Мысли о поэзии и поэтах, 2

Стихи – живые, они живут. Их рожают, как детей, с мучительной радостью, любят или не любят, понимают, не понимают… Неживые стихи – всё равно, что куклы резиновые, с ними - противно.

Стихи так же загадочны, как египетские пирамиды. В них тайн хранится не меньше…

Не понимаю такие стихи – ребус, кроссворд, который нужно, напрягаясь, разгадывать. Какая-то рассудочная игра…
Если сердце молчит, это всё что угодно, но не поэзия.

Бессовестные восхваления - огорчают.
Допускаю, что есть искренние мнения, отличные от моего. Поэзия разнообразна, как мир, и не одинаково воспринимается.

Есенин – любимый поэт, в моих ранних стихах его влияние чувствуется. Не считаю это большим грехом. У кого нет влияний? Так пусть уж будут хорошие!

Люди сильно любящие поэзию не могут не попытаться стать сами поэтами.

В поэзии – слушай сердце своё. Хорошие и плохие стихи есть и были всегда. Сегодня лучшее труднее найти – уже чуть ли не все пишут. Но это сделает время… с нашей общею помощью.

В каждой шутке есть доля правды. Если поэт изначально не считает себя гениальным, он всегда будет сочинять лишь пародии и поздравления к праздникам.

Это стихотворение не о природе – не описательное, оно об ощущениях человека. Природа внешняя к нам – относительна внутренней.
Просто зарисовки не интересны. Люблю природу живой, чувствовать сам или через призму чужих ощущений. Не описаний!

Подрабатывать юношеские стихи – любимое дело! С ними иногда удаётся возвращать первую свежесть мыслей и чувств.
Стихи о любви - вне времени. Читая их, про философию забываешь… Хочется уйти от неё, но не в суету буден, а именно к юношеским черновикам.

Неплохое стихотворение. Но, честно сказать, мне больше нравятся стихи, в которых в явном виде присутствует автор. Т.е. не описательные. Не просто перечисление, а пропускание природы через себя. Когда автор внутри природы рассказывает о своих ощущениях… А здесь автор – только в последней строчке. И вот она - самая живая в стихотворении!

«Бессмертные творения» пишутся настоящею кровью! А «стишки» можно писать чем угодно. Впрочем, не как угодно.

Поэтов губят не деньги, а редакторы и союзы.
Между прочим, почти все классики (за исключением Лермонтова) за стихи получали деньги. Но они не состояли в СП и сами редактировали свои сочинения.

Если над «стишками» не работать, они будут все – одноразовые.

Вы – «снаружи стиха»? Да, внутри него только автор. Сначала. А потом могут влезть в него и другие… если понравится и захочется.

Подлинные поэты самодостаточны. Внимание публики Поэзии только вредит.

В жизни – иная поэзия, чем в стихах. Бывает даже сильнее… Но это – реальность не запечатлённая, лишь на миг показывающая лицо своё избранным. Которые и призваны – попробовать запечатлеть!

Обманчиво ощущение, что можно написать текст любого размера. Поэзия не безразмерна.

Иногда перехожу с Музой на «ты»… Но это дело наше, интимное…

Что поделаешь? – Вдохновение! Слова откуда-то появляются и летят… пролетают! Только успеваешь записывать… Лёгкие сбои – от внутреннего волнения и переполнения чувств.
Не страшно, думаю!

В интимные вопросы посторонних не посвящаю. Но, раз уж ты посвятил мне это стихотворение, скажу доверительно. Только тебе.
Муза даёт… нет, дарит мне иногда… Вдохновение!

Да не за что благодарить. Нам с Музой это не трудно. Только удовольствие получили.
Привет Вам от Неё. Заходите… Чем можем – всегда!

Вдохновение, особенно, на первоначальном этапе – необходимо. Чтобы руда была побогаче. И с золотом, а не железом.

Музы ничего не боятся… так же, как и поэты!
Без Музы ничего стоящего не сделаешь…
Музу надо как следует промечтать. С большой силой поэтического желания! Которое, впрочем, и так всегда великО. Ну, а рядом с Ней - просто чудовищно!..

Каждый поэт – летописец… внутреннего мира народа.

В первоначальном варианте стих был ужасен. Но постепенно что-то стало выкристаллизовываться. Надеюсь, при этом сохранился запал юности, то мироощущение - только начинающего писать поэта.
Всем советую никакие свои стихи не выбрасывать. Что представляется мусором, может оказаться грязным алмазом, который надо отмыть и полировать. Убеждён, ни одно наше слово не возникает напрасно, просто иногда не сразу мы понимаем, что хотели сказать.
Стареет тело, душа – никогда. Писать начал в 16-ть. Тогда же и это стихотворение появилось…

Милое, доброе, грустное стихотворение. Профессионалы нашли бы в нём недостатки в целом и частностях. А люди просто любящие стихи – улыбнутся, настроение после прочтения поднимается.

Главное, чтобы отпивали, но тут же не выливали выпитое обратно.
Тошниловка – страшная вещь! В этом смысле каждый автор рискует, потому что реакцию всех читателей предугадать невозможно. Мне, например, не приходило в голову подобное осмысление стиха. А вот те – пожалуйста! Расширили сознание, большое спасибо! Буду думать…

Хорошее стихотворение – вечный источник, неиссякаемый. Можно пить бесконечно…
Решает – читатель, что ему делать с выпитым. Кристальный источник настоящей Поэзии замутнить невозможно… надолго.
И ещё. У каждого свой источник или бокал. Вот в него подливать и надо! Рецы, отзывы в этом раскладе - не совсем ясно что… Видимо, похвала вину, или наоборот. Смотри выше.

Прелесть! Очень понравилось. С наивностью трудно бороться, сказать даже нечего… Потому что о настоящей Поэзии не говорят, её трогают сердцем!

У меня нет «гражданских стихов», все – личные и лирические.
Вообще, «гражданственность» вносят в мир через себя. Навязывать её другим представляется мне - бесполезным, бессмысленным и некрасивым.
Стихи о любви – не гражданские разве? Вся поэзия Пушкина, Лермонтова, Есенина – не гражданская? Настоящие стихи все считаю гражданскими. А поделки всякие, опусы – происками врагов, людей неискренних и пустых.

Сплошь удачные строчки редко писать случается. Именно поэтому – переделываешь и переделываешь, всё, кажется, может лучше ведь получиться! И, действительно, иногда получается…
Правя юношеские стихи, возвращаешься в юность.
Без ощущения радости от редактирования бесполезно им заниматься. Найти новую хорошую строчку так же не просто, как новое стихотворение написать.

Заполнить сознание может всё что угодно. Однако лишь любовь к Родине делает из поэта - Поэта.

В «теорию поэзии» никогда сильно не заглублялся. Пишу на слух исключительно. А к «теории» обращаюсь только, если сильно достают «критики».
Я тоже долго считал твОей, мОей, тЕбя, мЕня и прочее - абсолютно нормальным и даже находил в таких ударениях некую сердечность и близость, интимность. Но потом незаметно отношение переменилось. Научился менять порядок слов без ущерба поэзии. Теперь неверные ударения и у других режут. Просто беда!
Автор – единственный творец и хозяин собственных произведений. Имеет право не только на удачи, но и ошибки – авторские… или, скажем так, свой особенный почерк. В нем, кстати, вся прелесть.
Ни на чем не настаиваю, естественно. Раз Вам замечания неприятны, попробую исходить исключительно из приятного.
А растём мы - все вместе, помогая друг другу. Так что тоже рассчитываю подрасти с Вашей помощью…

Как пишется, так и пишется… Не считаю необходимым добиваться стопроцентной оригинальности за счет снижения поэтических достоинств произведения. Всё равно все мы пересекаемся многократно и многомерно с прошлым и настоящим, сразу со многими авторами.

«Звезды последней» - инверсия, т.е. перестановка слов – существительного и определения. Без крайней необходимости это лучше не делать. Хотя и я, конечно же, иногда допускаю, как многие.
С ритмом тут всё в порядке. Менять не вижу причин.
«Колокольня» - главное, чтобы своя была, для своего звона. Ростом не меряемся. Любые замечания воспринимаю с искренней благодарностью, но решения принимаю сам. С редакторами, настаивающими на своём у меня никогда не складывались отношения. «Поэт себе сам высший судия».
Посмотрим конкретно.

В бесконЕчном лазУрном простОре
Свет послЕдней звездЫ ловлЮ.
Это счАстья раскИнулось мОре,
И я в нЁм по колЕно стоЮ!..

Т.е.
_ _ _’_ _ _’_ _ _’_
_’_ _’_ _ _’_ _’
_’_ _’_ _ _’_ _ _’_
_ _ _’_ _ _’_ _ _’
Во второй строке пропущен один слог. Это не страшно. Ударения все на месте.
Только без проблем, ладно? Давай все замечания будем рассматривать спокойно и обстоятельно. По справедливости!

Пишу на слух исключительно. Идеально правильные ритмы не терплю - так же, как гаммы. Мне нравятся пропуски ударений, слогов. Однако я строго соблюдаю ударения в словах. Именно так и надо читать все мои стихи. Тогда услышите музыку – ту же, что я.

Поэтическое «сиротство» проходит через всю нашу жизнь. Поэт одинок по определению. Он сочиняет и поёт всегда только свою песню.

Поэты обращаются друг к другу на «ты».

Убрать «замыленные» неточности и найти ещё несколько сильных строк – самое трудное!

На мой взгляд, есть существенная разница между стихами в прозе и прозой в стихах. «Стихи в прозе» всё-таки это стихи, когда в них поэзия есть, конечно…Только без размера и ритма. А вот «проза в стихах» это – проза, рифмованная и ритмованная. В ней наличествуют все формальные элементы стиха, за исключением одного – поэзии.
Но вот что такое «поэзия» люди понимают по-разному. До прямо противоположных мнений. Я высказываю сугубо свой взгляд и не претендую на объективность…
Поэзия – не математика, оперирующая абстрактными величинами. Доказательства в ней не логические, а чисто авторские, субъективные. С ними не обязательно соглашаться.

Править стихи – не означает их портить. Ни в коем случае! Здесь надо ОЧЕНЬ быть осторожным.

Самое трудное - не потерять искренность, не испортить и, при этом, поправить все ударения, рифмы и прочее! На это иногда годы уходят.
Если чувствуешь, что техника исправляется, но уходит Поэзия, не нужно ничего трогать. Сами по себе «хорошие рифмы» никому не нужны!
В данном конкретном стихотворении с ударениями – полный порядок. Если соблюдать в словах все ударения, получается удивительный, лёгкий и необычный ритм. Именно этим стихотворение и привлекает!
«Если в сердце тоска и уныние…»
http://www.stihi.ru/2002/02/09-209

Поэт всё рассказывает о себе своими стихами.

Поэты – дети, не захотевшие выродиться во «взрослых».

«Пишу для себя, печатаю ради денег». Так, вроде, говорил Александр Сергеевич Пушкин.
Сегодня за стихи денег не платят, «балы» дают. Ну, что ж… На них семью не прокормишь, конечно, но всё-таки… какое-то моральное удовлетворение. Или наоборот. Спортивный интерес, в общем. Недавно ещё и этого не было.
В Интернете поэзия превращается в любительский спорт. Одновременно, однако, оставаясь Поэзией, когда - настоящая.

Рифмы в моих стихах, действительно, частенько простые. Как у Лермонтова. Помнишь?
«Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть.
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить.»
И далее…
На мой взгляд, рифмы не должны быть заметны. Поэзия ведь не в них. «Хорошие рифмы» говорят только об уровне ремесла.
Может быть, даже настаивают на «сильных рифмах» наши враги, желающие из русской поэзии сделать кроссворд, технологический опусник.

Рифмам не придаю большого значения, для меня оригинальные рифмы – не самоцель. Важно, чтобы они не мешали восприятию поэзии стихотворения. Поэтому они должны быть, как бы сказать… самодостаточными и соответствовать целостности стиха, формы и содержания, которые, по сути, только лишь лист, где – Поэзия. Если Поэзии нет, что говорить о форме и содержании? А когда она есть, да, конечно, желательно, чтобы некие формальные правила соблюдались. Лист был бы качественным, целым и чистым. В смысле не испачканным чем-то сторонним. И вот на этом листе – Поэзия.

Поэты от остальных отличаются тем, что в душе остаются детьми с обнажёнными чувствами.

Часто случается, правишь технику, уходит поэзия, и наоборот. В таких случаях отдаю предпочтенье поэзии. Чисто субъективно, конечно, по-авторски.

Мы – зрители чужих страданий и творцы, исполнители собственных. Видно, когда клюквенный сок пытаются выдать за настоящую кровь. Но ведь мы не хотим, чтобы всё было залито кровью? Поэтому люди часто вынуждены играть. Не у всех получается… У меня, например, - с трудом. И у тебя, видимо, тоже. Это свойство поэтов…

«Зов неба»
http://www.stihi.ru/2003/05/28-413
Что сказать? Действительно, в этом четверостишии в первой строке лишняя стопа, два лишних слога. Но, мне кажется, иногда можно, а может быть, даже и нужно прерывать абсолютно правильное течение ритма, делать некоторые акценты, разбивающие стихотворение на смысловые или другие какие-то части.
Здесь как раз такой случай. В первых 4-х четверостишиях идут размышления и вопросы, потом пауза и конкретное разрешение ситуации. В качестве таковой паузы и служат два лишних слога. Здесь надо задержать дыхание, снизить темп и читать эту строку медленнее. Думаю, прочитай я тебе на слух стихотворение, ты бы со мной согласился.
Формально ты прав. А по существу я с тобой здесь не согласен
В стише есть шероховатости, над которыми стоит ещё поработать, но это место мне видится таким именно.
Не восприми этот мой текст только в том смысле, что я не терплю критики и никогда с нею не соглашаюсь. Ни в коем случае!!!!! Весьма тебе благодарен за конкретику и всегда буду ей рад.

Как рождаются в нас стихи, наверное, знает лишь Бог.

Каждый человек, если не болен, должен себя содержать материально. И не только себя, но и ещё кого-то из ближних. Кто не может сам себя обеспечивать вряд ли других научит хорошему.
И поэт тоже - не исключение.
Больше 30 лет пишу стихи, и никогда не получал за них деньги. Один только раз, очень давно и немного. Безусловно, это неправильно, несправедливо. Любой труд должен вознаграждаться.
Но… иногда награду даёт нам Бог в лице – вдохновения, откровения, счастья… Эта награда – несоразмерная с денежной.
А обществу когда-нибудь станет стыдно, что оно не отвечает поэтам, можно сказать, сгорающим на работе своей ярким пламенем, именно при их жизни хоть малою благодарностью!

______________________________

Поэт и Поэзия. Пьеса, стихи, эссе, афоризмы / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3452/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/ujui


Рецензии