Слово - росток правды или булыжник кривды
Где каждому - отныне и до века
Всего одно дано благословенье:
Остаться в этой жизни Человеком,
Ведь жизнь - всего лишь Вечности
мгновенье... Елена Килязова.1
Словами и образами, которые «не загнать в рутинную трясину», Елена Килязова вместила в шестнадцать строк стихотворения «Расстрел» бурную и тягостную историю жизни и погибели своей героини, взвалившей на себя бремя правдоискательницы. «Но неотвратим конец пути» правдоискателей, и поэтесса «повела» ее на расстрел, ставший последней реальностью ее жизни.2
Мазками клокочущих страстей она набрасывает поэтическую панораму и вот на ее фоне вершится падение и взлет человеческого духа: от «беспредела (без) предела вечность поседеть успела» Как же это так?! Да разве может вечность поседеть? Неужто, и вправду, «беспределу нет предела?!..» Да, если Вселенную твоей жизни, злобствуя и потешаясь, готовы пустить в распыл. Да, если неистовую правдоискательницу за ее бунт против «беспредела (без) предела» волокут на Голгофу великомученицы, дабы венец творения обратить в комок страдания...
Именно поэтому сто ружей взвода, изготовившегося разнести в клочья ее жизнь, воспринимаются не как арифметический просчет, а как всецело осознанная или совсем не осознанная гипербола. Ведь человеку, поставленному к стенке, даже дуло пистолета, наставленного на него, будет мниться жерлом пушки.3
Жестокое понятие «Беспредел (без) предела» - это своеобразное прокрустово ложе идеологии, в которое посредством окаянной пропаганды и укладывают сознание общества, пичкая его гнусными политическими идеями, убогими словами и образами второсортной литературы и искусства, догмами религии, оправдывающими деспотию, обкрадывание народа и развязывание войн. Всякий, кто не желает уместиться в данное ложе пропаганды есмь (!) колдун, еретик, бунтарь, мятежник, крамольник, экстремист, вероотступник, подлежащий истязанию огнем и железом, обезглавливанию, сожжению на костре, четвертованию, повешению, расстрелу, заточению в темницу либо психушку, травле и гонению либо пренебрежению и игнорированию. Всё названное относится не только к мрачному средневековью, но в той либо иной степени также характерно и для современных не только авторитарных, но и демократических стран, в особенности, во внешней политике.
Наша героиня является одной из жертв «Беспредела (без) предела». За порогом жестокости расстрела вроде бы смерть должна была освободить ее от земных мучений. Но даже этого удела ее напрочь лишила поэтесса, (!) не оставляя ей ни единого шанса на избавление от земных страданий, болестей и горестей. Она обостряет ее ситуацию до предела, в котором даже «Лета высохла до дна...» И, значит, великомученице не дано испить водицы забвения, чтоб, сойдя в мир иной, оставить страдания земные за спиной. Елена, (!) «пересушив» Лету, вынесла ей свой беспощадный приговор: «Да пребудешь ты в муках и терзаниях навечно и в мире ином!..»4
Вселенная великомученицы, с жестокой неотвратимостью влекомая судьбиной к гибели, исторгает жалобный крик, переходящий в хриплый стон: «У стены стою одна…» Сердешная моя, ну, почему же ты Одна?!.. Где же други твоя, сердцем болезнующие за тебя, душой страждущие за тебя, слову твоему внимавшие, духом, сердцем и разумом его вкушавшие, чтя его «хлебом на протянутой ладони?!..»
Но нет их рядом никого... Она - одна... вокруг беснуется толпа, чью суть поэтесса выразила жестоким афоризмом из другого стихотворения:
Неправде малодушно внемля,
Каждый норовит её приветить...5
Толпа улюлюкает, вопя, тешась и предвкушая содрогания души и мучения плоти, извергающей кровь. Слова добра и справедливости правдоискательницы в их сердцах, по мановению сатанинской палочки, «камнями стали в железном кулаке...» И летит их град, разрывая душу и кромсая плоть великомученицы.
Мысленно вопрошаю: «Елена, почему же ты так жестоко расправились со своей героиней? Почему не даровала ей другой конец?!» Однако знаю, что неправ, и более того, убежден в недопустимости даже постановки подобного вопроса, ибо Елена-то – милосердна, толпа - безжалостна. Она, как и подобает ей при наущении дьявольском, «следует за большинством на зло» через «врата широкие, ведущие в погибель».6
Такова истина – аксиома, Священных Писаний, представляющая собой Господне предостережение и пророков наставление. Данную истину из года в год, из века в век, от тысячелетия к тысячелетию подтверждает История человеческого общества и жития мученичества и посмертной славы его светочей духа, разума, благородства, мужества и самопожертвования.
Завершают стихи строка-надрыв, в которой сквозит неприкрытая тягость обиды: «Не молитесь обо мне!..» Почему же она так говорит?! Да потому что в ее сердце стоят, возникающие в моем болящем подсознании, неумолчные, но совершенно безответные вопросы: «Ведь я была за вас, жила ради вас, и вы же вознесли меня на пьедестал... Так где же вы?!.. Почему вы не со мной в мой смертный час?!..»
Терзаемая ужасом смерти и этими вопросами, воспринимая только беснование толпы, великомученица не в состоянии спросить себя, как это сделала поэтесса в других стихах: «Кто пойдёт вослед? И пойдёт ли кто?..» Но ей уж совсем не до сих вопрошаний Елены, так как у нее осталась ныне только одна отрада вперемешку с беспредельным отчаянием:
Расстелилась ковылями
Степь седая, растеклась...
Взирая на любимую степь со смертной тоской, она, наверное, спрашивает себя: «Почему же я не затерялась в тебе, степь моя необъятная?!.. Почему ж не стала я твоей травиночкой иль былиночкой, цветочком иль пташечкой, парящей над тобой?!..» Но, чувствуя тщету своих мечтаний и безысходность своего смертного конца, она в сердцах восклицает:
Всё равно, что будет с нами!
Всё равно, чья будет власть!
И вправду, какая ж разница «чья будет власть», коль воспрявший было к свободе духа и истине народ, втоптав в смрадную грязь окаянных измышлений свою героиню - воительницу, обратился в быдло-толпу, ведомую заимевшими власть и злато. И потому ей и «все равно, что будет с нами».
Права ли героиня в своем жестком приговоре себе и толпе?!.. В какой-то степени, да. Когда душа, заходясь в немом крике, окована ужасом смерти, хоть уста и в немоте, великомученица просто не способна узреть в серой и безликой массе толпы то там, то сям мерцающие искры сострадания и милосердия; огоньки горящих глаз и ликов; внять биению их страждущих сердец, которые, отметая сомнения, подхватят и пронесут через свою жизнь ее слово и дело.
Кроме прямого смысла стиха, видимого и впитываемого читателем, имеется еще и другое переносное значение. Человек, (!) идущий не в ногу со временем, не в общем строю со всеми, творя что-то новое, необычное либо героическое, зачастую оказывается у расстрельной стены непонимания, элементарной зависти, безразличия, спесивости и жестокости, осыпаемый стрелами клеветы, яро поражаемый жалами сплетен, наветов и подложных обвинений. Но, не взирая на все эти тяготы и напасти, правдоискатель не предает свои убеждения.
Если не знать других поэтических творений Елены Килязовой, то можно было бы утверждать, что ее творчеству характерен пессимизм. Но это далеко не так. Пессимизм, тоску, обреченность, неверие в победу сил добра в стихотворении «Расстрел» она сама же и разносит в клочья залпом смыслов и образов другого (!) поэтического «выстрела», именуемого «Правда». Оно, вне сомнений, достойно именоваться «Героической одой Истине». В нем она живописует как мы каждый день отвергаем истину, душа и калеча ее, ломая ей хребет и заживо сжигая, расстреливая, вешая и... хороня. Однако тщетны все потуги, ибо
Правда всякий раз встаёт живая.
Покаянной ждёт от нас молитвы.7
Посему последующие поколения и возводят великомучениц и искателей истины в разных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе в литературе, искусстве и науке, на пьедестал славы в качестве образца высоконравственного человека, творца или борца. Становится ли их пример противоядием для всего народа, чтобы он раз за разом, из года в года, из века в век не скатывался в состояние разъярённо и бездумно безумствующей или малодушно безмолвствующей толпы?! Тяжек сей вопрос, но более тягостен отрицательный ответ на него...
В завершение - несколько слов о картинке, прикрепленной к статье. Она является отменной иллюстрацией к смыслу и теме статьи, отражая расстрел правды СМИ РФ, в том числе ТВ. Но ее смысл, идею относит лишь к России было б совершенно неверным действом, так как режимы и демократии, и автократии, независимо от религиозной и национальной принадлежности их граждан окаянной пропагандой несут в массы через СМИ полную или частичную ложь, исповедуя лицемерие и двойные стандарты.
Таким подлым подходом они обеспечивают, обосновывают развязывание войн против других государств и собственных колоний, обкрадывание как чужих, так и своих народов, откровенное или чуток завуалированное их угнетение. Таковы горькие реалии общественной жизни издревле и ныне, присно и вовеки веков. Тем не менее в истории (!) никогда не прекращался выход правдоискателей, деятелей литературы, искусства и науки на арену поиска истины; великомучениц и великомучеников - на ристалище яро и благородно отважного отстаивания правды; воителей - на поле брани против врагов Отечества.
Хамзат Фаргиев
19 сентября 2017, в ред.
от 7 апреля 2025
http://www.proza.ru/2017/09/19/1754
http://stihi.ru/2017/09/19/8865
Примечания
Все стихи Е. Килязовой см. по след. ссылке: https://proza.ru/avtor/elenakilyazova
1. «Стихи ползут, тяжёлые, как танки». - https://proza.ru/2017/09/13/1278
2. «Расстрел». - https://proza.ru/2017/09/09/1227
3. Во взводе ВС РФ служит от 15 до 60 человек.
4. Лета - у древних греков река в подземном царстве, из которой тени умерших пили воду для забвения земного горя; перен. «кануть в Лету» - быть забытым.
5. Текст стихотворения «Правда» см. в приложении.
6. Приведу на тему следования «большинства за злом» цитаты из Священных Писаний:
а) «Не следуй за БОЛЬШИНСТВОМ на зло...» (Исход, 23 : 2);
б) «Широки врата... ведущие в погибель, и МНОГИЕ идут ими». (Еван. от Мф., 7 : 13);
в) «Если станешь повиноваться БОЛЬШИНСТВУ тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и только измышляют» (Коран, 6 : 116).
г) «Он (пророк Мухаммад - САС) принес им истину, но БОЛЬШИНСТВО из них не любят ее» (Коран, 23 : 70).
7. «Правда». - https://proza.ru/2017/07/21/1527 См. это стихотворение и в приложении.
В статье также использованы строки из других стихотворений Е. Килязовой:
а) «Я не люблю кнута над головой!» - https://proza.ru/2017/09/14/1201
б) «Слово». - https://proza.ru/2017/08/03/1626
в) «Не смотри назад». - https://proza.ru/2017/03/03/1922
***
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАВДА
Что шепчешь ты разбитыми губами,
Трясущейся рукою утираясь?
Зачем ты рвёшься мотыльком на пламя,
Упорно к их порогам возвращаясь?
Тебя от века ненавидят люди,
В тебя швыряют кирпичи - не камни!
Тебя клянут, и клясть до смерти будут,
А ты твердишь: "Я не уйду, куда мне?"
И ненавидя с самого рожденья,
Как чумы тебя боятся люди...
Им твои услышать откровенья -
Легче в сердце нож, и будь что будет!
Даже слово от тебя услышав,
И душой, и сердцем стервенеют...
Воздухом Неправды жадно дышат,
А от Правды норовят скорее
Скрыться - и подальше, хоть под землю!
Только бы её нигде не встретить!
А Неправде малодушно внемлят,
Каждый норовит её приветить...
Ну а Правда... нищая да злая,
Из последних сил приподнимаясь,
Всё стучит по окнам, умирая,
Без улыбки людям улыбаясь...
Каждый день мы Правду убиваем,
Мы её и душим, и калечим,
Мы хороним, заживо сжигаем,
Мы ломаем ей хребет да плечи...
А она встаёт ещё страшнее,
Стряхивает землю волосами...
А она становится сильнее...
"Вот и я, - твердит, - я снова с вами!"
И не видно ни конца, ни края
Той извечной безнадёжной битве...
Правда всякий раз встаёт живая.
Покаянной ждёт от нас молитвы.
21. 07. 2017
Свидетельство о публикации №117091908865