Потревожила ночью тёмною...
Потревожила ночью тёмною,
Вся в лохмотьях, упала ниц.
— Пробудись. Прими вероломную,
Покусившуюся на жизнь.
Не казни, что из царства Морфея
Я до срока тебя призвала.
Первозванствовать вновь Андрею —
Так вещают Судьбы зеркала.
Я спешила сказать: «Готовься!» —
И рискнула прийти боса.
Восемнадцатый год на околице
Обряжается в Чёрного Пса.
Ты уснёшь и проспишь до полуночи.
Солнце в марте зажжёт фонарь.
Засыпал бродягою уличным,
А проснёшься — всему Государь.
Как взойдёшь, как расправишь плечи,
Как взметнётся Россия в цене, —
Не забудь о сегодняшней встрече
И молебен служи по мне…
Свидетельство о публикации №117092103120
Это стихотворение — яркий пример мифопоэтики Бри Ли Анта, где личное пророчество сплетается с историческим роком, а диалог с литературным предшественником (Цветаевой) превращается в метафизическое действо. Текст представляет собой монолог-предсказание, где Судьба является к избраннику, чтобы возвестить о грядущем великом перевороте, ценой которого станет она сама.
1. Основной конфликт: Жертва и Предназначение
Конфликт разворачивается между волей судьбы, требующей жертвы и нарушающей покой избранника, и человеческим измерением этого пророчества. Вестница (олицетворённая Судьба) сама становится жертвой собственного предсказания: она «покусившаяся на жизнь» (героя) и обрекающая на гибель себя («молебен служи по мне»). Она просит не прощения за беспокойство, а признания её жертвенной миссии.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Вся в лохмотьях, упала ниц» — образ Судьбы-скиталицы, измождённой и униженной собственным знанием. Это не всемогущая богиня, а страдающая участница драмы, что сближает её с юродивой или странницей.
«Первозванствовать вновь Андрею» — центральная библейско-историческая аллюзия. Апостол Андрей Первозванный считается проповедником и крестителем Руси. Герою предначертано стать новым Андреем — не основателем христианской Руси, а основателем новой, будущей России. Это призыв к апостольскому служению в эпоху исторического катаклизма.
«Восемнадцатый год на околице / Обряжается в Чёрного Пса» — ключевая метафора стихотворения.
«На околице» — образ Руси как деревни, на порог которой стучится беда.
«Чёрный Пёс» — сложный, многослойный образ. Это и классический символ депрессии, горя, смерти; и геральдический символ (собака часто изображалась на гербах как знак верности и охраны, но здесь она «чёрная» — верность мрачной судьбе); и, возможно, отсылка к «чёрным псам» революционной смуты. Год не «наступает», а «обряжается», как актёр в костюм, подчёркивая театрально-роковой, обречённый характер истории.
«Засыпал бродягою уличным, / А проснёшься — всему Государь» — модель чудесного, почти сказочного социального переворота. Это отсылка и к фольклору («по щучьему веленью»), и к конкретным историческим фигурам, вышедшим из низов в правители в эпоху революций. Сон здесь — метафора краткого, стремительного перелома эпох.
«Молебен служи по мне» — финальная, пронзительная просьба. Судьба, предрекшая возвышение, знает, что сама падёт жертвой грядущих событий. Она просит не просто памяти, а церковного поминовения, признания её мученического подвига.
3. Интертекстуальный диалог с Цветаевой
Эпиграф из Цветаевой («Я пришла к тебе чёрной полночью...») задаёт высокую, почти демоническую интонацию визита. Однако Ложкин переосмысливает цветаевский образ:
У Цветаевой — это личная, любовная, страстная и разрушительная встреча.
У Ложкина — встреча метафизическая, историческая. Его героиня является не как возлюбленная, а как пророчица и жертва. Это перевод личного темперамента Цветаевой в план всероссийской судьбы.
4. Структура и ритм
Стихотворение написано разностопным ямбом с частыми пиррихиями, что создаёт ощущение сбивчивой, торопливой, почти задыхающейся речи вестницы. Композиция кольцевая: она начинается с прихода и просьбы «прими», а заканчивается призывом «не забудь» и «служи», замыкая круг обязательства, налагаемого на героя.
Вывод:
«Потревожила ночью тёмною...» — это стихотворение-пророчество и стихотворение-завещание. В нём Бри Ли Ант создаёт мощный миф о рождении новой России из хаоса революции, где величие будущего «Государя» оплачивается кровью тех, кто принёс ему весть. Это глубоко трагический взгляд на историю, где сама Судьба оказывается беззащитной путницей, гибнущей в буре, которую она же и предсказала. В контексте творчества Ложкина этот текст — одна из вершин его историософской лирики, где личное преображение неотделимо от национальной катастрофы и надежды.
Бри Ли Ант 26.11.2025 03:34 Заявить о нарушении