Конкурс 14. Лепестки сакуры Единая основа в хайку

                Здравствуйте, друзья!

  Объявляется новый конкурс. В конкурсе №4 «Гармония в хайку» мы пытались сделать вывод, что хайку - это не качели, где чётко можно требовать механического разделения на две части, одна чётко связана с человеком и другая - с природой. Естественность описываемой пейзажной картины должна включать в себя гармонию и того, и другого. Поэтому перед нами стояла  задача показать эту полюсность, двухплановость в гармоничном взаимодействии.  Изображение "вещи так, как она есть" - правдивое, точное - невозможно без обращения к вечному, неизменному, иными словами, без соотнесения ближнего, непосредственного плана с дальним, вечным. В хайку уничтожена дистанция между поэтом и объектом. "Если предмет и я существуют раздельно - гармонии не достигнуть", - говорил Басё.
Давайте остановимся на этом подробнее, потому что именно так мы сможем написать хайку, затрагивающие чувства без отрыва от природы. И наш скромный труд, быть может, сможет составить литературное наследие нашего времени. Обратимся к теории хайку Е. М.Дьяконовой:
«Для нас наибольший интерес представляет соединение природных (сидзинтэкина) и "человеческих" (нингэнтэкина) образов (в терминологии Масаока Сики, т.е. - вещи и чувства, формулы и ее содержания).
Приведем такой пример: долгий майский дождь обозначается словом самидарэ, где са - гонорифический префикс, а мидарэ - "сердечная смута", очевидно, что долгие майские дожди в сезон дождей вызывают тоску, и, в свою очередь, это состояние души дает название виду дождя. Во второй знаменитой антологии пятистиший вака Х в. Кокинвакасю ("Собрании старых и новых песен Японии") поэт Ки-но Томонори писал:
 
В пору майских дождей,
Погружен в печальные думы,
Кукушка...
Ночь все темнее, все глубже.
Куда улетит она?
(свиток 3, 153)
 
И в современной поэзии повторяются похожие мотивы всеобщей связи вещей и человека и природы, единого природного поля, доставшиеся в наследство поэтам нового времени от Манъёсю, так, в танка современной поэтессы Ямакава Томико:
 
Бывают дни,
Когда невольно глаза мои застилают слезы,
Оттого, как похожи
Шорох падающих лепестков сакуры
И крови, струящихся в моих жилах.
 
Невероятная чувствительность поэтессы, могущей услышать падение лепестков сакуры и связать этот звук с собственным пульсом, говорят о том, что она - прямая наследница древней традиции "единого природного поля", кожей ощущающая всеобщую паутину причин и следствий, предметов и явлений. Свое тело она понимает как нечто, объятое природным полем; на уровне тончайших ощущений она осознает свою вписанность и поглощенность природной средой. Родственную связь между человеческим телом и природой такие поэты, ведущие своё происхождение от Манъёсю, чувствуют кончиками пальцев, пульсом крови, их несет волна многовековой традиции, в которой отдельные жизни людей, животных, растений и вещей и явлений связаны единой основой.
Физиологически ощущали связь между своей телом и природой поэты хайкаисты, например, прославленный ученик Басё Токка Сико:
 
Думаю о своих суставах,
[Они как] сочленения бамбука,
Отяжелевшие под снегом.
 
Поэт первой половины ХХ в. Хоригути Дайгаку, сочинявший верлибры, близкие по духу поэзии трехстиший, писал в стихотворении "Старый снег":
 
И в северных краях весною
Снег темнеет, тускнеет,
Тает, теряет аромат,
Снег чахнет -
Так дряхлеет и моя плоть...
Неужели я истаю, не увидев новые цветы?
 
Крупнейший современный филолог Наканиси Сусуму полагает, что сила, которая осуществляет подобную родственную связь, это описанное в Манъёсю (свиток 2, 162) понятие кэ [4], нечто плывущее в воздухе, подобно туману, явственно ощущаемое, но трудно определимое.
Таким образом, речь идет вообще о типе восприятия японцами природных явлений и собственных чувств, не скованных определенными жанровыми рамками. В хайку такой тип восприятия отражается своеобразным образом.»
****

  (Просьба не брать за основу приведённый перевод на русский язык при написании хайку)
   Как видим, описание природных явлений может происходить, вызывая ответные человеческие ощущения и потому способно вызывать ассоциации и чувства. А ведь это то, к чему мы стремимся. Давайте поработаем над этой задачей. Но не будем забывать рамки жанра. Хайку не пишется от первого лица и поэтому, чтобы вызывать чувства, не обязательно писать прямо о своих ощущениях, достаточно их прочувствовать через описание природы и природных явлений.  Ведь от затяжного дождя у кого-то ноют суставы в коленях, а при пении соловья, замирает сердце, наполняясь мечтой о большой и настоящей любви. Да мало ли природных явлений и всего того, что мы можем встретить и заметить вокруг нас, которое связано с определёнными переживаемыми чувствами. Стоит только тонко подметить что-то и умело описать, передавая в краткой формуле то, что вечно и понятно будет даже через поколение.

   Итак, задание для конкурса «ЕДИНАЯ ОСНОВА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. В хайку будет оцениваться ТО, НАСКОЛЬКО УДАЛОСЬ ЧЕРЕЗ ОПИСЫВАЕМЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПЕРЕДАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЧУВСТВА.  А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Особое внимание будет обращаться на лиричность . Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо.

 Для настроения рекомендуемая тема "БАБЬЕ ЛЕТО". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ. (На этот конкурс предоставляется больше времени)
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 20 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА,  или до 30 работ! После будет объявлено голосование!
Внимание!!!
Приём работ продлён до 24 сентября, воскресенье! Ведущая будет в отъезде.

Принято - 15 хайку.

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём хайку завершён. Голосование http://www.stihi.ru/2017/09/25/10335

Клуб Золотое Сечение   25.09.2017 22:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.