Демоническое у Кьеркегора 5
Но страх перед Свободой как неизвестностью, как перед ещё Ничто и неопределённым "впереди", присущ обычному недальновидному человеку, это страх прыжка и изменения, это страх ограниченности и недоразвитости, поэтому он в конечном счёте боится зла - боится бед и потерь, это страх перед Злом, не перед Добром. Демоническое же испытывает наоборот, страх перед Добром. Зла оно не боится, Зло для него - родная стихия. Следовательно, здесь происходит какое-то коренное изменение состояния для всего существа человека, вследствие смены его глобальной ориентации и установки. Но что происходит через что? Состояние изменяется через установку или последняя через состояние? Мы уже говорили об этом - как данность наблюдается порочный круг, где одно через другое осуществляет себя без начала и конца, однако всегда имеющаяся точка входа в этот круг, точка попадания в него, может подсказать нам и будущую точку выхода из него, хотя отыскать эти точки, как правило, крайне трудно. Чётко ясно одно, и это помогает нам довольно отчётливо уяснить именно Кьеркегор - что демоническое становится таковым через принципиальную закрытость, а значит через состояние закрытости, начавшее играть первостепенную роль. Затем к такому состоянию подключается и лицо, чтобы сделать уже имеющееся состояние "осознанным" - утвердить и подтвердить его в качестве основания. Следовательно, вход в круг начинается через состояние, а фиксируется как порочный - то есть "не знающий выхода" - через какое-то "осознанное" отношение к нему.
Мыслит ли Зло? Мыслит, но вне всякой этики.
Давайте посмотрим ещё раз.Пока у нас нет запертого, придавленного или подавленного состояния - у нас нет и прецедента для образования порочного круга зла, но как только такое состояние появляется, с ним приходит и возможность скользить раз от разу по одной и той же плоскости. Однако, эта печальная возможность ещё долгое время может быть не осуществлена и даже довольно часто так и не осуществляется вообще - разбитые состояния человека просто влачатся за ним дальше вослед каких-то других, ставят ему "палки в колёса", нервируют конечно, но не скомковываются и не группируются в "самостное начало" - то есть демоническое из них не зарождается.
Итак, Зло практически всегда большой эстет, но никогда не этик. Мышление Зла, лишённое этической составляющей - ужасно и приводит к ужасным последствиям. Порочный круг же не означает ничего больше, кроме того, что это тюрьма: стены, пол и решётки и дверь замурованная, и только в окошечко можно принять еды, и так в ней идут дни и со временем ты забываешь, что когда-то вообще был на воле. Вырваться изнутри такого ставшего демонического на волю, искать изнутри него выход это всё равно что искать чёрную кошку в тёмной комнате, учитывая ещё при том, что её там нет. Демоническое не может само себя спасти и для него не существует ничего "хорошего", поэтому оно не может его искать.
Вот почему снаружи мы видим это как некоторую несвободу - то ли зависимость, то ли одержимость, которой требуется более мощное основание Добра и Свободы, чтобы раскрыться. Ещё раз вспоминаем изгнание бесов по Христу, ещё раз утверждаем, что это не единичный акт богочеловека, а общечеловеческая способность, реализуемая в конкретной ситуации - правда, редко достигаемая и ещё реже наблюдаемая, но вполне таки возможная.
Теперь делаем выводы: демоническое входит в нас через состояние, а закрепляется благодаря нашей неправильной позиции по отношению к этому состоянию. Мы делаем либо не то, что нужно, либо ничего не делаем со своими демоническими состояниями, а они есть у всех как постоянно мелькающие моменты. Вследствие того, что мы не понимаем их природы и всех этих механизмов, мы в каком-то смысле - обречены. Обречены на стихийность и случайность нашего "доброго" проживания, готового в любой момент вывернуться этаким злом. Но страшнее всего оказывается всё же не яма пустоты незнания, в которую мы непременно так или иначе проваливаемся, а те одеяния и наряды, в которые мы её расцвечиваем для самих себя и окружающих, инстинктивно стараясь уклониться от пустоты. Зла мы не видим и на Добро мы не способны - вот вывод по преимуществу для большинства. Хотя каждый человек за время своего проживания творит массу больших и малых "добрых" дел, но все они - естественны, потому что самое лучшее, что у нас получается это естественное добро или добро по привычке, по традициям или по правилам. Но горе тому, кто вдруг случайно не попадёт в эти правила, в эти традиции и в эти привычки, горе тому, кто окажется за бортом всего этого, потому что спасательного круга ему не дождаться, хорошо будет уже то, если он не испытает вместо этого на себе столь же стихийное и естественное зло вчерашних вполне мирных и "добрых" людей. Вот наша картина. И редко кем она нарушается, увы.
Очевидно, демоническое содержит внутри себя пустоту и это является его "куполом" против свободы. Но как же тогда великая пустота Дао, спросим мы, разве и она является чем-то демоническим? Нет, не является, - эта пустота позволяет самой себе быть и действовать - производить своё действие со временем. Такая пустота заслуживает названия не демонической, а порождающей. Мы должны понимать, что есть плодотворные, производящие - пустота, молчание, недеяние. И есть другие. Демоническое приобретает себе какую-то иную пустоту, это совершенно понятно. Если у Кьеркегора по всем этим вопросам речь идёт о внутреннем смысле для человека, равном на его взгляд оригинальной самобытной серьёзности этого же человека и приравненной также и к вечности, то такая личность касается пустоты в своём принципе движения и расширяя своё существование имеет дело с вселенской пустотой. Но не так Зло и демоническое - пустота здесь не замечается и даже отвергается, хотя масштабно присутствует и прежде всего она отвергается в тех вопросах, что оказываются самыми главными по Кьеркегору - в вопросах внутреннего смысла, настоящести или подлинности отношений и в вопросах вечности.
Быть может, следует сказать вот так: личность и здоровый дух имеют дело с пустотой, знают её, а демон и дух подчинённый, несвободный пустотой заражены и поражены словно язвой. Пустота через них проявляет свою агрессию по отношению к человеку. Иногда мы даже догадываемся, что имеем дело не совсем как бы с людьми. Эти люди выступают перед нами маникенами или марионетками в чужих руках, несут с собой хаос и пустоту, и сливаются с роковой, зловещей частью нашей действительности.
Свидетельство о публикации №117092109973