Смерть

Семён Окунев (1899-1919)

     1 часть

  В Земской больнице раздался продолжительный и резкий звонок."Опять больной",- недовольным голосом пробурчал дежурный фельдшер Павел Павлович.Старика,видно,потревожило.Он не ожидал,что в такой большой праздник как Троицын день будут прибывающие больные.Он уже предвкушал после смены дежурства спокойно пообедать и крепко соснуть.Но неровный и,видно,что неумелой рукой поданный звонок рассеивал все иллюзии старика.
 "А что если потребуется и операция?"-пронеслась тревожная мысль.
 Нужно сказать,что Павел Павлович добрейшей души человек и очень любил покой.Это сказывалось тем,что он уже живёт на свете вторую половину века,а служит в этой больнице четверть его.
 В это время сиделка с шумом открыла дверь,и вошли два человека крестьянского сословия.Высокий сухощавый мужик,одетый в короткий домотканный кафтан,вёл за руку мальчика,по-видимому,сына.Мальчик,путаясь в длинном одеянии,едва шёл. Видно было его усилие и страдание,вызванное непродолжительной ходьбой от телеги до приёмной.
 "Ну,что?"-спросил фельдшер,глядя в упор на мужика."Вот,Ваше благородие,сын захворал,нельзя ли его здесь приютить?"-запинаясь и кланяясь сказал мужик.
 В его голосе и молящем взоре видно было глубокое горе,которое может лишь засесть только в мужицкую натуру и никому не показаться.
 "Ну,ладно,раздевай сына,-мягко сказал фельдшер,-а ты,-обращаясь к сиделке,-принеси бельё и приготовь койку."
 Сиделка торопливо ушла и вернулась с бельём."Павел Павлович,у нас коек свободных нет",-сказала она."Как? Неужели ни одной нет?" - спросил фельдшер.-"Нет,вчера были помершие утром,да вечером эти койки заняли."-"Ну,ладно,придётся двоих положить на койку,веселее будет",-заметил уходя фельдшер.
 В это время мальчик успел уже освободиться от домашней одежды и напялить на себя больничное бельё. Он всё время стонал и тяжело вздыхал.Слышно было его трудное и порывистое дыхание.Бледный,с слезистыми глазами,он производил жалкое впечатление.
 "Давно ли заболел сынок-то?"- участливо спросила сиделка у мрачно глядевшего мужика на худенькую фигурку."Да две недели назад",-сказал мужик и замолчал,но потом как бы для упрёка сыну или самооправдания себя прибавил:"Всё время говорил,Васька не бегай босиком по лужам да по снегу.Не слушал,ну,вот и добегался.Лежи в больнице в хорошее время!"А сын застонал и привалился на диван.Сиделка взяла его подруки и повела в палату.Подошла к одной койке,что стояла в углу палаты,взяла за ноги спящего ребёнка и положила осторожно на край постели.На образовавшийся свободный конец койки лег мальчик.Подошедший мужик печально посмотрел на заснувшего под одеялом сына,повернулся и стал приготовляться к выходу.
"Сестрица,-сказал он,-вот сыну на гостиницы пятьдесят копеек,передайте,а попроведать зайду через неделю,авось не помрет."Сиделка взяла деньги и посмотрела на мужика.Хотела ли она заглянуть в его черствую душу или нет,не знаю,но только,как мужик хлопнул воротами,она покачала головой.
 Вошедший фельдшер положил больному за пазуху термометр.Вынув его через несколько минут,он сказал:"Этот у нас долго не загостится.Дай бог дотянуть до завтрашнего дня."
 Услышав это,у сиделки сжалось сердце.Ей вдруг захотелось бежать вслед за уезжающим мужиком и кричать ему во всё горло,чтобы он услыхал за стуком телеги:"Вернись!Вернись!Твой сын умирает!"
 Но мужик уже уехал,оставив сына на попечение чужих людей.

            2 часть

 Ночь.В палате светло.Весеннее,тихое,наступающее утро заглядывало в большие окна палаты и,казалось,следило за положением больных.А больные в эту ночь спали не спокойно.Стонал старик и звал несколько раз сиделку.Метался в жаре больной солдат и говорил несвязные отрывистые слова.Но всех более метался,мучился и стонал новоприбывший больной.
Пузырь со льдом давно уже валялся на полу,а заснувшая сиделка не поправляла.Одеяло лежало рядом с пузырём, а товарищ по кровати,худенький мальчик,с испугом следил за мятущимся больным.Он видел,как беспокойно ворочал головой товарищ,жевал что-то и вдруг,вскинув руками и перевернувшись всем телом,начинал скрежетать белыми крепкими зубами.
 Мальчику становилось страшно;хотел он кричать,да побоялся строгой сиделки;стал будить и приводить в сознание товарища,но пользы от этого не было.Товарищ метался:то он ловил руками кого-то в воздухе,то пинал ногами и часто больно ударял соседа,вдруг начинал горько плакать и кричать:"Мама!Мама!"Некоторые больные стали недовольно ворочаться на койках,а мальчик не унимался.Видно было его продолжительное и ведущее к близкому концу мучение.Лицо  посинело,губы побелели,глаза были закрыты.Слышался шёпот:"Пить,пить". Но никто не отзывался.Руки мальчика,словно их ломали,не находили покоя.Взьерошенные волосы кучей лежали на белой подушке.Заметно было,как встала у изголовья грозная гостья - Смерть.Но молодая грудь не сдавалась добровольно.Ей хотелось жить и жить;жить для весенней,только что наступившей радости,жить для голубого неба и чистого воздуха,жить для широкого поля и смолистых лесов.Но... кончено!
 Утром сиделка нашла на месте новоприбывшего больного мальчика вытянувшийся и охладевший труп,который, заняв на койке господствующее положение,невозмутимо лежал,в то время,когда утренний луч солнца упал на безжизненную голову.

          22 октября 1917 г


Рецензии
Здравствуйте, Лара.
Что-то непонятно, чьи произведения в этой папке? Кто их сочинитель?
Грустный рассказ.
Добра и света.
С теплом,

Марьяна Акимова   06.04.2019 18:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.