Доверчивые ангелы

Всё-таки: научить или привить навык? Я сейчас размышляю вслух о детях трёх-четырёх лет. Мы садимся за стол рисовать, и первое, что можно услышать от умного ребёнка: «А я не умею!» И так становится его жалко, что сразу говорю: «Я тебя научу!» Умный настраивается на приобретение навыка. Неважно, как у него получится в первый раз, главное, что будет похоже, и будет узнаваемо!

После летнего отдыха дети перестроились на домашний режим. Дома мама одевает и убирает одежду – в саду нужно самому переодеться ко сну и аккуратно повесить одежду на стульчик, а обувь поставить под него, чтобы никто не запнулся. В первый и во второй день после лета ничего детям не говорю, как нужно делать, просто после того, как они улеглись, выворачиваю одежду, кладу носочки в туфли, а колготки на сиденье стула, вешаю на спинку стула платьица и рубашки с брюками. На третий день наблюдаю, как это делают дети. И оказывается – им понравилось! Они точно также прибирают свои вещи! У кого не получилось вывернуть платье, или водолазку, заявляют: «У меня не выворачивается, помогите, пожалуйста!» Они во всём стараются быть не хуже меня! И заставлять не надо, потому что в яслях им прививали этот навык, а сейчас они его вспомнили.

Каждый раз, выходя на прогулку, осматриваем территорию детского сада. Что изменилось в природе сегодня? Вот подул ветер, деревья стоят неподвижно, ветерок лёгкий, но одно дерево трепещет всеми листочками. Объясняю: это осина, листики у осины на длинных ножках, поэтому от лёгкого дуновения они начинают дрожать, не зря говорят: «Дрожит как осиновый лист!» На обратном пути дети безошибочно находят осинку. А берёзка рядом, у неё ствол белый с чёрными полосками.
На участке деревянные постройки: машина и кораблик. Предлагаю отправиться в путешествие на машине, разучивая об этом стишок, а когда учим другое стихотворение – про кораблик – дети сами, без всякой команды, отправляются на «шхуну». Играть можно во всё! Мы даже играем с новичками в игру «займи свою кроватку, чтобы приснился сон», и ведь играют с радостью! Любят рисовать что-то сложное, необычное. Например, трёх поросят из сказки. Разве в три года легко нарисовать поросёнка? Взрослому всё нелегко, потому что он не верит, что научится. Предлагаю детям нарисовать поросёнка из кругов и овалов. Круги: голова, глаза, пятачок. Овалы: ножки (и ручки), а ушки – листики. И вот уже у Тани – не один, а четыре маленьких поросёнка, а у Сони – два худощавых близнеца, как из диснеевского мультфильма про Винни-Пуха.

Учатся петь в хороводе, а это непросто: нужно выполнять движения и помнить слова. За один день этого не освоить! В хороводе малыши начинают дружить, ведь одному, двоим домашним детям такой круг не выстроить! Здесь они становятся сильнее, держа друг друга за руки.

Маленькие дети, хотя и кажутся беззащитными, имеют большой заряд позитивной энергии – они хотят учиться! Могут долго играть в одну и ту же игру с воспитателем, пока сами не освоят её правила, тогда будут играть самостоятельно. Они могут подпевать совершенно незнакомые песни, когда идут парами на прогулку, но обязательно запоют с вами, им хочется говорить, узнавать больше новых слов. Некоторые даже сообщают, что споют про папу, и на ходу выдают оригинальное произведение! А ещё дети любят брать на себя ответственность. Например, во время дежурства: раздать коробки с карандашами, собрать рисунки. Или крепко держать за руку того, кто меньше, слабее.

Дети – это доверчивые ангелы, будем внимательны к их словам и действиям. У них есть, чему поучиться.


Рецензии