Великие русские художники... Федор Бруни
Русский классицизм — историко-региональный стиль, относящийся к общеевропейскому художественному направлению классицизма, возникший в XVII веке в России под влиянием западноевропейской культуры и распространившийся во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.
Эволюция классицистических идей в России отмечена несколькими этапами: русский, или екатерининский, классицизм середины и второй половины XVIII века, времени правления императрицы Екатерины II (в странах Западной Европы тот же период именуют неоклассицизмом), романтический классицизм начала XIX века, неоклассицизм в искусстве модерна рубежа XIX—XX веков, новый классицизм постмодерна XX—XXI веков.
Утверждение классицизма в русском искусстве стало симптомом его «созревания как одной из европейских школ».
Границы, особенности содержания и наименования отдельных этапов развития классицистических идей и художественных форм в русском искусстве, их отношение к национальным традициям и православной идеологии в храмовой архитектуре, иконописи и фреске является предметом многих дискуссий и различных историко-теоретических концепций. Компромиссная точка зрения сводится к тому, что в разные периоды истории России в ее духовной жизни попеременно доминировали восточные (византийские, тюркские, татарские) и западные (англо-итало-германо-французские) влияния. «Их качественно своеобразное воздействие на каждом историческом этапе определенным образом трансформировало российскую художественную ментальность, которая в своих исконных основах также неоднородна, поскольку изначально формировалась из разных источников»[4]. В академической традиции обычно выделяют три основных этапа развития идеологии классицизма в России:
Ранний классицизм (1760-е — 1-я половина 1780-х годов). Этот этап характерен соединением новых форм с традициями барокко и рококо предыдущего времени;
Зрелый, или строгий, классицизм (1780-е — 1790-е годы) — характеризуется ясностью и рациональностью композиций, восходящих к античному идеалу в его обобщённой форме, отсутствием посторонних реминисценций;
Высокий, или поздний, классицизм, часто отождествляется с русским ампиром первой трети XIX века и «николаевским ампиром» времени правления императора Николая I (1825—1855).
Бруни Федор Антонович (10.06.1799, Милан, Италия - 23.09.1875, Санкт-Петербург,Россия) - русский художник итальянского происхождения, представитель классического стиля.
В XVIII, да и начале XIX века в Россию по приглашению либо царского двора, либо раз-
личного положения аристократов ехали много иностранцев - специалистов в различных
областях деятельности человека. И не всегда в соответствии с едким выражением
Грибоедова " для ловли счастья и чинов". Большинство неординарных людей из Запад-
ной Европы ехали для того, чтобы своим трудом и талантом добиться прочного, в том
числе и материального, положения в российском обществе или, не имея возможности
создать на родине, попытаться выполнить это в России. Многие из них, прославив
себя, прославив Россию и сами становились русскими. Судьба двух ярчайших предста-
вителей русского живописного искусства ( Ф.А. Бруни и К.П. Брюллова) - тому при-
мер.
Федор Бруни родился в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Ан-
тона Бруни, который в 1807 году приехал в Россию по приглашению ПетраI.
Федор в
возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии Художеств, за-
снимался под руководством А.Е. Егорова, А.И. Иванова (старшего) и В.К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 году
окончил курс и получил звание художника с правом на чин 14 класса.
В 1820 году
по совету отца и приглашению княгини Волконской Федор Антонович Бруни выезжает в
Италию, где вскоре становится знаменитым. Его картина "Смерть Камиллы, сёстры Го-
рация" приносит ему звание академика Академии Св. Луки в Риме, по прибытии карти-
ны в Петербург - избрание академиком Петербургской Академии Художеств, картина
стала эталоном классицизма в русской живописи XIX века.
С 1836 года Федор Бруни - профессор 2 степени в Академии художеств. Среди его учеников М.П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский. В 1837 году Бруни выполняет
исключительно важный для отечественной культуры рисунок А.С. Пушкин на смертном одре, который получил широкую известность в России. В 1838 году Федор Бруни снова
уезжает в Италию для завершения своего шедевра. Картина "Медный змий" была достав-
лена в Петербург и имела грандиозный успех. Художник продолжает напряженно трудиться, его талант востребован для оформления великих церковной соборных строек
Петербурга. Будучи назначен в 1849 году хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею: дважды был командирован за границу для покупки картин.
В 1855 - Бруни назначен ректором Академии Художеств по отделу живописи и ваяния.
К концу жизни Федор Антонович Бруни почётный член Болонской и Миланской Академии искусств, почётный профессор Флорентийской Академии Художеств и Академии св. Луки в Риме. Художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории рус-
ской живописи. Он один из талантливейших представителей русского классицизма XIX в.
Свидетельство о публикации №117092004331
Зофья Поплавская2 25.09.2017 12:29 Заявить о нарушении