Разговор с детьми

«Я – поэт, этим и интересен, об этом и пишу». Такими словами начал свою книгу «Как делать стихи» поэт Владимир Маяковский. Блестящее начало разговора с читателем!

Я начну по-другому. Мир велик, прекрасен и разнообразен. Он достоин того, чтобы попытаться его осмыслить. Чтоб постичь вселенную, ученые создают модели вселенной. А люди искусства – писатели, художники, поэты, музыканты – своё видение, осмысление мира, воссоздают и отражают в своём творчестве, создавая своего рода параллельный мир, модель мира истинного, в которой с разной степенью достоверности и таланта воссоздается и отражается мир реальный.

Я хочу поделиться с вами своей моделью вселенной, своим параллельным миром.

Я думаю, что интересен вам не тем, что я поэт или не поэт. Я думаю, что вам может быть интересным мое видение мира. А отражено оно в моем творчестве в виде стихов, прозы, драмы, публицистики, авторской песни. Просто мне так удобнее создавать свой параллельный мир: с помощью слов. Потому что я не художник и не композитор, я не умею рисовать и сочинять музыку. Я умею писать. Приглашаю вас в мой параллельный мир.

Для нашей встречи я специально выбрал те стихи, которые писал – страшно сказать! – почти сорок пять лет назад, когда мне было столько же лет, сколько вам сейчас. Думаю, так нам с вами будет легче понять друг друга.

То было полночью, мучительной, как стон,
Когда усталость отгоняла сон,
И я казался лишним сам себе
В бесплодной с мирозданием борьбе,
Вдруг зазвучала в зазвеневшей мгле
Прекраснейшая песня на земле.

Упали стены хрупкой скорлупой,
И бесконечность встала предо мной,
И скорость света показалась мне
Медлительной улиткой в полусне,
И, так ничтожны рядом с миром всем
Тоска и боль исчезли насовсем.

А утром, хоть, надеясь, сбился с ног,
Но вспомнить эту песню я не смог.
Она мне ночью выжить помогла,
А утром – потихонечку ушла…
Хоть мир о ней понятья не имел,
Но без неё намного обеднел.

…Я умоляю, требую – не смей
Потерянною песней быть моей!

Друзья! Известный медицинский факт: мозг в вашем юном возрасте работает с интенсивностью, недоступной для взрослого человека. Потому что вы активно познаете мир. В известном смысле, вы намного умнее взрослых, вот только опыта вам недостает. И умения целенаправленно пользоваться мощнейшими ресурсами своего интеллекта.

Это – муха, обычная муха. Та, что летом надоедает.
Летом рад ей никто не бывает.
Но когда над окном нашим муха,
Пробужденная солнышка светом,
Его ранним, веселым приветом,
После долгой зимы пролетает –
Люди муху улыбкой встречают,
Долгим взглядом её провожают:
«Муха – значит, весна наступает!»
А потом – муху снова ругают.

Это – самое-самое первое стихотворение, которое я написал в своей жизни. Когда мне было примерно столько же лет, сколько сейчас вам. А потом пошло, пошло… Я пишу всю жизнь, не могу без этого. Просто я ТАК ДУМАЮ. Специально собрал для вас свои первые стихи, которые писал тогда, когда жил и думал так, как вы. Когда только начинал учиться быть подростком.

Маленькая женщина с серым одеялом
Подметает листья старенькой метлой,
И ворчит беззлобно: «Снова ты намусорил,
Разбросал игрушки, маленький октябрь!»

Просто картинка, наблюдение. Я действительно видел дворничиху со старым серым одеялом, которая сгребала в него опавшие листья. Вот только она молчала при этом. Её ворчание придумал ей я.

Эксперимент с формой – «Лист»

Вырос на дереве, молод и чист,
 Лист.
Стал ему тесен на дубе родном
дом,
вот и задумал он с ветки махнуть
в путь!
“Ты, Лист, наивен, - сказал старый Дуб, -
глуп!
Ты ожидаешь, что встретишь там рай? –
Знай!
Будешь валяться среди нечистот,
желт,
и превратят тебя беды и страх
в прах!
Знаешь ли ты, что умрешь навсегда?” –
“Да!” -
“Разве не жаль тебе солнечный свет?” –
“Нет!” –
“Всех твоих близких окутает грусть…” –
“Пусть!
Только бы в небе пуститься хоть раз
в пляс!”
Лист оторвался, запел, закружил,
взмыл.
Глядя на то, потянуло и всех
вверх.
Так и ворвался шальной листопад
в сад.
Дуб же остался один, как сокол,
гол.
Если увидишь – лежит, серебрист,
Лист –
не наступай, а подбрось его с рук,
друг!
Он ведь пронес сквозь дожди и метель
цель:
хоть через смерть, но полета достиг
миг!

Познавать мир можно по-разному. Кто-то познает его через активное сопротивление действием. Это так называемые школьные двоечники и хулиганы, из которых в будущем зачастую вырастают вполне адекватные, умные и успешные люди. Кто-то через игры, в том числе компьютерные. Кто-то через спорт, активное общение, семью, дружбу и любовь. А некоторые даже через учёбу в рамках школьной программы! Но только некоторые и лишь частично…

На улице темно. Луна едва мерцает.
Её волшебный свет струится, как ручей.
Мороз крепчает, ветер замирает,
Едва рожденный звук умолк в глуши ночей.
Равнина мирно спит под снежной целиною,
Царит над миром сон, спокойствие царит.
А где-то стонет буря, ветры воют,
Лавина снежная грохочет, град стучит…
О милый друг мой! Если тяжко станет,
Всегда ты помни, что пора придёт,
Весна заменит зиму, грусть пройдёт,
Вновь утро сменит ночь и день настанет.

Это – акростих. В вашем возрасте я пробовал экспериментировать с формой, вот и написал стихотворение, где из первых букв каждой строчки складывается моя фамилия и инициалы: НЕМЕРЦАЛОВ В В. Мне повезло, что в моей фамилии нет буквы Ы или мягкого знака, иначе было бы весьма проблематично написать на неё полноценный акростих!

Вообще, как выяснилось, в подростковом возрасте я почему-то много писал о листьях. Вот еще один вариант: Осенний лист.

Осенний лист от ветра иль испуга
Шарахнулся в ночную темноту.
И я ему сочувствовал, как другу,
Холодному осеннему листу.

И я ему сочувствовал, как брату,
Утратившему радужные сны.
И, право же, мы с ним не виноваты,
Что осень веет ветром ледяным,

Что в небесах бриллиантовую просинь
Сменил туман, холодный и рябой,
Что листопад его на землю сбросил,
И в том, что расстаемся мы с тобой.

Умозрительные образы переполняли меня тогда. Но были и исключения: когда я писал о том, что больно переживал сам. Стихотворение в прозе «Два луча» - о разводе моих родителей.

Два луча.

В бесконечном просторе вселенной, где холодно даже льду, встретились два луча. Они пересеклись друг с другом, и в этом месте возникла яркая, сияющая точка радости.
Они могли бы и дальше, всю жизнь оставаться вместе, но для этого нужно было, чтобы хотя бы один из них переменил направление.
Но ни тот, ни другой, не пожелали этого сделать. И они продолжили свой путь в разные стороны – чистые, гордые, непреклонные, но одинокие.
И только воспоминание о яркой, светящейся точке согревало их на бесконечном, звездном пути.

Конечно, я думал и мечтал о любви в вашем возрасте. И писал об этом.

Где грустит опавшая листва,
Жил волшебник осени-печали.
Все его чудные волшебства
По науке люди объясняли.

Одержимый солнечной мечтой
Он раскрасит радугою лето, -
Ну, а  люди скажут: «Ну и что?
Это просто преломленье света…»

Отморозив свой волшебный нос,
Он на стеклах нарисует граций,
Ну а люди проворчат: «Мороз!
Надо потеплее одеваться!»

Ведь любое чудо, даже стих,
Так научно, если разобраться…
И он сам в способностях своих
Понемногу стал разуверяться.

Но однажды, в зарослях аллей,
Где сквозь ветви солнышко струится,
Встретил одинокий чародей
Девушку с печалью на ресницах.

И застыл, не в силах дать ответ:
Нужен он на свете или нет?

Даже если б очень захотел
Всею силой чародейской власти,
Как счастливым сделать бы сумел
Человека, если он несчастен?

Но девчонка, бросив горевать,
Грусть и боль в ЕГО глазах увидев,
Чародея стала утешать,
Позабыв о собственной обиде.

Растворяясь в солнечной дали,
Шли они, друг друга взяв за руки,
А за ними розы расцвели,
Вопреки всем истинам науки.

Так идут они среди людей,
Всем земным могуществом владея:
Как дитя, бессильный чародей,
И дитя всесильней чародея…

Собственного жизненного опыта у меня недоставало, но ведь была литература, были чудесные образы, созданные великими мастерами слова. И я стал переосмысливать по-своему широко известные сюжеты.

Очарованием несбыточной мечты
ты для меня навек исполнена, Ассоль!
Чудесный лик твоей беспечной красоты
родит во мне неиссякаемую боль.

Пускай ломаются ключицы мощных рей,
и всех морей еще не выплакал я соль –
Тебя нашел твой увлекающийся Грей,
и от меня ушла несбывшейся Ассоль.

Я не виню тебя, счастливый рыцарь Грей:
любовь – везенье, и тебе – не повезло ль?
Чей парус прежде заалеет перед ней,
то для того она и сбудется, Ассоль…

А на прощание, удачливый мой Грей,
одно лишь посоветовать позволь –
Когда пройдет «беспечной молодости хмель» –
все ж не меняй свой алый парус на простой.

Ведь может статься – в одинокой тишине,
под беспощадное пророчество часов,
Она поймет, томясь в тревожном полусне,
что не дождалась настоящих парусов…
.
Добро и зло, жизнь и смерть – эти суперпонятия тоже нуждались в осмыслении.

Я шёл и мял бессильные цветы
Искал цветок всесильной красоты,
И вот нашёл, но, радость, где же ты? –
Тебя убили мёртвые цветы.

Не всё доступно, не все желания исполняются. Это обидно и несправедливо, но это так. Об этом я тоже думал и писал.

- Куда уходишь, капитан?
Куда ведешь свой караван?
В какую из далеких стран?
Неужто в Зурбаган?

- Поехали со мною, брат!
Отыщем мы с тобою клад,
Там ждут нас тысячи преград
И тысячи наград.

-Прости меня, мой верный друг!
Сейчас мне ехать недосуг,
Ждут сотни дел на берегу,
Их бросить не могу,

Когда придешь в далекий свет,
То передай ему привет,
Скажи, что через пару лет
Туда я убегу.

Я брошу все на берегу!
Беспечным юнгой убегу,
По вантам лазить я смогу
И ставить паруса,

На радость или на беду
Поверю я в свою звезду,
В мечту далекую уйду
Хотя б на полчаса…

Вдали растаял караван,
Ушел в одну из дальних стран,
Туда, где город Зурбаган
И в Лиссе корабли…

А я глядел на синий плёс
И не скрывал бессильных слез,
Поскольку знал, как сильно врос
Я в этот край земли.

И – неразделенная любовь, вечная тема. Все начинают с вечных тем, я – не исключение.

Туман, туман, опять стоит туман,
Туман, как будто ласковый обман,
Туман как пропасть и туман как сон,
Туман как ты, в которую влюблён,
Туман как боль несбывшейся любви,
Туман как губы белые твои…
А вдруг весны не будет никогда?
И вечно льда блестящая слюда,
И серых дней сплошная полоса,
И серые до боли небеса,
И телефонной трубки тонкий лёд
От слов твоих капелью не стечёт?
Когда бы ветром на минуту стать,
Чтоб тот туман рассеять, разогнать,
Уйти с тобой на самый край земли,
Туда, где гордо ходят корабли,
Где не боятся призраков немых
Ошибок прошлых собственных своих…

Я еще не испытывал любви, только мечтал о ней. Но понимал, что это нечто очень сложное, прекрасное, но хрупкое.

Изморозь, изморозь, бледная изморозь,
Так холодна, так безбедно чиста,
Изморозь, изморозь, бледная изморозь,
Как недоступна твоя красота!

Изморозь белая, изморозь белая,
Белого снега святая сестра,
Как же ты, как же ты тайною сделала
Все, что разгадано было вчера?

Милая, милая, милая, милая,
Стынет мороз, все живое губя…
Что же с такою безудержной силою
Ты отлучаешь меня от себя?

Не для того ли, чтоб изморозь белая,
Белого снега святая сестра,
В нашей любви снова тайною сделала
Все, что разгадано было вчера?

Знаменитые сюжеты легенд, мифов и сказаний – настолько яркие и живые, что очень хочется вернуть им жизнь, продолжить и переосмыслить. Вот судьба Ясона-2, Ясон возвращается)).

Видел Ясон сон,
Будто рожден он,
Дабы собрать рать
Злато руно брать.
Понял Ясон суть,
Двинулся он в путь,
Много он плыл лет,
Сто пережил бед.
Вот наконец – грот,
Сторож не спит, ждет,
Радостный бьет хмель –
В руки идет цель!
Где же руно? – Но
Взято оно давно!
Раньше, другой Ясон
Видел такой сон,
Шторм превозмог и шквал,
Злато руно взял…
Что же Ясон ждет?
Ветер хитон рвет,
Плещет прибой в него,
В бухте стоит «Арго».
Волны несут стон:
«Глупый старик Ясон!
В мире лишь ТОТ есть,
ПЕРВЫЙ, ему и честь!
Славою ОН грет,
Ну, а тебя – НЕТ!
Тот, молодой герой
Затмил старика собой,
Нет дела друзьям твоим,
Что ты был когда-то ИМ»

И еще один мифический сюжет – Минотавр.

Минотавр, полу-бык, полу-ты,
Ел деревья, цветы и кусты,
Минотавр без затей ел, что мог:
То траву, то людей, то горох.

Минотавры паслись на лугах
На своих человечьих ногах,
А над ними склонялся пастух –
То ли Зевс, то ли Сын, то ли Дух…

Но однажды глядит Минотавр –
Перед ним сладко спит Красота.

И услышал он глас Пастуха:
«Эта дрянь доведет до греха!

Съешь ее, ибо эта напасть
Возбуждает греховную страсть!»

Но замешкался вдруг Минотавр –
Беззащитная спит Красота,
Неудобно согнулось плечо,
И дыханье ее горячо,

Сбилось вбок одеянье на ней,
Обнажив белизну голеней,
На груди, тихо спящей пока,
Прикорнула стыдливо рука…

И взбешен был жестокий пастух:
Минотавры ослушались вдруг!
Пусть погибнут! Пусть лягут костьми,
Чтоб они вдруг не стали…людьми.

И с тех пор не стоят  на лугах
Минотавры на странных ногах,
Но с тех пор-то наш род и таков –
Пополам из людей и быков…

Человеческие отношения очень сложны. Мы порой обижаем того, кого искренне любим. Моя любимая бабушка, которая всегда заботилась обо мне, но которой часто и несправедливо доставалось от меня по моей глупости и подростковому эгоизму, когда я прочитал ей это стихотворение, спросила: «Это ты обо мне написал?»

Я тебя обидел без причины,
Беззаботно, весело смеясь,
Просто потому, что я мужчина,
И могу обидеть, не боясь.

Ты ни в чем меня не упрекнула,
В жестах – ни отчаянья, ни зла…
Только с сожалением взглянула,
Тихо отвернулась, отошла…

Я не мог, как прежде, веселиться,
Весь задор рассеялся, пропал,
Вглядываясь в сумрачные лица
Я тебя по городу искал,

В нервном, потрясающем ознобе,
Провалился в ночь остаток дня,
И мне очень захотелось, чтобы
Кто-нибудь обидел и меня.

В 15 лет я пережил первую в своей жизни страшную утрату родного, близкого и любимого человека: умер мой дедушка. Строки, которые я написал тогда, были отчаянной попыткой выразить переполнявшие меня боль и отчаяние.

Всё было очень просто, страшно просто.
Красивый врач огромнейшего роста
Стоял, в глаза не глядя, перед нами
И бесполезно двигая руками.

«Я сделал всё…»
Свой голос не расслышал,
И, как боясь чего-то, быстро вышел.

А мы – непонимающе глядели
На жуткую недвижимость постели.

Пред мёртвыми всегда мы виноваты,
За то, что их не поняли когда-то,
За то, что это небо так красиво.
А в общем-то, за то, что сами живы.

Я много читал, много думал о прочитанном, и поэтому искренне хотел быть хорошим и добрым человеком. Но понимал, что это очень непросто. Иногда благими намерениями вымощена дорога в ад. Порой даже самым близким и любимым людям холодно рядом с нами. Об этом – диалог:

- Посмотри – и снег, и ветер за окном!..
- Ну и что? Ведь чист и светел этот дом!

- Посмотри! Метель все хуже, ночь темна…
- Я люблю смотреть на стужу из окна!

- Слышишь, слышишь? Кто стучится и молчит?
- Это просто вьюга мчится и стучит.

- Я боюсь, чего не знаю, милый мой…
- Не волнуйся, дорогая! Я с тобой.

Я пока тепла не знаю и следа,
О тепле я лишь мечтаю в холода.

Это все пройдет, как в песне, словно дым,
Буду счастлив я, и весел, и любим.

Но однажды днем морозным, в лютый снег
Под окном моим замерзнет человек.

Лишь со временем, прозрев от суеты,
Осознаю я, что это будешь ты…

Я, как и каждый человек в свое время, открывал для себя вечные истины и писал об этом. Иногда очень упрощённо и «сусально», но из песни слова не выкинешь! Я так думал. «Лепестинка».

Ласковый и нежный,
Где ни кинешь взгляд –
Всюду белоснежный
Яблоневый сад.

Белая косынка
Словно светит в ночь –
Это Лепестинка,
Яблонькина дочь.

Славно жить на свете
Здесь, среди подруг,
Только черный Ветер
Объявился вдруг.

Спрыгнул на тропинку –
Сильный, молодой:
- Слушай, Лепестинка,
Полетим со мной!

Унесу тебя я
К белым облакам,
Хоть земля большая –
Всю тебе отдам,

Там – поля и горы,
Я для них – кумир!
Ты узнаешь скоро
Как прекрасен мир!

Так открой же свету
Всю свою красу!
Я тебе за это
Счастье принесу!»

Слышит Лепестинка
Льстивые слова,
И у Лепестинки
Кругом голова…

Не сдержала мама
Дочери своей,
Ветер был упрямей,
Ветер был сильней,

«Где ты, Лепестинка?..» -
С яблоньки-красы
Катятся слезинки
Каплями росы.

Ветру было тесно
В маленьком саду,
Он унес невесту
На ее беду,

Взмыл с прощальным криком,
Улетел, смеясь…
Плачет горемыка
Втоптанная в грязь:

«Где же ты, простая,
Дружная семья,
Яблонька родная,
Молодость моя?»

А над белым светом
К небу, на восток,
Уносился Ветром
Новый лепесток…

Переосмысляя сюжеты, я хотел иногда поменять знаки с минуса на плюс, что-то страшное и неотвратимое представить добрым, спасительным и вселяющим надежду. Так появилась «Песнь о Летучем Голландце»

Ветер, зверея,
 вертится в реях,
черная туча – кручей,
Даже сирены
в кружеве пены
скрылись на всякий случай,
Даже русалки,
мокры и жалки,
скрылись на дно морское,
Только дельфины
сильные спины
моют в шальном прибое.
Сверху – вода,
снизу – вода,
сбоку…
И не поймешь:
килем плывешь?
Бортом?
Словно в аду
рвут чехарду
черти,
Мачта-коса
 по небесам чертит,
Лезвием скул
стая акул
чертит…

Эге-ге-ге-гей, ветер!
Свежестью морской брызни!
Ведь не победить смерти
Этой молодой жизни!

Шкипер орет:
«Полный вперед!
Норма!
Все они врут!
Пусть подождут
Корма!
Жизнь – для борьбы,
смерть из судьбы
Выбьем,
Или пищать,
в брюхе урчать
Рыбьем?»
Стоит покутить, ветер!
Свежестью морской брызни!
Нет, не победить смерти
Этой молодой жизни!

Только у шкипера вдруг
Выпал чубук из рук.
Мужество сжег
в прах
Огненно-строг
страх.
Резок, как грома
взрыв,
Воду бортом
взрыв,
В искрах,
жесток и дик,
Огненный призрак
возник.

Мчал он сквозь гром
и шквал,
Пену бортом
рвал,
И от его огней
Стало еще темней,
И через срок,
Точный, как рок,
Грянул
Девятый
Вал…

Что ж ты приутих, ветер?
Празднует беда тризну?
Там, где океан смерти
Нету и следа жизни?..

Ветер утих, никому своей тайны не выдав.
Кончился шторм, в океане – простор тишины,
Лишь кое-где, словно всплески недавней обиды,
В черных волнах закипали опять буруны…

Скрытый во мгле от любого случайного взгляда,
К спящей земле одинокий корабль подошел,
И моряка в оживляющих сумерках сада
Вынес прибой под склонившийся ивовый ствол.

Черный фрегат терпеливо смотрел из тумана
Как моряка угощают искристым вином,
Как моряку промывают глубокие раны,
Как моряка приглашают в сияющий дом…

И отошел, сквозь легенду, пространство и время,
Прежде, чем вновь понесется на всех парусах,
Чтобы опять, не желая ни сна, ни доверья,
Встретив беду – обреченных от смерти спасать.

Однажды меня попросили написать текст для песни вокально-инструментального ансамбля под названием «Искатели». Я добросовестно взялся за дело, и сочинил текст в лучших традициях социалистического реализма. Что это за зверь такой? – Была такая попытка заставить литераторов писать именно так, как нужно партии и правительству. Слава богу, это в прошлом. Забудьте, проехали))

Искатели, искатели, искатели-
Мы ищем не абстрактную мечту,
А то, что всем для счастья обязательно:
Гармонию, любовь и красоту.
Волнуются недаром наши матери,
И всё-таки должны они понять,
Что сына – настоящего искателя
В квартире невозможно удержать.

Мы первыми, мы первыми, мы первыми
Встречаем неизведанный рассвет,
А значит, мы счастливее, наверное,
Чем тысячи, идущие вослед.
Природа нам свои откроет таинства,
Ребятам, удивившимся навек,
Ведь если человек не удивляется,
То это значит, он не человек.

Любимые, любимые, любимые,
Когда вы рядом – всё посильно нам,
И зимы, и шторма неукротимые,
Вы делите всю тяжесть пополам,
А если сил не хватит – то сознательно
Надеетесь недели и года,
А та, что не умеет ждать искателя –
Не будет верным другом никогда.

У каждого человека, пришедшего в наш мир, есть своя миссия. В юности очень хочется верить, что эта миссия – великая. Так появился стих «Капитан облаков».

Вот и опять надо мной облаков караваны
мчатся по небу на всех парусах.
Знаю: на каждом из них есть свои капитаны,
те, что ведут облака в небесах!

 Лишь об одном никогда я мечтать не устану,
пусть почему-то и мал я пока:
я обязательно стану таким капитаном,
и поведу над землей облака!

Больше никто и нигде от дождя не простынет,
град беззащитный посев не побьет;
станут большими садами такие пустыни,
где уж давно ничего не растет!

Я поведу облака сквозь миры и границы,
войны не в силах меня задержать;
белые, красные, черные, желтые лица
будут улыбкой меня провожать!

Я ведь готов на земле не сидеть ни минуты,
мчаться по небу, забыв про покой…
Это ведь так замечательно, если кому-то
вслед с благодарностью машут рукой!

Сверхзадача школы – научить вас понимать окружающий мир, оценивать его, определять свое место в социуме, свои задачи, права и обязанности. Вручить вам инструменты для осмысления мира и управления ним. Но об этом часто забывают не только дети, но даже учителя, поэтому эффект от школьного обучения оставляет желать лучшего… Это заметно по ничтожно малому числу отличников в любой школе.

Мир прекрасен и великолепен, но не во всем и не всегда. Он нуждается в том, чтобы мы его усовершенствовали. Но нельзя ничего улучшить, вначале не осмыслив, не постигнув скрытых механизмов этого чего-то. Иначе получится полная неразбериха и обратный эффект: улучшение с точностью до наоборот. То есть примерно то, что с успехом делает любое правительство в любой стране мира на протяжении всей истории человечества.

Мы живем лучше, чем сто, триста, или тысячу лет назад не потому, что наши правители умнее, а потому, что ушли далеко вперед наши технологии, а заслуга в этом – ученых, изобретателей, мыслителей, инженеров, технологов и мастеров, но никак не правителей…

Хотите или не хотите, верите в это или не верите сейчас, но очень скоро вы вырастете и будете управлять нашим миром, созидать, создавать новые технологии и новые произведения искусства. Не повторяйте ошибок старших поколений.
Будьте мудры, терпимы и открыты для добра. Будьте благородны и благодарны.

Пожалуйста, сделайте наш мир лучшим.


Рецензии