшее особым символом для горожан и как всегда никого не спросили, не посоветовались. Это уже становилось плохой петербургской традицией.
                Кого же казнить или миловать? Теперь это решать только детям и внукам, которые сегодня радовались такому Летнему саду, как своей новой необычной игровой площадке...
                Так, взявшись за руки, Амели и дедушка вместе прошли через весь Летний сад до самой его решетки у набережной Невы. Что же, она оставалась прежней и сама казалась здесь удивительным творением природы. Кованые узоры решетки перекликались с узорами крон старых деревьев, сливались тенями на старых гранитных плитах.
                Наверное, здесь всегда было хорошо встречаться и прощаться с Петербургом, его Летним садом. Они тоже решили попрощаться с этим местом. Правда, только на время, потому что уже давно любили свой город.

На фото рисунок автора. Старый Летний сад


Рецензии
Эх, как бы вернуть старый Летний!...молодец, дедушка!

Вадим Константинов 2   28.09.2017 19:33     Заявить о нарушении
Не вернуть его, но передать все по списку нашим детям обязательно нужно. Цепочка памяти. С признательностью, Сергей.

Сергей Псарев   29.09.2017 11:55   Заявить о нарушении