742.. О некоторых вопросах стиховедения
Теперь о словоформах… Спору нет, без повтора не обойтись. (Если, конечно, не ставить перед собой подобной комбинаторной задачи в относительно небольших формах.) Да и зачем обходиться? Но повтор повтору рознь. Иногда в собственных стихах находишь такое скопление повторов словоформ или даже (идентичных) словосочетаний, что начинаешь править. Потом, как обычно, сравниваешь. И ведь удаётся заменой этих повторов зачастую сделать лучше, качественней. Это, в случае надобности, подтверждают (впрочем, в некоторых случаях могут и оспорить) и относительно независимые эксперты в лице близнаходящихся или дистанциированных талантливых литераторов, филологов не для галочки, продвинутых читателей, с которыми общаешься. Добавлю по этой внутренней подтеме: качество умения сравнивать "лучше-хуже" (касательно своих стихов в первую очередь) важно в себе развивать, помогая себе небольшими "временнЫми выдержками" и разнообразными аналитическими инструментами, а именно: анализом своей рифмосистемы; наблюдением ритма своих стихов, вычленяя разнообразные его сбои, именно сбои-огрехи, а не стороны ритмического разнообразия (о метрических ошибках не говорю, ибо предполагается, что у достигшего определённого версификационного уровня литератора таких оплошностей уже нет, но могут иметь место специальные "аритмии", разностопность, разноразмерность, наличие слов в стихе слов со скрытым слогом, типа "вихрь", "рубль" и прочее), к сбоям ритма можно отнести скопления односложных слов, неудачные, необусловленные смыслом стиха, (достаточные для негативно-однообразного звучания) фрагменты чистого ямба или хорея, неудачные словостыковки - либо труднопроизносимые, либо приводящие к появлению дополнительных "фантомных звучаний", вплоть до табуированной лексики, и многое другое по ритму. К аналитическим инструментам отнесём и проверку лексико-семантической сочетаемости слов в стихах на предмет выявления неуместных, неудачных и (у начинающих или "нетрадиционных" авторов иной раз и нелепых, и диких) сочетаний слов, эпитетов (и т.д.), но важно не путать эти сбои с необычными поэтическими находками. Перечислять подобные инструменты можно, пожалуй, ещё долго, параллельно углубляя подробности. К этому тоже можно вернуться.
По теме, т.к. в сущности и повлекло возникновение этого произведения-рассмотрения: http://www.stihi.ru/2017/09/01/713 , ещё по теме, продолжение: http://www.stihi.ru/2017/09/01/3890
Свидетельство о публикации №117090103517
Чтобы достичь результата в чём-либо, и в стихосложении в том числе, необходимо работать над своим творением. Работать вдумчиво и кропотливо. А у нас как получается, в основной массе: я пишу душой; как написалось, так и опубликовал; редактировать ничего буду; и так неплохо; и так далее, и тому подобное. Несмотря на то, что в качестве примера Вы (может быть пора перейти на ты) рассматривали раннее стихотворение Пушкина, он очень серьёзно относился к работе над словом. Я как-то видел фотокопии его черновиков. Они практически все были исчерканы. Сегодня же всё делается быстренько. Тысячи произведений!!! И когда же над ними работать? К слову сказать, Есенин написал где-то 400 стихов и 40 поэм.
Перефразируя вождя мирового пролетариата: работать, работать и работать:))
Андрей Данов 01.09.2017 18:14 Заявить о нарушении
Гавриил Тишков 01.09.2017 21:02 Заявить о нарушении