Поэтами не рождаются? Рукописи не горят

ПОЭТАМИ  НЕ РОЖДАЮТСЯ?   РУКОПИСИ  НЕ ГОРЯТ

Просматриваю рецензии на сайте, и снова наталкиваюсь на высказывание милой дамы о том, что мол, стихи не слишком совершенны, но ведь поэтами не рождаются.

Поэтами не рождаются, никогда не замечала за собой таких способностей, но  вот села я да написала стишок, а завтра напишу еще, и он будет лучше прежнего, а потом еще лучше, и в туфлях на высоких каблуках я уже карабкаюсь на  Парнас, чтобы заметили, разглядели, приняли и денег заплатили за мой тяжкий труд..

Поэтами не рождаются, ими становятся в пылу легкого и веселого  процесса рифмования каких-то строк… Что это – теорема, на нет, аксиома, судя по всему.

К сожалению, сегодня бытует именно такое мнение, а количество зарегистрированных на сайте Стихи ру авторов тому живое подтверждение.

 Правда, тут  же встречаю реплику о том, что поэтов - то пруд пруди, а читать нечего.  Весь день искал, что бы почитать, вдохновиться так сказать, да так и не нашел.  И обида в ответном слове звучит страстная, я мол писала, потом обливалась, вон что сочинила, а меня тут и читать не хотят. Не доросли они до меня, не понимают, признавать не хотят…

А кого хотели признавать? Пушкина, Лермонтова, Блока? Но вот пришли они и пришлось замолчать остальным. Есть воспоминания Бальмонта, который в пятый раз на Башне у Г. Иванова слушал «Незнакомку», и сказал Брюсову о никому не известном юноше:

-Вот он пришел, и мы все уходим в тень

Знаменитый профессор нашел в себе мужество не только признать это,  но и произнести вслух такое признанию

А у нас что, мол, поэтами не рождаются. И ведь даже не догадываются те самые милые дамы и мужи благородные, что поэтом надо родиться. Это потом можно научиться читать и писать, рифмовать тоже можно научиться,  и пополнять свой словарный запас  тоже  можно  потом.  Но если ты не видишь мира по-особому, если  мысли твои банальны, если  чувства твои  обычны, а ведь не всем дано и любить  и ненавидеть, то  какой же ты поэт – ну стихоплет в лучшем случае…

 Поэт с самого первого дня и первого дыхания - особенный, его ни с кем не сравнить и не перепутать. Если вы хоть раз видели и слышали Бродского, то поймете,  о чем я говорю. У него свой порядок слов даже просто в общении, он говорит,  как будто  пишет новое стихотворение. Стилистике и интонациям  его могут подражать десятки и сотни тех, кто считают, что если я уловил и передал  своими словами  вот эту интонацию и порядок слов, то я уже приобщился к поэзии.

А если заявил о любви к Бродскому,  это делают все чаще и чаще самые разные люди, то я уже поэт. Ну некоторые себя и Наполеонами и  богами считают при этом, блажен кто верует.  И вот уже восклицает юное создание «А вы любите Бродского, так как люблю его я!»  Словно эта любовь и дает нам пропуск на Парнас, и нас с вами легко пропустят в общество мертвых поэтов.

Но все это иллюзии и заблуждения. А на самом деле  суть ведь в том, чтобы не стать вторым Бродским,  сделав чужое своим, имитируя стиль, интонации, а в том, чтобы найти свой неповторимый стиль и интонации. Иначе действительно  пишущих будет становиться  все больше, но читать все равно некого.

Но с поэтами –то все более менее ясно, сколько не рифмуй,  вряд ли что-то получится, если не дано, если не видно  эмпирей, не слышно музыки сфер..

А можно ли стать писателем, если ты никогда не был рассказчиком, способным увлечь своим повествованием тех, кто тебя слушает?

 У нас у всех были уроки развития речи, а все ли развили ту самую речь, некоторые так молчунами и остались, утверждая, что молчание золото. И вдруг появляется потребность что-то рассказать, а тут тот самый сайт, где еще и опубликовать свое повествование можно. Но меня почему-то не читают, не слышат, не откликаются, а  ведь писателем может стать любой, если  сделает над собой усилие, мы все живем в одном времени, с нами что-то важное и значимое происходит – делов –то взять да рассказать о том, в нашем случае записать свое повествование. Записал, опубликовал, и снова тишина гробовая..

И тогда умный догадывается о том, что  рассказчиком надо родиться. Ведь их всегда было очень мало, они были особенными, их даже от обычных работ  освобождали, чтобы послушать  вечером на пиру, или за работой увлекательный рассказ о том, что было и чего не было. И многие наши авторы, вероятно, померли бы от голода, если бы решили бросить работу и стать теми самыми рассказчиками.

Вообще у нас уникальное время, когда мало кому хочется работать, и всем – заниматься творчеством, в котором половина ничего не смыслят, понятия не имеют как это делается, сути не понимают и не пытаются изучить. Самое страшное, что  учиться они не хотят, гордо заявляя о том, что чужих книг я не читаю, чтобы так сказать  не мешали творить самому.

Зачем мне какая-то теория, если я сел да написал, а в компьютерную эру так все еще проще и легче, и кормите меня граждане дорогие, а я уж вам расскажу историю,  я поэтом пока буду становиться, потому что ими не рождаются, буду искать себя, рассказы сочинять..

Глухая стена непонимания, никто читать не хочет, так я для себя пишу, для себя, нравится ли это мне самому, а черт его знает,  не могу точно на этот вопрос ответить, но я буду совершенствоваться, может и получится. Есть же у нас альтернативное кино, так почему  бы и  литературе альтернативной не  быть, всегда ж пара читателей найдется, и родственников у меня немало, кто-то да заглянет, прочитает, может даже откликнется…

И все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Это барышни, писавшие стихотворения в альбом, и знакомые с теорией литературы с детства  понимали и могли оценить собственное творчество,  и  ему было отведено определенное место. Инженер на пенсии вряд ли на такое способен, у него не было  с детства тяги к  чтению, ему не объяснили мудрые бабушки, что такое хорошо и что такое плохо в сочинительстве,  а возможностей - то сколько открывается.

 И ведь видя все это, наши дельцы от литературы тут же союзы организовали с бесчисленными платными конкурсами, где сам автор и должен заплатить очень приличную сумму за то, чтобы быть опубликованными. Дипломов за ваши деньги они навыписывают всем. Орденов  дадут тоже всем желающим, Почетных грамот и званий - да сколько потребуют, столько и дадут. Кому-то даже денежная премия достанется, если организаторы не слишком жадные.  И вот уже моя подруга, всю жизнь врачом проработавшая, лепит на своей странице все звания и награды, книжкой трясет, второй и третьей.  Она молодец,  не шубу себе покупает, а книгу издает, потому что у нее столько званий и наград, чтобы уже требуется подтверждение тому, а так как сегодня и в одном экземпляре книгу издать можно, то книжная полка готова под шедевры…

Судя по всему ту самую золотую рыбку поймала. Ну как иначе бы все самые бредовые желания исполнились. Сколько раз я предупреждала ее о разбитом корыте. Судя по качеству текстов ничего иного быть не может. Но смеется только, рассуждает о том, что Пушкина слишком много, а современных поэтов мало, конечно, себя прежде всего имеет в виду, других-то не читала и не знает. Может так в неведении с блаженной улыбкой на лице и помрет – и это самый лучший вариант, а если в самом конце найдется кто-то, кто всю правду выложит? Хотя не поверит все равно, решит, что завидуют ее званиям и наградам, и ладно, блажен, кто верует. Ну не повезло родиться поэтом, а если очень хочется. Если нельзя , но очень хочется, то можно…
А дальше что?

А дальше та самая пустота, разочарование, потому что  заблудились мы как в том самом лесу заповедном и ходим по кругу. И не у всех такой наив в душе господствует, и блондинки не все…Так что пусть  все будет хорошо и даже в страшном сне не приснится нам разбитое корыто, ведь все равно придется старику ловить неводом рыбу, а старухе прясть свою пряжу


Рецензии
Старая, как мир, песня: родиться-не родиться...

А кто, Любовь, родился, скажем так, уборщиком мусора, судомойкой, парикмахером, грузчиком, шахтёром, вахтёром, педагогом, бухгалтером, юристом, рыбаком, шофёром, кинологом, убойщиком скота, врачом, археологом и т.д., вплоть до губернатора, министра, председателя кабмина, президента?

Миру этому лет несметно, и человечество вполне бы могло за истекшее время наработать свод достаточных и необходимых признаков, чтобы вот так сразу и размахнуться: этого — туда, того — сюда, а с той — определимся после обеда!

Но, как показывает практика, унылой жизни, "родовые" данные опредмечиваются только в специфических семьях — по принципу наследования.

Старший сын короля, ежли ничего такого с отпрыском не случится, обязательно станет монархом, остальные пожизненно останутся принцами; старший сын герцога унаследует отцовский титул и львиную долю его материальных и прочих ресурсов, остальным ребятишкам придётся кантоваться на свой "страх и риск" ... Ну и т.д.!

Уинстон Черчилль по этой самой причине не стал герцогом Мальборо, зато в 1953 году сделался нобелевским лауреатом по литературе, оттеснив главного конкурента — дядюшку Хэма.

Страху и риску в жизни Черчилля было предостаточно, но не будь он в клане Мальборо и не используя семейные связи,а потом уже и свои, вряд ли предстал бы перед мировой историей, несмотря на все свои врождённые способности, в том виде, в каком мы его знаем...

То есть развитие каких-то способностей и наклонностей в решающей мере зависит от пребывания в соответствующей среде и доступа к проистекающим в ней событиям.

Точно так же и по всем другим румбам и азимутам нашей неумолимой жизни.

Вряд ли бы Саша Пушкин стал бы Александром Сергеевичем Пушкиным — "нашим всем", родившись не в семье достаточно обеспеченных родителей, а где-то в медвежьем углу Империи у перебивающейся из куля в рогожку крепостной пары.

Ни тебе гувернёров, ни французского языка, ни Царскосельского лицея, ни сюртука и белых панталон. Токмо соха, скотный двор, драные штаны из мешковины и точно такая же напрочь ни разу неграмотная среда...

Говорят, что Маугли родился с задатками великого поэта в Вашем понимании, но я не верю!

Хотя, как сказать...

Возможно, он был поэтом личной и только личной свободы.

М.

Мишель Емельянов   09.09.2017 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Мишель!!!
Практически со всем согласна, но все что было у Пушкина- воспитание, образование, место жительства только помогло ему стать поэтом такого уровня, если бы этого не было, поэтом бы он остался, но не смог бы достичь вершины.
Если ты поэтом не родился, то ничто из перечисленного не поможет.
Тут важно то, что дается по наследству, но сколько королей и князей страдали и маялись, потому что не было у них того самого дара править, вот вроде и дано многое, но выше головы не прыгнешь все равно...
Вот если нам с вами не дано, скажем, танцевать в балете, да хоть какие условия для этого создавай, а если этого нет, то и не появится...
Творчество и обычные наши дела -все-таки две большие разницы, быть уборщиками, поворами, рабочими, хотим мы того или нет, все равно придется хотя бы в собственном доме, а творчество -забава, не обязательная забава..
Люба

Любовь Сушко   09.09.2017 14:38   Заявить о нарушении
Знаете, Любовь, не помню, правда, уже кто из выдающихся сказал вроде того, что все серьёзные поэты одновременно и великие философы.

Т.е. без основательного образования, отягощённого дальнейшим всесторонним самообразованием и глубокими размышлениями о реалиях окрестного мира и об его усовершенствовании, никакое врождённое чувство ритма ничему не поможет.

А подсчёт слогов и расчёт правильного или, скажем так, любопытного местонахождения ударений, — всё-таки не бином Ньютона и не определение орбит галактических объектов.

Беда в том, что многие и этого делать не умеют!

Но прежде всего — не в состоянии мыслить интересно, нестандартно и, тем не менее, логично!

Думаю, что такие умения даются всё-таки не от рождения, а от частых и неслучайных соприкосновений личного и окружающего, упавших на подготовленную почву.

Как вспомню "Сердец чугунные ворота", не говоря уже о сорванных с петель сердечных дверцах или о чём-то подобном, так и удавиться хочется: какие абстракционисты!
А ведь неслучайно. У того же Аполлинера (у Рильке — тоже) из ушей деревья росли!

А мы хуже, что ли?)

Катастрофически не хватает нелицеприятной саморедактуры!

И всё это либо от врождённого тщеславия, либо от благоприобретённого невежества.

Либо — в комбинации.

Но сторонних восторгов — гоголевская лужа... А то — и целый океан!))

М.

Мишель Емельянов   09.09.2017 16:05   Заявить о нарушении
Умение, конечно это навыки приобретенные, а вот видеть мир по особенному, излагать свои мысли так, чтобы ни с кем не спутали. Философия только в какой-то мере есть в поэзии, Пушкин говорил, что она должна быть наивны и глуповата, иначе станет скучна и неподьемна.
Собственно появляется на свет поэтический скелет, условно скажем так, и он в процессе развития обрастает мясом , кожей, прекращается в красивую или некрасивую фигуру. Этого может не случиться...
Тогда получается, как у И.Царева

Иероним
Игорь Царев

Съели сумерки резьбу, украшавшую избу.
Звезды выступили в небе, как испарина на лбу.
Здесь живет Иероним - и наивен, и раним.
Деревенский сочинитель... Боже, смилуйся над ним!
Бьется строф ночная рать... Сколько силы ни потрать,
Все равно родня отправит на растоп его тетрадь.
Вся награда для творца - синяки на пол-лица,
Но словцо к словцу приладит и на сердце звон-ни-ца...
На печи поет сверчок, у свечи оплыл бочок -
Все детали подмечает деревенский дурачок:
Он своих чернильных пчел прочим пчелам предпочел,
Пишет - будто горьким медом... Кто б еще его прочел.
http://stihi.ru/2012/03/23/7623

Любовь Сушко   09.09.2017 20:35   Заявить о нарушении
Чем образованнее человек, тем более развита в нём культура мысли, культура наблюдений, культура речи, приверженность к изучению, а далее — и к исследованию общепризнанных достижений в той или иной области человеческой деятельности.

Всё это никоим образом не наследуется на чисто биологическом уровне, т.е. не является врождённым или, как модно стало говорить, реализацией некой (не существующей в реальной природе!) "генетической памяти", а приобретается!

Или не приобретается.

Когда я говорю о необходимости для значимой литературной деятельности глубоких и разносторонних знаний о жизни, то подразумеваю ещё и предметное наличие порядочности.

Заключающейся, на мой взгляд, в недопустимости демонстрации как своих собственных опусов, перпендикулярных множеству грамматических, логических, фактологических и прочих разумных по умолчанию требований, так и в источении дифирамбов в адрес чужих, страдающих тем же самым.

Так что ждать от современного стихотворчества (поэзией, в преобладающем большинстве случаев, являемое словоблудие назвать невозможно!), в общем-то, и нечего.

Ну никак и нигде эта сакраментальная "врождённость" не опредмечивается!)

М.

Мишель Емельянов   09.09.2017 23:52   Заявить о нарушении
Если душа просит, значит, стоит писать. И интернет как раз здесь во благо. А то, что "пишут сейчас все", а почитать почти нечего, к сожалению, обратная сторона этой медали. На самом деле талантливых и интересных авторов очень много и поэтов очень много замечательных, ярких. Просто многие теряются в таком огромном потоке написанного, да и невостребованно сейчас литературное творчество. Читать людям лень всё подряд и времени нет часто. А уж от рождения человек талантлив или приобрёл потом навыки писательские и поэтические - это не столь важно. Читатель разберётся, где настоящий талант.)))

Юрий Орлов-Орланов   29.03.2019 16:45   Заявить о нарушении
Все верно, только бы читать не разучился совсем. Я не о знании букв и слов, а о том смысле, которое чтение несет в себе, о значимости его
Любовь

Любовь Сушко   29.03.2019 16:59   Заявить о нарушении
Да, это важно, конечно. Какие времена, такие нравы.)) Наверное, стоит обратить внимание на роль книжек в детских садах и правильный подход к преподаванию на уроках литературы и русского языка в школах. А ещё, если будут появляться очень интересные произведения, их будут читать даже после того, как посмотрят кино или мультфильмы.

Юрий Орлов-Орланов   29.03.2019 17:52   Заявить о нарушении
Юрий, в современной школе, где натаскивают на ЕГЭ нет места урокам литературы в том старом значении, все заменяется таблицами и возможностью их правильно заполнить. Кому и зачем это надо не очень понятно, но надо,вероятно. Несколько лет и сочинений не было в привычном понимании, когда дети перестали говорить вообще, сочинение вернули, но даже молодые учителя не ведают как их писать. Это то, к чему мы пришли в школе. У нас были бабушки, которые и читали, и писали, с нами занимались, сегодня бабушки по миру носятся, и как огня боятся внуков, хотя и образование у них есть и все остальное..

Любовь Сушко   29.03.2019 18:28   Заявить о нарушении
Да, с этим не поспоришь. Тогда всё же перефразирую вновь сказанное выше: "О времена, о нравы".)) Когда что-то разрушено, восстановить всегда сложно.) Это относится и к сочинениям. Пока ещё преподают учителя, имеющие старую базу. Поэтому есть надежда, что то, чем мы гордились со времён "Слова о полку Игореве" и даже раньше, со времён песенников-сказителей, сохранено, будет развиваться. И я согласен в том, что такие понятия, как языковое чутьё и природное, врождённое умение владеть языком, имеют большое значение. Любой талант врождённый, на мой взгляд. Это дальше уже он либо совершенствуется, либо остаётся в изначальном состоянии. Правда, письменная речь и устная - не одно и то же. Но если ближе к тому, как учить и развивать, я более оптимистичен здесь. Очень много талантливой молодёжи, да и наши МГУ, МГГУ и другие гуманитарные университеты не пустуют. Хотя есть и повод для беспокойства в плане системы образования, включая ЕГЭ, увлечения гаджетами и новыми приоритетами в культуре общения и в самой культуре. Давно не был в Москве, со времён, когда ещё там читали в метро. И был не на шутку удивлён тем, как сейчас выглядят в столице люди чуть ли ни всех возрастов и на улицах, и в том же метро, впрочем, как и в других городах.

Юрий Орлов-Орланов   29.03.2019 19:15   Заявить о нарушении