Путеводитель по краеведческому музею города кунгур
1 часть
В музее интересного так много,
надеюсь длинной, не покажется дорога.
Мы с вами сейчас по залам пойдём,
много интересного и нужного найдём.
Находимся мы в первом каменном здании Кунгура,
здесь 18 века видна архитектура.
Больше шестидесяти лет
здесь находится Краеведческий музей,
тысячи посетителей и множество друзей.
История края богата и интересна,
вот что уже нам об этом известно.
Археологические памятники относятся
к среднему каменному веку –
сложно было тогда человеку.
Не умели добывать и обрабатывать металл,
но человек разумный (смышлёный)
и он изобретал лук и стрелы для охоты -
кушать было так охота.
Наконечники для стрел из камня точили,
уже с малолетства детей охоте учили.
Главным занятием было – рыболовство, охота, собирательство.
Сложные были времена и жизненные обстоятельства.
При раскопках в Кишертском районе ( в Шумково)
обнаружено было много такого…
Оружие разного каменного и костяного:
ножи, горпуны, скрепки и совки, предметы для быта.
Много тогда их было добыто.
Памятники архитектуры относятся к веку раннего железа
( Ананьинской культуры)
Встречаются изделия из меди и бронзы,
металл приносил много пользы.
Вот это копьё найдено в окрестностях Кунгура.
Много важного и интересного хранит история, да и архитектура.
Племенами тогда люди жили, возможно, что и дружили.
Охотились, кочевали, торговали, мастерили да изобретали.
Найдены клады драгоценной посуды,
монеты византийские, иранские, украшения женские, разные.
Глиняной была посуда: чашки, крынки, плошки, блюда.
Фигурки из бронзы животных разных,
таинственных, фантастических, прекрасных.
Вот что хранила Кунгурская земля.
Всё это пригодилось, и было всё не зря.
2 часть
Кунгурский край населяли разные народы.
Зависело много от капризов природы.
Ханты, манси, коми, зыряне и коми – пермяки
( вот такие были кунгуряки).
Суровые зимы, ветра и снега.
Во многих местах была непроходимая тайга.
1471 – 1472 года Пермь в Государство Московское входит,
граница которого по Уралу проходит.
Граничит с Сибирским Казанским Ханством,
от них натерпелись немало хамства.
В 1552 году Казанское ханство разгромлено было,
от наших границ оно отступило.
И тогда в состав русского Государства вошёл Сылвенский край.
НАШ УРАЛ – ЭТО РАЙ.
Формируются строгановские вотчины на Урале.
В нашем Сылвенском тогда крае.
Завоевание Сибири началось с похода Ермака.
По легенде со своей дружиной в Сибирь шагал Ермак, и было это так.
В 1578 году спустились по реке Каме до Чусовой
и потерял Ермак здесь покой, обмишурились (ошиблись),
в Сибирь не попала дружина.
Но не взяла Ермака та кручина.
По Сылве вверх погребли и славу тоже тут нашли.
На урочище зимовали, пропитание добывали, казаки не унывали. Городищем Ермаковым место названо теперь,
в историю опять открыта дверь.
В 16 веке появились первые русские поселения в Сибири и на Урале.
Русским Государством уже Сибирь и Урал называли.
Найдено снаряжение и оружие русского воина
при раскопках поселений старого Кунгура (17 – 18 век)
Это наша история и наша культура.
Кольчуга весом 20 кг., как тяжело им было там.
Это оружие той далёкой поры,
обувь специальная была (порубнями называлась она).
По снегам на широких коротких лыжах ходили,
победу добывали, с охоты еду приносили.
В 1648 году по царскому указу был возведён острог.
Для освоения края построен точно в срок.
На реке Кунгурке Кунгуром назван был,
в переводе с татарского « тёмным, смуглым» слыл (назывался).
Территорию крестьяне посадские (с окраин близлежащих домов)
да беглые заселяли, население прибавляли.
Памятником письменности соликамские свитки являлись,
увидевшие их нередко удивлялись.
Новоселебные книги (купчие на землю),
в них записывали только мужское население,
дожили они и до нашего поколения.
Книгой переписи позже назывались, в них уже и адреса писались.
В 1662 году во время сиетовского бунта
Кунгур был разорён и полностью сожжён.
Многие убиты, а женщины и дети
взяты башкирами и татарами в полон (плен).
В 1663 году великий государь Алексей Михайлович
предписал найти удобное новое место ( чтоб никому не было тесно).
Так состоялось (родилось) второе основание Кунгура
в 17 вёрстах от старого города.
Есть наш Кунгур – это же здорово.
В 1703 году известный картограф Семён Ульянович Ремезов
составил карту местности, описал все окрестности,
чертёж Кунгура он составил, и память на века потомкам оставил.
В 1970 году по этому чертежу выполнен был макет Кунгура.
Вот тех времён зодчество и архитектура.
Меж реками Сылвой да Иренью на высоких да скалистых берегах
сверху глянешь – просто АХ!
Построена была крепость с восемью башнями ,
внутри с полями да пашнями.
На башнях были иконы, такие были законы.
Название по иконам давалось, так и башни назывались.
Спасская, Алексеевская, Благовещенская,
Тихвинская, Преображенская, две башни воротами служили.
В состоянии войны люди жили,
собор Благовещенский в центре,
внутри, каменный, крепкий – взгляни, посмотри.
Холодным был храм, и трапезной не было там
(место для обедов, принятия пищи),
и колокольня тоже была, часами с боем она снабжена.
Внутри крепости был дом воеводы и казённые здания,
они имели свои названия.
Там же было 500 домов, на восьми улицах они размещались,
двумя крепостными валами с башнями защищались.
Краткая сибирская летопись содержит 154 рисунка,
по чертежам Ремезова составлена и нам с вами предоставлена.
Показаны предметы быта 18 века, сложна была жизнь человека.
Фотографии церквей и о многом ещё написано в ней.
В 1773 году крестьянская война началась.
Повсюду кровь людская лилась.
Емельян Пугачёв – казак донской
вёл войско башкир, татар, казаков за собой.
Хотел учинить разбой.
Две недели длилась осада города,
из Екатеринбурга подмога прислана была,
сто казаков - такие вот дела.
Пугачёвцев 3000 было, но молитвы, сплочённость и смекалка победила. Даже штурмом взять не смогли.
На помощь жители города пришли.
Перед иконой Тихвинской божьей матери
23 января служили молебен, конечно не зря.
Жители города с иконой по городу ходили,
ужас на злодеев наводили.
За войско огромное пугачёвцы народ посчитали, испугались и отстали.
А вот смотрите крепостной стены макет,
сохранился с тех далёких лет.
Оружие той поры кремневое ружьё , кистень,
пика, топоры, бойницы, пищаль.
Защитников погибших очень жаль.
Возможно, это наши предки были, на поле брани жизни положили.
Это – Штандарт Екатерининского полка(здесь) он хранится века.
Вот фотографии Тихвинской часовни,
где хранились икона знамени защитников Кунгура.
Вековая история и конечно культура.
Спустя сто лет поставлен обелиск со словами
« Благодарные потомки храбрым предкам.
Защитникам Кунгура от пугачёвцев».
Тогда наверно это было редко ( чтобы ставили памятники)
А вот камень заветный ( очень приметный)
о нахождении клада пугачёвцев с расшифровкой. ( что на нём написано).
До 1871 года Кунгур был центром Пермской провинции.
В 1783 году вошёл в состав Пермского намесничества,
на правах уездного города.
И снова эта история и знать это здорово.
Герб города был утверждён( вот куда был помещён).
В верхней части герба Перми - медведь на красном поле
с евангелием в окладе из золота.
За ним крест серебряный, внизу на фоне голубом рог изобилия,
с колосьями хлебных злаков.
Как много добрых знаков.
Всё это говорит о хлебном плодородии города.
Это прекрасно и здорово.
Выращивали ячмень, овёс, пшеницу, озимую рожь.
Поставляли на торговые ярмарки и за границу.
Основатель Екатеринбурга Василий Никитич Татищев.
Первую математическую школу открывает в Кунгуре.
Там обучает учеников наукам, культуре,
составлена инструкция о порядке обучения и за учениками наблюдения.
В Кунгуре проездом в Сибирскую ссылку в 1790 году
побывал революционер – писатель, автор книги
« Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев Александр Николаевич.
Декабристы были здесь,
Многого не перечесть.
(строки из стихотворения о Кунгуре Грошеневой)
А для нас большая честь. В музее история города есть.
Купеческой семье Юхнёвых принадлежал стекольный завод
в Кунгурском уезде, деревня Стекольная называлась,
там артель образовалась.
Представлены фрагменты бутылок ,
шлаки стекольного производства, это памятник веры.
Конволют назывался, верующими почитался.
Несколько книг переплетённые вместе религиозного содержания,
нужно было для учёбы и познания.
В период царствования Петра первого горнодобывающая промышленность развивалась на Урале и Пермском (Кунгурском тогда) крае.
В начале 18 века в окрестностях Кунгура работали медеплавильные и железоделательные заводы.
К середине 18 века легче стало жить человеку.
На Урале было построено 42 железоделательных ,
металлоплавильных завода.
« Урал опорный край державы, он в труде добился славы»
Самыми крупными предпринимателями были тогда Демидовы,
Строгановы, Осокины, Лазаревы.
Вот такая карта горных заводов Кунгурского уезда составлена,
нам с вами предоставлена.
Вот фотографии плотин и заводские здания
и как гласит предание – создавались разные производства,
металлургия, стекольные заводы, кожевенные фабрики,
мыловаренное производство, кирпичные заводы.
На них работало много народа.
В 18 веке Кунгурский уезд становится крупным промышленным центром. Промышленность быстро развивается.
При Петре первом начали чеканить из меди и монеты.
Первые монеты из платины( рублёвые, полтинные, гривенные,пятикопеечные) ,
были они вот такие квадратные( смешные).
Круглые стали чеканить поздней,
они оказались удобней, а значит нужней.
В 1788 году на реке Бабке при Анинском медеплавильном заводе
построен монетный двор, долго был там он( или нет?).
Развивается торговля.
В Суксуне изготавливают резную посуду (перечисление)
и развозят её повсюду.
В связи с развитием чаепития во второй половине 18 века
стали выпускать чайники (сбитенники),
в них готовили напиток – сбитень назывался,
вот рецепт давался: вода, мёд, патока, пряности, травы –
чаёк удавался на славу.
« А чайный путь пролёг через века и чаю уже выпита река» (строки из стихотворения «Старина Кунгур»)
С 1740 годов самовары стали выпускать,
но их надо было ещё поискать.
После отмены крепостного права
стали торговать налево и направо,
появились промыслы кустарные, разные самоварные.
А после революции артель организовали « Медником» назвали.
Через Кунгур проходила дорога основная,
не видно ни конца, ни края.
Связывала она центральные районы России
с Сибирью и Дальним Востоком.
Сибирский тракт был открыт в 1735 году.
Получил статус государственной дороги.
В 1783 году это способствовало экономическому развитию Кунгура. Развивалась металлургия, кожевенное производство,
сельское хозяйство, торговля, ремесло – Кунгуру очень повезло.
3 часть
Край наш населяют люди разных национальностей и вероисповеданий. История хранит много разных преданий (перечисление народностей).
Русские и татары самые многочисленные народы Пермской земли,
они много сумели, ещё больше смогли.
У каждого народа были свои обряды, секреты быта,
много сколько интересных фактов было найдено и добыто.
У каждого народа одежда была своя,
делали в домашних условиях женщины ( сама пряха, ткачиха да и швея). (Перечисления вещей и одежды).
Татарский женский головной убор калфак – выглядел так…
Мужской – тюбетейка ( одеть сумей - ка)
Ичиги - сапоги из цветных кусочков кожи,
на фрагменты мозаики похожи.
А вот русский женский костюм представлен,
к нам в музей давно доставлен.
Рубаха с длинным рукавом и глухим воротом.
Сарафан , платок и пояс.
Костюмы марийцев с орнаментом, с украшениями (ЯГА) называются,
на грудь одеваются.
Обрядовый платок – солык.
Женский и детский головной убор,
украшенный бусами шлык называется, на голову одевается.
Был обряд, на сороковой день отроду проводился,
на многие лета сохранился.
Крёстная мать дарила рубашоночку с пояском младенцу,
с пожеланиями расти здоровым, крепким, трудолюбивым.
Пояс служил знаком принадлежности к христианству
(допуском к Божьему царству).
От нечистой силы оберегом служил,
человек без пояса нехристем слыл(считался).
Представлены инструменты для обработки льна
(инструкция дана : трепало, чесало, прялка).
Ткацкий станок работал при помощи рук и ног.
Деревни и сёла строились вблизи трактовых дорог.
В центре села церковь обязательно была,
волостное правление, школа, торговые заведения.
Кладбище на краю села, ограда вокруг него была.
Устраивали ярмарки, торговали, прибыль добывали.
Дома строили из хвойных пород деревьев,
древесина считалась долговечной,
долго держала тепло и не впитывала влагу – это было во благо.
Способ рубки в ОБЛО назывался, в то время применялся.
Представлен макет избы начала 20 века,
мастерство и желание жить человека.
Матрицей называлось, главное продольное бревно на него одевали,
кольцо в середине избы оно находилось,
к нему всегда люлька крепилась.
Внутри дома находилась печь,
чтоб топить, обед готовить, да хлеба печь.
Перед печью полки делали, грядками называли.
На неё разная утварь да посуду составляли,
под полом голбец находился, там тоже разный запас хранился.
По диагонали от русской печи красный угол находился,
очень почитался и ценился.
Туда иконы ставили, молились, Бога славили.
Над входом устраивали полати, можно было там поспать.
Лавки ставили вдоль стены от красного угла,
назывались мужскими, а около печи – женскими.
Пред печью лопаты деревянные стояли, и
ми хлеб из печи вынимали.
Ухватом доставали горшки с пищей приготовленной в печи
(щи, каши, калачи).
Из бересты посуду мастерили,
расписывали красками(теснили), делали теснённый рисунок.
Посуда разная была: из дерева, глины, железа, чугуна.
С помощью светца освещали избу.
В него зажжённую лучину вставляли.
Лампы керосиновые позже появились,
очень уж они ценились.
В каждой избе был рукомойник, прялка и веретено,
очень в жизни помогло.
Кудель к прялке прикрепляли,
к веретену прикручивали нить,
самим приходилось ткать, прясть, вязать и шить.
Самовар был не у всех (ведь он всегда имел успех),
а вот утюг угольный, паровой – попробуй, подними такой.
Стены в избе не белили, их к празднику тщательно мыли.
Были рядом с домом разные пристройки,
сени, чулан, хозяйственные постройки, амбар
(в нём хранили муку и зерно - очень ценилось, и было нужно).
Хлев, загон для животных нужен он.
Сеновал - сено, солому хранили, скот кормили.
Огороды рядом с усадьбой большие были, семьи кормили.
Рядом с деревнями были поля с зерновыми культурами,
пастбища для скота (какая кругом была красота).
На реках мельницы строили ,
с природой дружно жили , не спорили.
Основными видами деятельности крестьян
были сельскохозяйственные работы, промысел и ремесло.
В жизни это помогло.
Вот в экспозиции соха с ральником, курашимкой в народе называлась. (делали в Курашиме).
На ура продавались .
Борона, элементы конской упряжи, цепи для обмолота зерна,
косы(косили когда были росы – по утру(на заре)).
Вот ботало – на шею корове, козе намотано (колокольчик с пестиком).
Чтоб не заблудился скот, и слышно было его,
а звуки отпугивали хищников.
В 1861 году после отмены крепостного права
стали возникать споры налево и направо.
Между Курашимской и Рождетвенской волостями
камень межевой в знак примирения заложен,
конец спорам положен.
В Кунгурском уезде проживали люди разных религий,
имелась мусульманская мечеть,
представлены женские украшения татар,
предметы культа мусульман чётки и каран.
В развитии сельского хозяйства реформа земская
Александра второго 1864 года большую роль сыграла .
В 1870 году земство создано в Кунгуре.
Всё это тоже относится к истории и культуре.
Распорядительным органом было земское собрание,
а исполнительным – земская управа,
у них было такое право.
Руководили всеми хозяйственными делами,
они следили за всем днями и ночами.
Благодаря земству открываются больницы, школы.
На средства земства был построен мост через Ирень,
многое строится и развивается.
Объединились крестьянские общины в волости,
избирали старост, ими были только мужчины. (знак сельского старосты).
Первым земским врачом был Афинадор Иванович Удурминский,
он население лечил.
В Кунгурском уезде развивалось пчеловодство,
налаживалось производство.
В 1895 году было создано общество пчеловодов
под руководством купца 1 гильдии Сартакова,
появляется много такого (мёд и продукты пчеловодства).
Пчеловодческий музей открывается,
выпуск журнала кунгурского общества пчеловодов начинается.
Проводились сельскохозяйственные выставки,
часто, где на них демонстрировались новинки сельхозтехники.
Для тружеников это было счастье.
На территории уезда открыт Белогорский мужской монастырь
в начале 20 века и это радость и счастье для верующего человека.
В городе насчитывалось 22 храма, домовых церквей и часовен.
На многое человек тогда был способен.
В экспозиции представлен уникальный экспонат –
распятие Пермкая деревянная скульптура.
Она находится в Троицкой церкви.
Село Троицк, на месте старого Кунгура.
А также предметы культа священнослужителей
медные иконки, складни.
Об этом и ещё о многом другом
говорит история и культура нашего родного Кунгура.
4 часть
Кунгур – городок среди гор и лесов,
равнин и полей, Уральских хребтов.
Здесь реки текут и журчат родники,
живут и работают кунгуряки.
Историей славится город родной,
старинный, красивый, всегда молодой.
Кунгурская природа насыщена, богата,
хоть в недрах земли нашей нет алмазов, злата,
есть многое другое и тоже дорогое.
Природный газ от холода не раз он спас.
И нефть здесь добывают и камень доломит,
ещё есть известняк, есть гипс и ангедрит.
А есть ещё красивый прозрачный селенит.
В руках мастеровых он словно оживает, о многом говорит.
Живописная природа здесь в любое время года.
А крутые берега и цветущие луга, и пушистые снега.
Лесостепь и хвойный лес здесь у нас полно чудес.
Белоствольные берёзы на заре здесь блещут росы.
Растения лечебные, травушки целебные.
Астрогал Кунгурский есть и растёт он только здесь.
На Подкаменной горе цветёт наверно на заре.
А пещеры здесь какие водяные, ледяные.
Есть в районе водопад, побывав там, будешь рад.
« Ширь полей, лесов, лугов, в небе нету берегов».
Разнообразна фауна и очень многогранна:
Медведи, волки, кабаны, лоси, лисы, грызуны,
куница, колонок, барсук и ласка.
Родной мой Урал - настоящая сказка.
А птичье семейство огромно, велико,
весьма разноцветно и разнолико.
Ястреб, вальшнеп и глухарь, всех перечесть не смогу, очень жаль.
Сыч - мохноногий чиж и кедровка
прыгают, скачут, летают все ловко.
А эта красавица сорока – воровка,
225 видов обитают в поречье птиц.
В Красной книге занимают наверно несколько страниц.
А вот птичка свиристель прилетела, жди метель.
А ещё мороз и солнце, каждый день глядит в оконце.
Птицы у рек и озёр обитают,
песчаные отмели, болота выбирают.
Цапля, выпь, кулик, бекас, утка кряква и свиязь,
есть во всём в природе связь.
Революция, гражданская война
с болью и слезами по России шла.
В Кунгуре тоже создаются партии большевиков
из простых рабочих обычных мужиков.
Повсюду проводят маёвки, печатают листовки,
песни революционные поют,
правду матку не боятся «льют»
Лучшей жизни требуют свободы, права.
Льётся кровь народа, приходит смерть налево и направо.
28 октября 1917 года в России устанавливается «советская власть». Большевики, рабочие радовались всласть.
Власть не раз делили, кровь народа лили.
Перевороты, перестройки, в умах властей как на помойке,
смешали всё добро и зло.
В ту пору многим не везло,
сложно было разобраться, к каким властям то прислоняться.
Строили социализм, коммунизм и ленинизм.
Но опять пришла война, горе черпали сполна!
41- 45 пламенем войны объятый, воевали все тогда, деревни, сёла, города.
Фашизмом злодейство это назвали.
По крупицам победу стране добывали.
Кунгур на месте не стоял,
войска на фронте пополнял, работы уйму выполнял.
Больше 8000 человек на фронт ушло.
Четыре с половиной тысячи в боях на равных полегло.
В тылу победу тоже приближало,
без дела не сидели и праздно не лежали.
Не досыпали, не доедали,
запасы раненым, военным, детям отдавали.
В городе готовили кадры военных, танкистов,
сапёров, минёров, связистов, радистов.
Лили патроны, шили шинели,
всё для того, чтоб фашизм одолели.
Кунгуряки не подвели, многое сумели и смогли.
Немало героев моих земляков,
спасавших Родину от фашистских оков.
Их подвиг в веках остаётся и детям, и внукам передаётся.
Вечная память, поклон до земли,
все вместе сумели и дружно смогли.
На женские плечи ложилось немало
И что, что боялась и что, что устала.
Снаряды лила, оружье ковала,
На хрупкие плечи ложилось немало.
Слабая женщина очень сильна,
Если случится беда иль война.
Ростом мала, хрупка как тростинка,
Сильная женщина вам не былинка.
Похожа была на девчушку малую.
Но только имела силу такую.
Спасала людей, с поля боя носила,
Ночей не спала, трудилась, лечила
И после войны работала снова.
Труд, помощь, спасенье - жизни основа.
Раей девушку звали,
В Кунгуре, в районе многие знали.
В железнодорожной больнице
После войны трудилась она.
Имела награды и ордена.
Добрая, умная, всегда молодая
Сильная женщина только такая!
Раисе Владимировне Шуткиной посвящается.
Писала Январь - Март 2017 года
Свидетельство о публикации №117091605480