Андреа Мантенья... Забытые имена
В 15 веке Падуя была одним из центров гуманистической культуры. Расположенная на севере Италии, она, подобно Флоренции, привлекала к себе учёных, художников, писателей. Её университет, основанный в 1222 году, был одним из передовых в Европе. Здесь преподавались самые современные отрасли науки, связанные с эмпирическим знанием: астрономия, математика, медицина. Ведущие гуманисты того времени, изучавшие античную литературу и поэзию, науку и философию, памятники древней письменности и искусства, оказали огромное влияние на культуру этого города. Гуманистические идеалы проникли и в среду художников "ученой", как её в то время называли, Падуи.
Андреа Мантенью (1431 - 1506) можно назвать одним из первых создателей ренессансного искусства в северной Италии. Он был поистине человеком нового склада, новой эпохи, соединяя в себе разнообразные интересы художника, учёного,
гуманиста. Он изучал математику и геометрию, необходимые ему в постижении искусства перспективы, знакомился с современными научными трактатами, увлекался художественным наследием античности и археологией. Все эти разнообразные интересы были подчинены подлинно художественным новаторским целям.
До 1448 года Андреа Мантенья учился у живописца Ф. Скварчоне; в это время он вступил в цех падуанских живописцев. Но стремление к самостоятельности заставляет
молодого мастера бросить своего учителя и уже в возрасте семнадцати лет заняться независимым творчеством.
С самого начала своей художественной карьеры Мантенья проявляет все качества широко одаренного мастера. Он - живописец, скульптор, архитектор, гравер, поэт и археолог. И во всех этих областях он работает с огромным упорством, создавая не только монументальные росписи, но и станковые картины и даже рисунки для тканей, костюмов, керамики и гравюр. Энергия, с которой Мантенья создаёт свои произведения
отражается и на его жизненном укладе. Художник живёт на широкую ногу, проявляя твердость, а порой и жёсткость в своих денежных делах. Благодаря покровительству маркиза Лодовико Гонзага он добивается собственного герба и рыцарского звания. Так из ремесленного художника, родившегося в семье крестьянина, Мантенья превращается в придворного живописца, блещущего своими талантами и богатствами.
К одной иж первых монументальных работ Мантеньи относятся фрески в капелле Оветари
в церкви Эримитани в Падуе.
Фрески Мантеньи служат примером нового художественного видения. Здесь и реальное
пространство с перспективно сокращаюдимися в глубину элементами архитектуры, и человеческие фигуры, осязаемые, словно созданные из мрамора или бронзы. Плоскость
стены, которую всегда старались,выявить средневековые мастера, у Мантении как бы перестаёт существовать. Вместо неё появляется "окно" в мир, сцена, поражающая своей театральной материальностью. Чтобы ещё больше усилить иллюзию реального пространства, художник использует знаменитый ренессансный приём "дисотто он су"
(взгляд снизу), когда точка зрения на происходящее действие выбирается мастером
ниже линии горизонта. И хотя от его фресок веет холодом мрамора, а строго проду-
парные композиции напоминают по четкости геометрические конструкции, художнику
удаётся передать всю глубину трагизма изображённых им сцен.
В 1459 году Андреа Мантенья переселяется по настоятельному приглашению маркиза Гонзага в Мантую. Здесь проходят лучшие годы жизни художника. Он становится признанным членом образованного и утонченного придворного общества, которое собрал вокруг себя маркиз, и пользуется особым покровительством этого великого любителя
искусства.
Произведения Андреа Мантеньи, как монументальные, так и станковые, воплощают в себе наиболее характерные идеи раннего Возрождения и раскрывают мечту ренессансного человека об античной красоте. Мантенья, преклоняющийся перед величием Рима и считавший себя "первым римским живописцем", всегда стремился сделать из изображенных им людей сильных и справедливых, но жестоких и неумолимых античных героев. В этом состоит своеобразное восприятие античной культуры, свойственное всей эпохе кватроченто, величайшему периоду в истории итальянского
искусства.
@
Свидетельство о публикации №117090406769
Тут опечатка:
" но жестоких и нПумолимых античных героев."
Успехов!
Нестор Иванович 08.09.2017 16:16 Заявить о нарушении