Как обворовывают писателей?

                Руководителю  Федеральной антимонопольной службы
                И.Ю.Артемьеву

               Уважаемый Игорь Юрьевич!



     01 августа 2017 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве заключило в нарушение антимонопольного законодательства, без процедуры торгов договор № Д-30/194 безвозмездного пользования имуществом, составляющим имущество государственной казны Российской Федерации с местной общественной организацией «Городок писателей «Переделкино».

Основание заключения договора – поручение Росимущества от 11.07.2017 г. № ИБ-07/27016. В соответствии с условиями договора Росимущество передало МОО ГП «Переделкино» во временное пользование 88 объектов недвижимости по адресу Москва, поселение Внуковское, поселок ДСК «Мичуринец». Срок действия договора – 30.07.2037 г. Договор не зарегистрирован в надлежащем порядке. Основания для передачи имущества МОО ГП «Переделкино» отсутствуют. Публичные торги в отношении прав собственности на указанное имущество в нарушение закона не проводились согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации.
В соответствии со ст. 694 ГК РФ при заключении договора безвозмездного пользования ссудодатель обязан предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на эту вещь (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение этой обязанности дает ссудополучателю право требовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба. В нарушение закона, в договоре нет указания на то, что в 80 объектах недвижимости проживают физические лица на основании действующих, не прекращенных договоров аренды. 8 договоров аренды зарегистрированы в Росреестре и действуют по настоящее время. 
     Более того, в нарушение действующего законодательства в договоре присутствует п.9.6, в соответствии с которым Ссудополучатель имеет право передавать права пользования имуществом третьим лицам в соответствии с целевым назначением имущества, для достижения целей, отраженных в учредительных документах Ссудополучателя.
Однако, в Уставе МОО ГП "Переделкино" нет целей - управление и распоряжение имуществом, передача его в наем, аренду, субаренду и т.д. В кодах ОКВЭД также отсутствует информация о разрешенных видах деятельности в сфере недвижимости. Таким образом, возникает риск последующего бесконтрольного отчуждения переданного государственного имущества третьим лицам по незарегистрированным договорам. Более того, МОО ГП "Переделкино", фактически нарушая закон об НКО,  в соответствии с подписанным договором будет извлекать прибыль из последующей передачи прав на недвижимое имущество, ведь в договоре нет на это ограничений.
     В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 07.09.2010, письмом  ФАС РФ от 26.02.2009 N ИА/4770 "О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" действие ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход, и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50  Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять деятельность приносящую доход, действие Закона  о защите конкуренции распространяется на случаи заключения указанных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.
     В соответствии с п.4, п.5 ч. VI Устава МОО «ГП «Переделкино», зарегистрированного Управлением юстиции Московской области 23.08.2000 г. предусмотрена предпринимательская деятельность некоммерческой организации с последующим распределением доходов от предпринимательской деятельности.
Поэтому, как разъясняет ФАС, если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией или физическим лицом, не имеющими статуса хозяйствующего субъекта, указанные некоммерческие организации начнут осуществлять деятельность, приносящую им доход, или такое физическое лицо получит статус индивидуального предпринимателя, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации или физическому лицу государственного или муниципального имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанными лицами.
При этом нормы Закона  о защите конкуренции действуют также и в случаях, когда некоммерческие организации или физические лица, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют деятельность, приносящую доход, без использования предоставленного государственного или муниципального имущества.
В соответствии со ст.21 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 настоящего Федерального закона, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.
      В связи с изложенным, руководствуясь ст.21, 25.1,
просим Федеральную антимонопольную службу
 провести внеплановую проверку Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве в отношении заключения договора № Д-30/194 от 01.08.2017 г. без проведения торгов, в нарушение антимонопольного законодательства.

МСПС - Международное Сообщество писательских союзов.
сентябрь 2017.


Рецензии