Тоска потери, пустота...

На обочине неба

Литература

Чупаленков Сергей


ПОЭЗИЯ


Пару лет назад «ЛГ» опубликовала манифест и подборку стихов группы минималистов.
Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с творчеством участников этого поэтического направления.

Сергей ЧУПАЛЕНКОВ


* * *
Пахнет кашею прогорклой
от Никитской до Тверской.
Из народа бы,  как Горький,
да в народ бы, как Толстой!
Мир засадами усеян.
Наплевать, в конце концов.
Эх, напиться б, как Есенин, –
похмелиться б, как Рубцов…
* * *
Как Иванушка да Алёнушка
из стаканушка
пьют до донышка.
– Малахит-гора в Океане есть.
Злата-серебра
на горе не счесть.                Фёдор ЕВГЕНЬЕВ
– Королевский сын в платье бисерном
из себя красы неописанной…
– А уж свейских яств, фряжских вин!
Погуляем всласть!
Поедим.
– У него лицо опечалено.
Для кого кольцо
обручальное?
Завтра ранушко в путь до солнышка.
Спи, Иванушка.
Спи, Алёнушка.
* * *
У Алёны
глаза зелёные,
у Алёны
слеза солёная,
речи аховые,
бедовые,
плечи
сахарные,
медовые.



Литературная Газета 6258 ( № 54 2010)

Искусство хожденья по водам

Литература

Искусство хожденья по водам

МАНИФЕСТАЦИЯ

Русский минимализм, или Поэтический ракурс ритмического образного малословия

Вместо манифеста

Группа минимализма, или ритмического образного малословия современной русской поэзии, возникла в 70—90-е годы ушедшего ХХ века. Первоначально основные идеи были обсуждены и опробованы в художественной реальности литературного процесса советского периода 70-х годов Михаилом Чердынцевым, Сергеем Моревым и Сергеем Чупаленковым на страницах журналов «Новый мир», «Юность», «Октябрь», альманахов «День поэзии», «Поэзия» и др. Со временем к ним присоединились другие представители русской словесности.

Сам подход к художественному изображению действительности с применением метода образного малословия сложился от чувства неудовлетворённости состоянием современного поэтического языка и из-за невозможности использования в русской литературе привычного творческого подхода, за два века опустошённого постоянными набегами и экспериментами.

С одной стороны, в поэзии ХХ века до них в основном употреблялся газетно-описательный подход — стихорепортажи, подробно и по возможности точно описывающие историческую перспективу или реальность происходящего; с другой стороны, безудержный неоправданный вал сравнений и метафор (метаметафоризм, как оказалось, бессмысленный в своей сути языковый эквилибризм, глубоко чуждый национальному сознанию).


Против русской художественной словесности сегодня объединилось несколько тайных врагов. Среди них безусловно интернациональные: «Голая истина», «Здравый смысл» и «Святая простота». Но в поэзии, как выяснилось, «здравый смысл» возможно преодолеть только подлинным безумием, поскольку «безумие, достигнув совершенства, становится безвыходным блаженством». Что же касается «святой простоты», то только поэт в отличие от философа и историка способен, отделяя святость от простоты, достигать истины.


В русском минимализме, или в поэтическом ракурсе образного малословия, сознательное огра­ничение самого лексического материала, несущего внутренний опыт, использование одних и тех же ситуаций, метафор, понятий и слов в разном контексте происходит путём смещения в сторону малоупотребляемых словосочетаний. При этом музыкальный повтор слов и фраз, сдвиг понятий в сторону кружения пути познания раскрывают перед участниками движения иную художественную ритмическую реальность и дают авторам и читателям широкие возможности в поэтическом осмыслении современного мира.

М. ЧЕРДЫНЦЕВ, С. МОРЕВ, С. ЧУПАЛЕНКОВ

Наличие литературных течений — это естественное выражение самых различных представлений, взглядов, идей, творческих методов, эстетической полифонии. В литературной жизни России начала ХХ века были манифесты футуристов, акмеистов, имажинистов, ничевоков, пролетарских групп и т.д.

Если допустить, что история развивается по спирали, то с шагом в 100 лет мы присутствуем при зачатии аналогичного процесса. С нового года мы открываем рубрику «Манифестация», где будем публиковать тексты представителей различных литературных течений современной России.

Этой публикацией «Общий круг русского образного малословия, или ритмического минимализма» представляет своих лидеров Михаила Чердынцева, Сергея Морева, Сергея Чупаленкова.



Сергей ЧУПАЛЕНКОВ

КАСЬЯН ОСТУДНЫЙ


«Сизый бомж на ветру качается.

Громыхает на крыше жесть.

Век кончается? Начинается?

Продолжается ли? Бог весть.

Суетимся, смеёмся, плачемся.

По грошовым спешим делам.

Только Вечности – всё до памперса

или савана – как их там?

Под сурдинку успел повеситься

столб фонарный на проводах.

И рукою достать до месяца,

только он ни к чему в руках.

И не вижу света в окошке я.

Поспешаю всё не спеша.

И живут, как собака с кошкою,

тело грешное и душа».

            Вот и всё, что было занятного

           на крутой планете Земля

           поздним вечером 29-го

           високосного февраля.

***

…когда вдоль холодной Волхонки

по склону грядущего дня

скользящей походкой вакханки

Вы движетесь мимо меня,

когда на усталой Ленивке

Вас ждёт незапятнанный дождь,

небрежно смывая обрывки

иллюзий, мгновений, подошв,

когда занимается алый

закатный рассвет во весь рост,

когда Вы минуете Малый

(но всё-таки каменный) мост

и – вдоль Обводного канала

навстречу воде и звезде,

когда мне и этого мало,

чтоб быть благодарным судьбе,

когда Вы смеётесь и плачете,

и талая стынет вода,

и свищут пичуги на Балчуге,

когда Вы живёте, когда…

***

Вечер пьяными

пахнет вишнями.

Были зваными –

стали лишними.

Время позднее.

Келья тесная.

Каша постная.

Слово честное.

***

Будет сон. И запущенный сад,

совершивший осенний обряд.

И ночное свеченье стволов,

обнаживших бессмысленность слов.

И росою растаявший след

неизвестно кем прожитых лет.

Будет полдень молитвы и битвы.

И манящее лезвие бритвы.

И лозы виноградной слеза.

И усталые чьи-то глаза.

И глаза застилающий пот.

Каждый миг, каждый день,

каждый год.

Будет дождь. И пустынный перрон.

Аистиный растерянный стон.

И молитва Твоя и моя:

«Да минует нас чаша сия!»

***

Большая Ордынка, положим.

Допустим, что атомный век.

О как дерзновенно по лужам

Трёхлетний идёт человек.

Подвержены вечным заботам

в апреле, но в тысячный раз

искусство хожденья по водам

смущает доступностью нас.

***


ОСЕНЬЮ ПОД МОЖАЙСКОМ

Я в мозолистые ладони

голубой воды набирал.

Я купался в реке Исконе

И усталых коней купал.

Вдоль России текла Искона.

Вдоль России дожди текли.

Вдоль России скакали кони.

Голубые кони мои.

***

Накануне рассвета душе

всё отчётливей чудятся лица

и навеки ушедших уже,

и ещё не успевших явиться.

Всё назойливей гул голосов.

Всё прозрачнее времени мета.

И душа, откликаясь на зов,

отлетает на крыльях рассвета.


https://public.wikireading.ru/136136


Рецензии