Обзор летнего тура от Сергея Ивкина

Здравствуйте.
Я принципиально не смотрел авторство выбранных стихотворений. Я не знаю ни пола, ни возраста, ни других характеристик авторов, если они только не указаны в тексте, и то скорее относятся к лирическому персонажу.
Меня интересовали лишь тексты, и говорить я буду лишь о них.
С щенячества мне объяснили, что цель стихотворения – изменить читателя. Я не особо поверил, но запомнил, что стихотворение тебя «касается», не сознательно, а как бы подсознательно. Не-стихотворение – летит мимо. Удобно разбирать понятные стихи, напоминающие часовой механизм. А как разбирать бегущего по полю зайца, движение ветки под ветром, сорвавшийся с неё лист, унесённый рекой. Я искал в стихах других авторов только то, что не могу сделать сам. Не-часовое. Всё, напоминающее мне меня, немедленно отвергалось. Необходимо было чудо. К чуду необходимо придраться. Вдруг оно не настолько чудесно, вдруг автор самообманывается и вводит в искушение других, как «святой» мальчик в «Гиппопотаме» у Стивена Фрая. Работа поэта – анализировать чудеса, опровергать их и очаровываться снова.
Первично пробежав 54 текста, я посчитал, что оговорённой дюжины я не соберу. Ни один текст не стал таким стихотворением, чтобы мне захотелось немедленно прочесть всё, созданное его автором. Но вторичная и последующие читки сложились именно в дюжину текстов, о которых я решил сказать.

Автор №6*
Ольга Вирязова Выходишь ты и видишь — полон сад... http://www.stihi.ru/2017/05/19/1186

Начинается текст как ходульное стихотворение из «женских журналов» или «альманахов для семейного чтения», оно комфортное, про природу, никакой политики, никакой порнографии. Под него хорошо засыпать в кресле под пледом со стаканом виски, слушая его звучание, словно знакомую с детства «рождественскую пьесу». Но внезапно… «По портьере…» «Пробежит вторженья дрожь…».
На хаос в пунктуации вообще внимания не обращал, потому что оно настолько стандартно было, что запятые (видимо) просто осыпались от ветхости во время перепечатки с прежних образцов. Но…

Жестоко то что видится жестоким,
и в каждом наждака и в каждом льва...
а кожа лип исполнена родства.
Как лестница спустился с неба тополь,
и топчутся ненужные слова.

Элипсис (пропущенные логические звенья), звучащий во второй строке фрагмента, почти незаметен. Но сквозь него, словно сквозь запись группы «Аквариум» на альбоме «Равноденствие», вдруг прорывается плоть иной музыки. Борису Гребенщикову на студии предоставили размагниченные катушки от записей ансамблей народных инструментов и детских хоров. Здесь же сквозь выглаженный парк классицизма прорываются кэролловские снарки и буджумы… С неба спускается то ли колесница Арджуны, то ли космический корабль, и весь нарисованный мир становится декорациями, стайкой детей в костюмах «вязов» и «яблонь». «Терновник будет судьёй».
Если бы пунктуация осталась на месте, я бы посчитал, что встретил гения. Но я встретил умный текст, который случайно собрала крайне неопрятная особа. Поймала его по «радио Акаши».
Автору учить матчасть и держать уши чистыми. Возможно, ангелы придут за ним и потребуют на Земле к службе «писарем».


Автор №7
Людмила Поклонная Подсолнух http://www.stihi.ru/2015/08/06/205

Начну с цитаты:

помню, как, в закатном пламени не сгорая,
силуэтно пасётся, приплясывая, коза на крыше сарая,
восходящей трамплином в ласточковое поднебесье,
на бажовский лад ударяет в крышу кудрявой ножкой

мы увидели утром травы в алмазах летних,
до сарая по ним прошлись, волоча поклажу,
вознеслись с трамплина не хуже козы Маруси,
подхватились ветхозаветным Ил-18,
подкрепились колбасной манной,
расположившись на воздуховых подушках.
вот и живём-стареем в снежной полупустыне
городка, затерянного в Сибири.
нам поставят подсолнухи в головах

Вероятно автор мне скажет, что он не читал битников, но по сути это классический битнический текст, написанный Алленом Гинсбергом. «Сутра подсолнуха».
Фрагмент в переводе Андрея Сергеева с сайта «Век перевода»:

О совершенная красота Подсолнуха! Совершенное счастье бытия Подсолнуха!
            Ласковый глаз природы, нацеленный на хиповатое ребрышко месяца,
            проснулся, живой, возбужденно впивая в закатной тени золотой ветерок
            ежемесячного восхода!
Сколько мух жужжало вокруг тебя, не замечая твоей грязи, когда ты
           проклинал небеса железной дороги и свою цветочную душу?
Бедный мертвый цветок! Когда позабыл ты, что ты цветок?
            Когда ты, взглянув на себя, решил, что ты бессильный и грязный старый
            локомотив, призрак локомотива, привиденье и тень некогда
            всемогущего дикого американского паровоза?
Ты никогда не был паровозом, Подсолнух, ты был Подсолнухом!
А ты, Паровоз, и ты есть паровоз, не забудь же!
И взяв скелет Подсолнуха, я водрузил его рядом с собою, как скипетр,
и проповедь произнес для своей души, и для Джека, и для всех, кто
            желал бы слушать:
Мы не грязная наша кожа, мы не страшные, пыльные безобразные
            паровозы, все мы душою прекрасные золотые подсолнухи, мы одарены
            семенами, и наши голые волосатые золотые тела при закате превращаются
            в сумасшедшие тени подсолнухов, за которыми пристально и вдохновенно
            наблюдают наши глаза в тени безумного кладбища паровозов
            над грязной рекой при свете заката над Фриско.

О, это то же многократное перекрёстное опыление смыслами, шейк культур и воспоминаний! Если бы не про подсолнух. Если бы не так похоже. Но как знать, я буду ждать музыку этого автора. Не его жизнь, не его регалии, а его музыку. Однажды она придёт. Пока же он/она мне не интересны.


Автор №10
Ульяна Валерьевна Возможно по этой причине http://www.stihi.ru/2017/06/07/2747

Текст короткий, приведу полностью:

Возможно по этой причине
Врачи не лечат родных и близких
Читать стихи своему мужчине -
определенные риски.
Тут сколько ни прячься в аллюзиях,
аллегориях и метафорах,
всё равно перед ним ты - голая,
и работы - поле непаханое.
И вот он хватается за голову,
твое сердце уходит в икры,
и дыхание загнанное,
ты никак не привыкнешь
к тому, как быстро запотевает стакан,
в который наливается ледяной сок,
А твой мужчина смотрит, словно издалека,
как бы спрашивая: «Это всё?»

Не будем обращать внимания на стандартную небрежность в графике текста. Пишется такое обычно на истерике, потому что предполагается для чтения «понимающими». Я – непонимающий, но я – понимаю. Мужчины тоже платят за стихи. Здесь нет поэзии, но есть нечто, что меня цепляет. Есть нерв и форма. Это дольник, который сохранил сбивчивое дыхание, нервные спазмы и состояние отчаяния на границе панической атаки. Интонация деланного цинизма только усиливает перекошенную мимику, сжатые кулачки, дикое желание автора «сбежать», «не существовать вовсе». Потому что стихотворение – это ребёнок, оно не могло не появиться, а ему существовать – нельзя. Не принято. Ему не обрадовались.
Вот, именно эта ситуация «не радости» и делает эту фигню – чем-то близким к стихам. Потому что автору всё равно радостно. Даже пусть…


Автор № 14
Юлия Александровна Михайлова Нити http://www.stihi.ru/2017/03/20/6800

Я люблю роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Несмотря на то, что мой учитель в своё время написал разгромный текст о Пастернаке, «Вальс с чертовщиной» продолжает стоять на моей книжной полке. Пастернак есть в нашей культуре и существовать в его парадигме – это естественно. Что не естественно? То, что в этот благолепный текст прокралось осознанное кощунство, сделавшее этот текст не-пастернаковским.

Множатся мухи на ленте липкой.
И за столом, в тишине бездонной,
Мама крестом вышивает лики,
Тыча иголкой в глаза мадоннам.

Меня к потолку подбросило. В пастернаковский крепдешин проник добротный кусок стекловаты моего учителя:

Полупрозрачные отары
Стоят стадами стеклотары.
Господь лежит глазами ниц
С клоками ваты из глазниц.

(книга «Луна сломалась»)

Понятно, что не заимствование, а пойманная деталь. Но сосредоточенность на такой «неудобной» детали и строит композицию контраста. Однако автор главной своей строки не увидел, побежал дальше. К общим местам и скучному пафосу. Я о не «выколотых глазах», а о природе металла и света, о ремесле вышивания-выживания, о смутных границах святого и сомнительного. Тут и «Андрей Рублёв» Арсения Тарковского прошёл рядом. В четырёх минутах. Мимо.


Автор № 17 
Сибирский Волк Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840
 
Прочитанное либо является старым стихотворением Александра Петрушкина, либо является на него пародией (у новых стихотворений Александра Петрушкина более сложно устроена оптика, здесь же достаточно простой набор зеркал). Допустим, что этот текст не имеет никакого отношения к поэту Петрушкину, а всего лишь следует методу метареализма, близкому к битнической культуре, о которой мы вспоминали выше.
Первая строка – самоотражение и тяжесть пространства.
Третья-четвёртая – свет, неотражённый, самовоспроизводимый.
«Зеркала вспаханы», не гладки для света более.
Вторая строфа – разобщение мира, разобщённость каждого объекта по способности отражать и не отражать.
Третья строфа – попытка собрать все лучи и камни в нечто единое, потому что Бог – един. Он вот-вот соберётся в нечто незыблемое и прекрасное… А Он всё равно разлетается птичьей стаей.
Возможно, этот автор хорош, он - знаток Каббалы и Агады, но я – лишь человек, и стихи Александра Петрушкина я полюбил несколько раньше. А затем открыл для себя и метареалистов. А потом ещё и сам примкнул с уральским сюрреалистам. И для меня это стихотворение – проходной текст Александра Петрушкина. Достойный, но не главный.


Автор № 33
Bor_G вечно и всегда http://www.stihi.ru/2016/02/23/9015
 
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…» Я в курсе, что по всем рейтингам книжных клубов «Мастер и Маргарита» - самая читаемая книга Российской Федерации. Представители предыдущего мне поколения читали абзацы из неё наизусть. Уже в том поколении в приличном обществе было запрещено упоминать эту книгу, как со сцены столичного фестиваля авторской песни петь «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» или «Солнышко лесное». Тем не менее этой книге посвящены терра-байты фанфиков и стихов. Почему же я выбрал это стихотворение? В чём я нашёл поэзию?

премия будет каждому или всем
если за каждым шагом идёт охота
кто-то сумел подняться когда подсел
где-то на этот счёт полегла пехота
волчий счастливый белый чужой билет

Вот, в груде металлолома вдруг проблестнул динарий кесаря. Широкий жест смерти. Реплика в разговоре: «Так вот, на этот счёт…» И сотня человек простёрта на снегу. И злые глаза ребёнка из «Идиотского марша» Олега Медведева.
Взмах прокураторского плаща. Ощутимый до ненависти. И это – стихи. Хотя бы на три строки, но есть.


Автор №36
Елена Таганова Новому коту http://www.stihi.ru/2017/07/19/4555
 
После такого количества пафоса по логике приговорки «божечки-кошечки» после Иешуа Га-Ноцри обязано следовать стихотворение про котика. Их есть у нас. Но я его поставил в шорт не потому.

Ты ли мой кот, я ли твой человек,
оба ли мы в ответе за прирученных,
силой привычки в собственность превращенных, -
жить нам бок о бок целый кошачий век.

Знаешь, а твой предшественник был бы рад,
что не пылится даром его лежанка,
да и коленей теплых ему не жалко
под неизменным пледом - наследуй, брат!

Впрочем, и человек-то отнюдь не всяк
дюж досчитать до ста, будь хоть дважды гений, -
так, может статься, ты у меня - последний.
Стоит ли спорить, кто у кого в гостях?

Может, не мне тебя, а меня тебе
выпадет проводить до одной из радуг?
Знаешь, а я, пожалуй, была бы рада
видеть, что ты прижился в чужом тепле...

P.S.: Да не пребудет миска твоя пуста,
если однажды утром меня не ста...

У Ольги Арефьевой есть песня «Про попа и его собаку», от которой я плачу каждый раз, несмотря на то, что песня вся лежит на грани фола. И вышеприведённый плач на границе банальности сохраняет честь и честность. Предельно пафосный (с ноткой церковности) финал только подчёркивает то, что и «лубок» может оставаться возвышенно-красивым.


Автор № 40
Ильдар Ахметсафин Дождь закончится http://www.stihi.ru/2017/07/18/9942
 
Ещё один текст приведу полностью:

Дождь закончится,
Очнётся,
Вновь зашебуршит.
Говорят, нашли чего-то,
Там, на дне души.

Узловатое такое,
Вроде корешка.
От чего она и стонет,
И поёт, душа.

Мне никогда не понять мужицко-частушечного задора. Даже если эту частушку написала девочка, то задор всё равно наивно-философский, мужицкий. В своё время на нём хорошо потоптались концептуалисты. У любимого мной Дмитрия Александровича Пригова есть:

Вот я курицу зажарю
Жаловаться грех
Да ведь я ведь и не жалюсь
Что я — лучше всех?
Даже совестно, нет силы
Вот поди ж ты — на
Целу курицу сгубила
На меня страна

Интонация та же. И похабщина в голову тоже лезет. А вот весёлость сохраняется. Хорошая такая весёлость. Крепкая.


Автор № 44
Жиль Де Брюн недавняя мышь http://www.stihi.ru/2017/02/06/7517
 
Вот никуда без Михаила Афанасьевича в этом шорте. Упомянул собаку – получите Полиграфа Полиграфовича, помноженного на крысолова из Гамельна. Ужасный текст. Но как и в случае с автором № 10, этот текст создаёт абсолютно живую ситуацию. И если в первый раз мы понимаем, что способны отстаивать своё право писать стихи, то во второй раз мы способны отстаивать своё право «не бояться».
Девиз: «Я имею честь жить эту жизнь и писать эти стихи».
Данный поэт написал и ещё напишет горы дряни. Но он – поэт. Уже. Намертво.


Автор №45
Пелёвин дружба http://www.stihi.ru/2017/05/13/3138
 
Предыдущего поэта не цитировал принципиально, а этого поэта принципиально цитирую:

навсегда только дружба
немудрёный сырок
сколько раз добродушно
выручал он как мог

отлетит этикетка
изомнётся фольга
но название это
не отнять у сырка

В противоположность мужикам-философам, орущим с колокольни: «Летю!», существует тип городского сумасшедшего, алкаша и кудесника, художника и музыканта. Тайного духа города. У Екатеринбурга таким был Старик Букашкин. Такие есть всюду. Знают их лишь избранные. И все эти «старики» пишут стихи. Примерно такие. «Узнаю брата Колю!» Обнимаю автора. Мысленно.


Автор №49
Лана Степанова Про шнурки http://stihi.ru/2017/06/11/7172
 
Отвечаю за собственные ассоциации. Вспомнили Визбора – придёт Окуджава. Композиция песни «А шарик вернулся. А он – голубой» изучается теперь в школе. Повторено по канону. А всё равно хорошо. Канон:

Три года. Хочется самой завязывать шнурки.
Сосед смеётся надо мной: мол, руки коротки.
В прихожей – царстве полумглы я мучаюсь в пальто.
Прекрасно вяжутся узлы, но бантик – ни за что.

Реальность движется вперёд, спешит, не тормозит.
Иду просвечивать живот в больницу на УЗИ.
А тот, кого «несу» к врачу, меня колотит в бок.
Шнурки завязывать учусь – причудливо, как йог.

Уже не помогает грим, ещё не умерла,
над отражением моим рыдают зеркала.
Пускай! Артрозу вопреки, в упрямстве видя плюс,
учусь завязывать шнурки и снова не сдаюсь.

Если бы мы принимали экзамен по музыке, то у автора была бы пятёрка. Виртуозно сыграна вариация на классическую тему. Будем ждать что автор сыграет «ad libitum».


Завершающий автор №54
Алёна Шипицына Не моё http://www.stihi.ru/2017/03/28/5121

Когда хоронили ведьму (несожжённую), то наполняли её рот камнями. Я не люблю метафизику, но понимаю, что без неё стихотворение двигаться не может. Метафизика – мускулы текста. И вот когда стихотворение смотрит мне в глаза, открывает рот, из которого вываливаются камешки… Тогда я ему верю. Оно меня «коснулось».

пламя меня спаси пламя меня согрей
я не  могу родить выносить всех детей.
ты не моё не моё холод и темнота
страшно дитя поёт – камешки изо рта

Текст о перерождении, о памяти страшного прошлого, о просачивании назад, в жизнь, несмотря ни на что, о упорстве и злости.
Автор может не понимать, что написал. Плевать. Текст сам выбрал этого автора. Мы говорили о текстах. Этот – выжил.

*Тексты рассматривались автором обзора анонимно.

Шорт от Сергея Ивкина:

6 Ольга Вирязова Выходишь ты и видишь — полон сад... http://www.stihi.ru/2017/05/19/1186
7 Людмила Поклонная Подсолнух http://www.stihi.ru/2015/08/06/205
10 Ульяна Валерьевна Возможно по этой причине http://www.stihi.ru/2017/06/07/2747
14 Юлия Александровна Михайлова Нити http://www.stihi.ru/2017/03/20/6800
17 Сибирский Волк Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840
33 Bor_G вечно и всегда http://www.stihi.ru/2016/02/23/9015
36 Елена Таганова Новому коту http://www.stihi.ru/2017/07/19/4555
40 Ильдар Ахметсафин Дождь закончится http://www.stihi.ru/2017/07/18/9942
44 Жиль Де Брюн недавняя мышь http://www.stihi.ru/2017/02/06/7517
45 Пелёвин дружба http://www.stihi.ru/2017/05/13/3138
49 Лана Степанова Про шнурки http://stihi.ru/2017/06/11/7172
54 Алёна Шипицына Не моё http://www.stihi.ru/2017/03/28/5121


Рецензии
Серёж, замечательный обзор! С удовольствием прочла и порадовалась за любимых авторов и любимые стихи! Спасибо!

Ирина Рыпка   15.09.2017 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.