Постатеистическое общество

(бета-версия)

Новое? Надконфессиональность.

Новое, совсем новое. Книга живущего в США известного философа и культуролога Михаила Эпштейна «Религия после атеизма. Новые возможности теологии».
Когда в обществе воцаряется убеждение, что вокруг все лишено смысла, то духовное и душевное  набирает силу. И религия как высшее проявление духа становится последним оплотом для далеких от церкви людей. И уже современная наука доказывает существование Бога. «Бог идет сквозь нас, как ток через провод». (см. Приложение).
«Физика подходит вплотную к пониманию неразрывности материи и сознания. По мнению выдающегося ученого современности С. Хокинга она исчерпала все свои «как» (например: как родился  и по каким законам развивается мир?), поставив на очередь  уже не физические, а подлинно философские «почему?» Почему в природе действуют законы?  Почему природа разумна?» (Моя запись от 20.05.90, см. ниже).
Эпштейн приводит данные соцопроса 2012г.,  согласно которому, 25%, жителей России считали себя верующими без вероисповедания: в Бога они верят, но к конкретной религии себя не относят. В его книге это называется «бедная вера».
Понятие «бедная вера» сформировалось в 1982 году по аналогии с «бедным театром» Ежи Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни костюмов, ни масок, ни бутафории — актеры просто жили на пределе своей человечности и вовлекали в процесс зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной веры тоже нет ничего, кроме прямого предстояния Богу. Ни храмов, ни обрядов, ни догм, только обращенность к Богу здесь и сейчас, один на один. «Бедный» звучит не пренебрежительно; вообще это слово в религиозном контексте имеет положительную коннотацию.
Возрождение религиозного сознания началось, по мнению Эпштейна, в 70-е годы. Не только возрождение, но и массовое зарождение нового, надконфессионального сознания,  …категория «верующий», которая поначалу воспринималась как идеологически порочная, а потом стала наполняться собственным положительным смыслом. Не «православный», не «католик», не «мусульманин», а просто верующий.
Категория «верующий», которая поначалу воспринималась как идеологически порочная, а потом стала наполняться собственным положительным смыслом. Не «православный», не «католик», не «мусульманин», а просто верующий.
Эпштейн рассматривает различные типы надконфессиональности.
 У Толстого поиск надконфессиональной веры сочетался с резкой критикой конфессий, прежде всего православия, как суеверия, как язычества, как идолопоклонства. Это один тип надконфессиональности.
Другой - универсализм Даниила Андреева, чья книга «Роза мира» была чрезвычайно популярна в позднесоветские и постсоветские годы. Перспектива объединения всех существующих конфессий в «Розу мира», где все церкви выступают как лепестки «интер-религии».
Есть путь к надконфессиональному изнутри конкретной конфессии - путь, скажем, Александра Меня. Он в православии пытался подчеркнуть его универсалистские, экуменические аспекты, что вызвало ярость многих его соверников и, возможно, привело к гибели этого великого исповедника и проповедника
Есть, условно говоря, путь мыслителя Григория Померанца: экзистенциальное соприкосновение с разными религиозными традициями и попытка построить надконфессиональное через сопереживание их духовному опыту. «Бедная вера», пожалуй, ближе всего к этому варианту.
 
Вот тебе и новое…
«И бесы веруют…». Дело ведь не только в вере, главное, как говорили, святые отцы – Познание Бога. Как поможет «бедная вера» в отчаянных ситуациях в жизни? И даст ли она ту радость, которую испытывает верующий в Бога Живого? …
Без храмов, обрядов и определенных догм, без накопленного опыта духовной практики (одно богатейшее святоотеческое наследие чего стоит!) вера и неполна и непрочна.

Коллективное сознание
Когда-то Карл Юнг ввел понятие - «коллективное бессознательное». Это весьма интересная идея в психологии.  Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры.   Но вот вновь встает и проблема коллективного сознания. М. Делягин рассуждает о проблеме коллективного сознания как определенном этапе эволюции. (М. Делягин «Фрагмент эволюции: от индивидуального сознания – к коллективному».) Он считает, что отдельный человек перестал быть органом, которым Вселенная познаёт себя. «Участвуя в крупных конференциях, невозможно удержаться от ощущения попадания внутрь огромного надчеловеческого и притом разумного организма, для которого отдельные люди и даже их коллективы являются лишь взаимозаменяемыми и не так уж важными по отдельности составными элементами». И весьма вероятно, что коллективный разум (причём, возможно, на уровне всего человечества, а не отдельных организаций или народов) в той или иной форме уже сложился, и индивидуальное сознание просто не в состоянии не только осознать, но даже как-либо воспринять, заметить его. Личность низводится до роли клеточки коллективного сознания, всё менее сознающей себя и, возможно, в принципе не способной осознать то целое, частью которого она стала.
При этом, вероятно, человек сохранил свою вторую исключительную функцию, раскрытую М.И.Веллером в его «Энергоэволюционизме», - генерирование эмоций, к которому он наиболее приспособлен и которое, вероятно, выполняет какую-то исключительно значимую роль в Мироздании. (На фоне убедительной демонстрации физикой не только подобия, причём вплоть до слияния, микрокосма и макрокосма, но и невозможности описания элементарных частиц без языка психологии, это предположение представляется отнюдь неэкзотичным).
Опираясь не только на индивидуальные разумы, но и на индивидуальные эмоции и впитывая их, КР  даже зачастую успешно осуществляет массовое и постоянное объединение логики с интуицией, пока недоступное для индивидуального интеллекта: искусственному недоступна интуиция, а для естественного интуитивная деятельность связана с чрезмерным напряжением.
Развитие компьютерных технологий и формирование всемирной информационной сети возможно уже  достигло момента, когда её сложность превысила сложность человеческого мозга. Возможно возникает единое планетарное сознание. Это сознание впервые в истории может сделать человечество действительно единым целым. А ноосфера, предсказанная Вернадским, на наших глазах стремительно сгущается в коллективное сознание, которое становится для нас новой, четвёртой (после природы, техносферы и социальных сетей, во-обще среды Интернета) средой обитания – в отличие от трёх предыдущих, не осознаваемой нами.
)
Делягин отнюдь не первый поднимает эту тему. О коллективном сознании много писал еще Станислав Лем.
Что нужно? Нужна гармония индивидуального и коллективного сознания.
Я думаю, что и наш знаменитый портал Стихи.ру уже приобретает черты некоего коллективного поэтического сознания большой мощности (более 300тысяч авторов и более 30млн. стихов, рецензий, обсуждений). Где порог сложности таких порталов? Возможно, в какой-то момент в него будут встроены интеллектуальные системы и программы, которые будут сами генерировать стихи, их оценивать и анализировать. Или эти системы сами вберут в себя этот портал и ему подобные и начнут творить новую виртуальную поэтическую реальность.
Но есть  2 проблемы.
Первая проблема – как подключиться к коллективному разуму. Многие выдающиеся люди умеют это делать. Не зря говорят, что идеи носятся в воздухе…
Вторая проблема. Говоря о коллективном и даже глобальном сознании, его представляют только как объект, как некую информационно-разумную среду. Но не приобретет ли оно черты некоего сверхсущества? Такого существа с которым можно общаться и которое можно о чем-то просить? То есть черты могущественного Духа? А такой Дух должен иметь и личностный аспект…  И какие будут наши отношения с этой личностью?

Раздел из  текста «Феноменология духовного опыта».  http://www.stihi.ru/2017/07/24/9748


Рецензии
Конечно, интересно само по себе, но для меня и тем, что М. Эпштейн, который некогда открыл метаметареалистов в поэзии, - если, конечно, это не его тёзка - в непривычной для меня теме.
В былые времена я разговраивал с Эпштейном (москвичом, потом, кажется, эмигрировавшим) о тенденциях в поэзии.
Конечно, в истории идея панконфессиональности, кажется, всегда сопровождала рождение новой конфессии, иногда сохранялась в качестве основной и не порождала попыток фомирования институтов - можно так рассматривать учение Блаватской - и здесь вновь она высказывается, и, возможно, в самом деле, хотя б в силу появления виртуальности возможно, что никакие яркие проповедники не смогут её сделать без остатка основой новой конфессии, если вера сделается внеинституциональной, вроде, скажем, литературы, а уж если возвратит себе статус подобный статусу морали, точнее, если конфессии будут определённее восприниматься, как нечто лишь частное при вере, тогда произойдёт социальное изменение, достойное обозначить нашу эпоху, подобно тому, как обозначались времена Просвещения, Возрождения, Народовластия.
Вера, как явление вроде морали, вовсе не противостоит знанию и другим, возможно, именно конфесиональность консервирвала предрассудки и упрощения для целей управления людьми, а функционирование веры вне конфессий сделает её настолько "рациональной", то есть, лишённой глупости, что произойдёт куда более масштабный ренессанс, ещё одно возвращение "астрономии" человека от птолемея, и антропоцентризм с простотой станет даже не нооцентризмом, а "идеалоцентризмом", идеецентризмом, духовноцентризмом.

Орден Поэтов   27.09.2017 05:40     Заявить о нарушении
Уважаемый ОРден!
Спасибо за содержательную и глубокую рецензию! Очень интересно, во многом согласен. Но каждый человек как-бы предрасположен к определенной конфессии.
М. Эпштейн - тот самый.
Вопрос непростой. И даже большие умы могут проигрывать по сравнению со святыми и мистиками, если не имеют в себе Духа. Человеку ведь нужно еще глубокое внутренне чувство, уверенность в свое неодинокости в своем бытийствовании.

Очень рад контакту с Вами.
С добром

Виктор Каблов   27.09.2017 09:37   Заявить о нарушении
Да, возможно, мы изнутри своего времени увидим нечто, чего не было до экклезиаста...

Орден Поэтов   28.09.2017 06:02   Заявить о нарушении
Сильная мысль! Согласен!!! "Конец истории" откладывается!

Виктор Каблов   28.09.2017 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.