Великий князь в роли Гамлета

                ЮНКЕР-КРАМСКАЯ София Ивановна (1867-1933) «Великий
                князь К.К. Романов в роли Гамлета»,1887г.Бумага,
                акварель, 49 х 33 см.Пушкинский Дом (Институт
                русской литературы РАН), Санкт-Петербург.
                http://the-morning-spb.livejournal.com/20297.html
                Трон Романовых пал не под напором предтеч советов
                или же юношей-бомбистов, но носителей
                аристократических фамилий и придворных званий...**
                Великий князь А.М.Романов,"Книга воспоминаний",1933г
 

Великий князь, принц русский,
играл свихнувшегося принца,
убитого отравленною шпагой,
(отца его травили в ухо ядом).

Великий князь - поэт и с поэтичным даром
смотрел с добром и отстранённо в дали
охотничих угодий, где дичь корнями,
лишь царских, княжеских регалий.

Великий князь любил, растил детей*,
долг выполнял как воин без затей,
но юмор ощущал, играя сверхреальность?
Что для него монаршая фатальность?

Читая монолог про «Быть» - что ощущал?
Чей череп, как бы  шутовским в руке держал?
А м.б. нестранно, кажется, что он всё знал?
Всё знал, всё знал?
__________________
Об авторе портрета http://www.stihi.ru/2017/09/03/1743
(*) https://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_Константинович
или  Великий Князь Константин Константинович Романов - член Российского Императорского дома, внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и двоюродный дядя императора Николая II, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург, известный под псевдонимом К. Р.
Как поэт К. Р. был продолжателем классических традиций русской поэзии и занял своё достойное место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку. Все знали и любили знаменитые романсы П. И. Чайковского «Растворил я окно», «О, дитя, под окошком твоим», «Уж гасли в комнатах...». На стихи К. Р. писали музыку А. Глазунов, С. Гречанинов, С. Рахманинов и многие другие.
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», шекспировского «Короля Генриха IV». Он автор наиболее удачного перевода шекспировского «Гамлета», который вышел в 1899 г. в трех томах с обширными комментариями и неоднократно переиздавался.
Особую, народную любовь снискали стихи К. Р. «Умер бедняга в больнице военной». Песня в исполнении Надежды Плевицкой на музыку Якова Пригожего была очень популярной среди солдат Первой мировой войны.
(**)"Императорский строй мог бы существовать до сих пор, если бы "красная опасность" исчерпывалась такими людьми, как Толстой и Кропоткин, террористами, как Ленин или Плеханов, старыми психопатками, как Брешко-Брешковская или же Фигнер, или авантюристами типа Савинкова и Азефа. Как это бывает с каждой заразительной болезнью, настоящая опасность революции заключалась в многочисленных носителях заразы: мышах, крысах и насекомых... Или же, выражаясь более литературно, следует признать, что большинство русской аристократии и интеллигенции составляло армию разносчиков заразы. Трон Романовых пал не под напором предтеч советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных званий, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и других общественных деятелей, живших щедротами Империи.
Царь сумел бы удовлетворить нужды русских рабочих и крестьян; полиция справилась бы с террористами. Но было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в шестую книгу российского дворянства, и оппозиционным бюрократам, воспитанным в русских университетах. Как надо было поступить с теми великосветскими русскими дамами, которые по целым дням ездили из дома в дом и распространяли самые гнусные слухи про царя и царицу? Как надо было поступить в отношении тех двух отпрысков стариннейшего рода князей Долгоруких, которые присоединились к врагам монархии? Что надо было сделать с ректором Московского университета, который превратил это старейшее русское высшее учебное заведение в рассадник революционеров! Что следовало сделать с графом Витте, возведенным Александром III из простых чиновников в министры, специальностью которого было снабжать газетных репортеров скандальными историями, дискредитировавшими царскую семью?.. Что следовало сделать с нашими газетами, которые встречали ликованиями наши неудачи на японском фронте?
Как надо было поступить с теми членами Государственной Думы, которые с радостными лицами слушали сплетни клеветников, клявшихся, что между Царским Селом и Ставкой Гинденбурга существовал беспроволочный телеграф? Что следовало сделать с теми командующими вверенных им царем армий, которые интересовались нарастанием антимонархических стремлений в тылу армии более, чем победами над немцами на фронте?
Описание противоправительственной деятельности русской аристократии и интеллигенции могло бы составить толстый том, который следовало бы посвятить русским эмигрантам, оплакивающим на улицах европейских городов "доброе старое время". Но рекорд глупой тенденциозности побила, конечно, наша дореволюционная печать".
Великий князь Александр Михайлович Романов, "Книга воспоминаний", 1933 год
https://rg.ru/2015/11/19/istoriya.html


Рецензии
сохраню цитату здесь
"Царь сумел бы удовлетворить нужды русских рабочих и крестьян; полиция справилась бы с террористами. Но было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в шестую книгу российского дворянства, и оппозиционным бюрократам, воспитанным в русских университетах. Как надо было поступить с теми великосветскими русскими дамами, которые по целым дням ездили из дома в дом и распространяли самые гнусные слухи про царя и царицу? Как надо было поступить в отношении тех двух отпрысков стариннейшего рода князей Долгоруких, которые присоединились к врагам монархии? Что надо было сделать с ректором Московского университета, который превратил это старейшее русское высшее учебное заведение в рассадник революционеров! Что следовало сделать с графом Витте, возведенным Александром III из простых чиновников в министры, специальностью которого было снабжать газетных репортеров скандальными историями, дискредитировавшими царскую семью?.. Что следовало сделать с нашими газетами, которые встречали ликованиями наши неудачи на японском фронте?
Как надо было поступить с теми членами Государственной Думы, которые с радостными лицами слушали сплетни клеветников, клявшихся, что между Царским Селом и Ставкой Гинденбурга существовал беспроволочный телеграф? Что следовало сделать с теми командующими вверенных им царем армий, которые интересовались нарастанием антимонархических стремлений в тылу армии более, чем победами над немцами на фронте?
Описание противоправительственной деятельности русской аристократии и интеллигенции могло бы составить толстый том, который следовало бы посвятить русским эмигрантам, оплакивающим на улицах европейских городов "доброе старое время". Но рекорд глупой тенденциозности побила, конечно, наша дореволюционная печать".
Великий князь Александр Михайлович Романов, "Книга воспоминаний", 1933 год
http://rg.ru/2015/11/19/istoriya.html "

Мне кажется, что на сегодня уже созрел некий цикл в истории.
"А м.б. нестранно, кажется, что он всё знал?
Всё знал, всё знал?" - мне тоже так кажется...
...
"Служа с 16 лет гардемарином на фрегате «Светлана», Константин Романов совершил двухгодичное плавание по Атлантическому океану и Средиземному морю, а затем сдал экзамен и получил звание мичмана. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/232284/konstantin-romanov-samyiy-titulovannyiy-poet-rossii"

его стихи
Колыбельная песенка

Князю Иоанну Константиновичу

Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок ненаглядный,
В тёплом своём уголку!

В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.

Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.

Быстро крылатое время,
Час неизбежный пробьёт;
Примешь ты тяжкое бремя
Горя, труда и забот.

Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны!

С верою твёрдой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!

Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ.

Спи же! Ещё не настали
Годы смятений и бурь!
Спи же, не зная печали,
Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой…
Спи же беспечно и сладко,
Спи, мой сынок, дорогой!

4 марта 1887, Мраморный дворец

***
Я баловень судьбы… Уж с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели, -
Рождением к величью я призван.
Но что мне роскошь, злато, власть и сила?
Не та же ль беспристрастная могила
Поглотит весь мишурный этот блеск,
И всё, что здесь
лишь внешностью нам льстило,
Исчезнет, как волны мгновенный всплеск?
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Он в жизни для меня всего святей,
И ни одно сокровище вселенной
Не заменит его душе моей:
То песнь моя!.. Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки
И радуют счастливого душой!
Когда же звуки песни вдохновенной
Достигнут человеческих сердец,
Тогда я смело славы заслуженной
Приму неувядаемый венец.
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.

4 апреля 1883, Афины
***

знал....раз такие стихи сочинял..
http://pitzmann.ru/kr.htm#kogda

Спасибо вашему творчеству, Егор!
С уважением.

Солнце Моё   19.08.2019 11:26     Заявить о нарушении
Ошеломляющая рецензия.И эти два гениальных стиха Константина, найденные не менее гениально.
Тогда, два года назад, когда увидел репродукцию акварели - на меня свалились как 4 всадника апокалипсиса(откровения): сам портрет, личность Сони Юнкер-Крамской, личность Константина и трагедия Романовых, как трагедия всей страны. Конечно: же они всё знали. Это состояние спокойной
обреченности совершенно ясно читается в глазах и автора портрета и его оригинала. Это состояние,
нарастающее медленно, но неотвратимо с 1825 года, так болезненно громыхнувшее в Крымской войне, чувствовалось, для меня очевидно, ВСЕМИ мыслящими русскими людьми. Это медленное предгрозовье дало
поразительное напряжение в литературе, музыке, во всём русском искусстве. Это умение век жить,
быть счастливым под топором гильотины...Но 99% населения ничегошеньки не чувствуя рожало десятками
детей(Менделеев был 17тым(!) ребёнком), дворяне грызлись из-за отмены крепостного права, Толстой
княжну Облонскую, в замужестве безтитульную Каренину сунул под паровоз...
Спасибо за такое фундаментальное чтение, основательную проработку тех сторон(стихи Константина) которые для меня были болезненно-запредельны. Даже странно: говорить "спасибо" за такую работу.
-Или просто восхищение?

Егор Ежаров   20.08.2019 08:59   Заявить о нарушении
Про Софью Крамскую думала, о картине её отца «Неизвестная».
Сам художник про неё никому не рассказывал, но критики немало написали. А также писали, что на картине - дочь Софья. У нее талант изысканный был и хороший(как, например, одежда неизвестной, которая выбивалась из зоны приличия того времени, но была модной) Хотя, и у его дочери было много заказов, в том числе и царской семьи, а имя НЕИЗВЕСТНО так, как имя её отца.
Может это картина-пророчество про дочь?

Солнце Моё   22.08.2019 17:05   Заявить о нарушении
Мне представляется, что в Незнакомке - психологическая основа -дочь Крамского. Он и назвал её незнакомкой, потому, что это сборный портрет.

Егор Ежаров   22.08.2019 18:18   Заявить о нарушении
Название картины НЕИЗВЕСТНАЯ, хотя и мне привычнее НЕЗНАКОМКА:)
Я такое название в интернет-источниках видела. Например, здесь http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/kartina-inkramskogo-neizvestnaya/
История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.
...
Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

Солнце Моё   22.08.2019 19:02   Заявить о нарушении