О Маяковском. Он был поэтом - реформатором 22. 09
Он был поэтом – реформатором,
И напролом шёл – против правил…
Он был эпохи триумфатором.
Свободный мир свободно славил.
В награду площадь предоставили –
Ему посмертное признанье.
Потомки памятник поставили,
Учли его же пожеланье.
...Сменилась власть – сменилось мнение...
Изгоем стал – всегда так было!
Отняли площадь для забвения.
Но имя как отнять у гения?
У власти власти не хватило...
1992
Свидетельство о публикации №117092209859
“Но имя как отнять у гения?
У власти власти не хватило...”
власть может и перечеркнуть. У неправедной власти власти хватит на всё, дело лишь во времени. Уж сколько имён перечеркнули или очернили.
Но ты молодец, что публикуешь стихи о Маяковском, это кому-то освежит память, а кого-то из молодых, возможно, заинтересует личность и творчество поэта. Вот и я последовал твоему примеру, решил опубликовать на Стихире своё давнее стихотворение о Маяковском – “Маяковский Пастернаку”.
Леонид Котов 22.09.2017 21:45 Заявить о нарушении
один читатель(это было в выходной день, хорошая погода оттянула читателей
то ли на дачу, то ли гуляли, пользуясь именно хорошей погодой) и я быстро
его снял, чтобы не было холостого "хода" с нормальным стихотворением. Моя цель
донести до читателей то, что сказал в приведённых выше Вами строках. Поэтому
вчерашняя публикация была, на мой взгляд, оправданной. А прочитать Ваше
стихотворение выберусь завтра, на свежую голову...
С искренним уважением, Алексей
Алексей Порошин 2 23.09.2017 23:32 Заявить о нарушении
Не часто на страницах "Стихи.ру" встретитшь стихотворение такого поэтического уровня. Оно продумано и прочувствовано. Аргументы и сравнения жизненны, справедливые и достоверные. Стиль стихотворения внутренне сродни стилю Владимира Маяковского, не смотря на разницу в размере поэтических строк. Вполне оправданны их резкость и прямота.
И самое главное, исторически верны образы двух поэтов, живущих в одну эпоху.
Образ "громогласного" Маяковского, у которого один читатель – "вся Россия", автором красноречиво создаётся в самом начале стиха:
Тише, зал!
Я!
Вышел на подмостки!
В штык калёный превратив строку,
Заявляю!
Эй Вы, подголоски!
Прочь с дороги на моём веку!
А разве Владимир Владимирович по-другому вёл себя в аудитории? Вот как описывает Марина Цветаева, современница обоих поэтов: "Маяковский открыл
рот и сказал:"Я!" Его спросилили: "Кто - Я?" Он ответил: "Я: Владимир Маяковский"...
Стихотворение "Маяковский Пастернаку" не только о прошлом. А разве трудно нам в этом зеркале не узнать наши дни, в которые ворвался Маяковский
(по-другому он не мог):
Я живой,
хоть и кричу из бронзы.
Каюсь,
дали нервы слабину,
Жизнь меня топила в бездне прозы,
Но и в смерти не пресечь мою войну.
А воевать ему не привыкать, всю жизнь положил на алтарь пролетарской
борьбы со всякой нечестью, которой хватает и сегодня. И это не секрет и не грязная кляуза. (Мне, выжевшему в годы войны и перенесшему трудности послевоенного времени, не к лицу хулить свою многострадальную Родину...). И поэт готов снова сразиться с нею (с нечестью):
Штык напрвлю в брюхо фарисея,
Закарикатурю подлеца...
Образ Пастернака, его символ как поэта, автор даёт в эпиграфе к данному
стихотворению, поясняющему суть создаваемого образа: "...Авва Отче, Чашу эту
мимо пронеси". Думается, что с этой молитвой он не расставался многие годы.
Но в конце жизни она ему изменила – и по его вине...
Автор справедливо передаёт отношение Маяковского к Пастернаку, признаёт его качества как поэта: "Мне Борис приятель и поэт он крепкий. Что ж, что разошлись у нас пути"...
И не случайно. Характеры у них были разные. Марина Цветаева отмечает:
"Маяковский являлся. Пастернак – таился. Маяковский себя казал. Пастернак –
скрывал... Пастернак неизменно говорит не так и не о том, а главное – никому...
Пастернак не хотел славы. Может боялся сглазу"...
И автор, создавая образ Маяковского, раскрывает для нас причину его разрыва с Пастернаком:
Нет, Борис, нам Авва Отче не защита,
Тьму разит лишь слова яркий луч.
Рано ты свернул на тропку эрудита,
На пути не мало скользких круч.
К чёрту европейские фанфары,
В них не слава для тебя, а лесть.
Яд от их елейного нектара
Лишь твою, поэт, порочит честь.
И жизнь подтведила, по стиху, предсказание Маяковского. Сказался и скрытный характер Пастернака. Уже в зрелом возрасте он написал роман "Доктор Живаго" и издал его тайно в Италии. А наши зарубежные недруги такую категорию творческих и общественных деятелей поощряют Нобелевской премией. По сути – это тридцать иудиных серебренников...
Стихотворение Сергея Котова – это художественное произведение. И судить
о нём надо по критериям художественного творчества. Кто-то может написать
о двух крупных поэтов совсем по-другому. Тогда и судить придётся с учётом этого.
Важно, чтобы не искажалась историческая достоверность их жизни и творческого
пути. В данном случае объективность и справедливость не изменила автору. Он
не отступил от исторических фактов судеб Маяковского и Пастернака:
Ты да я – мы шли по разным тропам.
Я – по кручам, ты старался быть в тиши.
Привела в Аид меня дорога,
А тебя упрятала в глуши.
Исходя из созданных образов поэтов, автор стихотворения остаётся верным
их историческим судьбам.
Алексей Порошин
1 октября 2017 года
Алексей Порошин 2 01.10.2017 18:28 Заявить о нарушении
Леонид Котов 01.10.2017 19:06 Заявить о нарушении
рецензии - и всплыло автоматически имя друга юности: Сергея Котова, с
которым росли и учились в семилетки. Окончили в 1955 году - и его семья
уехала из села и я никогда его больше не встречал. Вот, оказывается, как бывает. Я надеюсь, что Вы поймёте меня и великодушно простите.
А на Ваш компьютер, я сейчас поправлю текст, и передам.
Искренне, Алексей
Алексей Порошин 2 01.10.2017 20:42 Заявить о нарушении