742.. О некоторых вопросах стиховедения

Спасибо, Андрей, за оперативный и аналитический отклик. Вы подняли важный вопрос о "красивостях", я неоднократно об этом вспоминал. Нужно будет его рассмотреть в каком-либо из мини-исследований. А Вы, возможно, поможете в усовершенствовании выводов. Конечно, мы не первые. Немалое количество стиховедов и других исследователей касалось разных областей… Однако немало тем замалчивалось; оставались  запретными, табуировались некоторые важные (возможно, основопологающие) вопросы.

Теперь о словоформах… Спору нет, без повтора не обойтись. (Если, конечно, не ставить перед собой подобной комбинаторной задачи в относительно небольших формах.) Да и зачем обходиться? Но повтор повтору рознь. Иногда в собственных стихах находишь такое скопление повторов словоформ или даже (идентичных) словосочетаний, что начинаешь править. Потом, как обычно, сравниваешь. И ведь удаётся заменой этих повторов зачастую сделать лучше, качественней. Это, в случае надобности, подтверждают (впрочем, в некоторых случаях могут и оспорить) и относительно независимые эксперты в лице близнаходящихся или дистанциированных талантливых литераторов, филологов не для галочки, продвинутых читателей, с которыми общаешься. Добавлю по этой внутренней подтеме: качество умения сравнивать "лучше-хуже" (касательно своих стихов в первую очередь) важно в себе развивать, помогая себе небольшими "временнЫми выдержками" и разнообразными аналитическими инструментами, а именно: анализом своей рифмосистемы; наблюдением  ритма своих стихов, вычленяя разнообразные его сбои, именно сбои-огрехи, а не стороны ритмического разнообразия (о метрических ошибках не говорю, ибо предполагается, что у достигшего определённого версификационного уровня литератора таких оплошностей уже нет, но могут иметь место специальные "аритмии", разностопность, разноразмерность, наличие слов в стихе слов со скрытым слогом, типа "вихрь", "рубль" и прочее), к сбоям ритма можно отнести скопления односложных слов, неудачные, необусловленные смыслом стиха, (достаточные для негативно-однообразного звучания) фрагменты чистого ямба или хорея, неудачные словостыковки - либо труднопроизносимые, либо приводящие к появлению дополнительных "фантомных звучаний", вплоть до табуированной лексики, и многое другое по ритму. К аналитическим инструментам отнесём и проверку лексико-семантической сочетаемости слов в стихах на предмет выявления неуместных, неудачных и (у начинающих или "нетрадиционных" авторов иной раз и нелепых, и диких) сочетаний слов, эпитетов (и т.д.), но важно не путать эти сбои с необычными поэтическими находками. Перечислять подобные инструменты можно, пожалуй, ещё долго, параллельно углубляя подробности. К этому тоже можно вернуться.

По теме, т.к. в сущности и повлекло возникновение этого произведения-рассмотрения: http://www.stihi.ru/2017/09/01/713 , ещё по теме, продолжение: http://www.stihi.ru/2017/09/01/3890


Рецензии
Серьёзную тему подняли, Гавриил. Да, некоторые небольшие твёрдые формы, как раз и построены на основе повторов слов, словоформ, строк /рефрен/, например триолет, рондо, рондель. Безусловно, в стихах, не относящихся к вышеперечисленным формам, необходимо избегать повторов, изобилие которых обедняет стихотворение. В классическом сонете повторы "запрещены":) каноном. Но есть одно большое "НО":))
Чтобы достичь результата в чём-либо, и в стихосложении в том числе, необходимо работать над своим творением. Работать вдумчиво и кропотливо. А у нас как получается, в основной массе: я пишу душой; как написалось, так и опубликовал; редактировать ничего буду; и так неплохо; и так далее, и тому подобное. Несмотря на то, что в качестве примера Вы (может быть пора перейти на ты) рассматривали раннее стихотворение Пушкина, он очень серьёзно относился к работе над словом. Я как-то видел фотокопии его черновиков. Они практически все были исчерканы. Сегодня же всё делается быстренько. Тысячи произведений!!! И когда же над ними работать? К слову сказать, Есенин написал где-то 400 стихов и 40 поэм.

Перефразируя вождя мирового пролетариата: работать, работать и работать:))

Андрей Данов   01.09.2017 18:14     Заявить о нарушении
Андрей, ты абсолютно прав, в массе своей современный автор не привык качественно работать над текстом. Добавлю, что и привычное чтение у большинства авторов не обустроено мало-мальски хорошо. А уж что анталогии наши зачастую некачественно составлены, сборники классиков вредительски ослаблены, об этом, вообще, едва ли десятый читатель задумывался. А ведь, что едим, так и растём. Подобные моменты гигантомании бывали и ранее, например, в 17 веке, ещё в пору силлабики, писали вирши по 20 тысяч стихов и более. Многие писали. Но сейчас, конечно, больше пишущего народу. ))

Гавриил Тишков   01.09.2017 21:02   Заявить о нарушении