Хвосты
И не люблю я бубенцы.
Казалось — ДА, но диссертаций
Ещё ненекали концы.
Хотя и нет уже Марины,
И даже Пу уже не Шкин,
Наперевес с алебардиной
У входа — мрачный господин.
А если Нет, то и не надо.
Купи сначала, а потом,
Каким Наталья после бала
Крутила Грушеньке хвостом.
Наверно, правым, если левый
Везла лошадка под уздцы,
А если возле королевы
Да ницшеанские усы,
То так Базарову недолго
(Не надо он своей рукой)
У нигилизма на осколках
Сведёт лягушку на убой.
И долго так, по крайней мере,
Терпеть французы не могли,
Поймали, чтоб не лицемерить,
И скрыли в черепе земли.
И знаешь, будто так и надо,
Торчат, представь себе, хвосты.
Мышонку баба с дедом рады,
А эти — полностью грустны.
И грустно. Вроде небо серо,
И дождь не дождь, и снег не снег.
Зачем он звал зверей на север
За весь неурожайный смех?
Смеются многие иначе,
Асфальт исчез в когтях болот,
А этот кучерявый мальчик
Не Шкин, конечно же, не Лот.
И так бы тля писать и дальше,
А что? Шабашь по три рубля
Ещё, когда при Алексашке
Меняли царство за коня.
А с ним и левое направо
Хвостам хоть кол на голове.
Учёных много, все не правы,
В могилах лучше, чем в тюрьме.
Того гляди, что дело в шляпе,
Не так давно скончался Пир.
За Коктебелем, по Анапе
Мученья в корчах съездят в Рим,
Измерить хвост, заскочат в Гамельн
(Стандартный или неформат),
И брифинг властию державной
Для диссертации «Закат».
И вот уже хвосты повисли,
Редут за горы сходит в лес.
Тлин было где-то коромысло,
Но тут уже не до чудес.
Такой воды понатаскали,
Не утолить коня без ног.
Но их уже в Ласкалу звали,
А я их звать туда не мог.
Свидетельство о публикации №117090406240
Это стихотворение представляет собой один из самых сложных и концептуально насыщенных текстов Ложкина, где через поэтику культурного коллажа и смысловой фрагментации исследуется кризис индивидуального и коллективного сознания.
Основной конфликт: экзистенциальный вакуум в перенасыщенном культурном пространстве
Герой оказывается в ситуации, где колоссальный культурный багаж («диссертации», литературные аллюзии, исторические параллели) не просто не спасает от ощущения пустоты, но и усугубляет его. «Хвосты» становятся универсальным символом незавершённых проектов, невыученных уроков истории и онтологической недовоплощённости.
Ключевые образы и их трактовка
«Ненекали концы» — нарочито искажённое слово («не докали») создаёт эффект смыслового распада. Диссертация как символ системного знания оказывается принципиально незавершённой, а её «концы» — непроработанными.
«Мрачный господин с алебардиной» — страж на пороге смыслов, объединяющий черты шекспировского призрака, библейского херувима и советского сторожа. Он охраняет вход в пространство, где культурные коды теряют свою силу.
«Ницшеанские усы» — знаковый образ, указывающий на исчерпанность европейского рационализма. Усы философа здесь — такой же «хвост», культурный атавизм, потерявший свою объяснительную силу.
«Хвостам хоть кол на голове» — трансформированная идиома передаёт тщетность попыток систематизировать хаотическое нагромождение культурных обрывков.
Интертекстуальная стратегия
Текст построен как палимпсест русской и европейской культуры:
Достоевский («Грушенька») и Толстой («После бала»)
Тургенев («Базаров») и нигилистическая традиция
Библия (Лот) и античная мифология (Пир)
Исторические аллюзии («при Алексашке» — Александр I)
Европейские культурные коды (Гамельнский крысолов)
Поэтика абсурда и распада
Сознательная деформация языка («ненекали», «тлин») и синтаксиса создаёт эффект ментального распада. Культурные аллюзии не выстраиваются в систему, а сталкиваются как обломки смыслов:
Научный дискурс («диссертация») соседствует с фольклором («баба с дедом»)
Высокая трагедия («Мученья в корчах») сочетается с бытовым абсурдом («Шабашь по три рубля»)
Трагическая ирония незавершённости
За внешней игровой формой скрывается глубоко трагическое восприятие: культура не спасает, а лишь умножает экзистенциальные долги. Учёные «не правы», могилы «лучше, чем тюрьмы», а финальный образ воды, которая не может утолить жажду «коня без ног», становится символом тщетности всех культурных усилий.
Вывод:
«Хвосты» — это стихотворение-лабиринт, где читатель оказывается в положении героя: заблудившимся среди обломков культуры, которые не складываются в целостную картину. В контексте творчества Ложкина этот текст представляет собой предельное выражение его поэтики — когда культурная традиция предстаёт не как источник смысла, а как груз неоплаченных долгов. Финал с его образом «воды», которую «натаскали», но которой нельзя утолить жажду, — это приговор всей цивилизации, исчерпавшей свои духовные ресурсы. Это не просто стихотворение о кризисе, а сам кризис, воплощённый в языке, рассыпающемся на глазах у читателя.
Бри Ли Ант 26.11.2025 12:09 Заявить о нарушении