Ян Пейнас... Забытые имена
Нидерландские романисты 16 века оказали неоценимую услугу для своих последовате-
лей - мастеров начала 17 столетия. Изучение и копирование итальянского искусства
эпохи Возрождения, которое они культивировали, стало в 17 веке одним из составных
элементов хорошей школы живописного мастерства, а поездки в Италию - доброй тради-
цией. Именно через романистов великие достижения мастеров Италии пришли на север Европы, оказав влияние на формирование всего стиля 17 века. Ян Пейнас (1583-1631)
был одним из первых художников начала этого столетия,которые поехали из Голландии
в Италию, но уже не с чувством слепого преклонения перед гениальным искусством, а
с желанием творчески переосмыслить увиденное, соотнести с национальными традициями.
Ян Пейнас и Питер Ластман, будущие учителя Рембрандта, застают в Риме если не са-
мый расцвет искусства, то апогей теоретической борьбы между художниками различных
направлений. Маньеристы во главе с Федериго Цуккаро ведут постоянные споры с так называемой "Болонской Академией", возглавляемой братьями Карраччи, проповедующий академический стиль. Совершенно иное направление представляет Караваджо со своим
земным, несколько грубоватый реализмом. Среди многообразия художественной жизни
возникает и немецкий живописец Адам Эльсхеймер, увлекающийся многих художников живописными экспериментами в области освещения. Обилие направлений, манер, теорий
и наконец индивидуально стай обрушивается на молодых голландских художников. Но,
даже находясь в самом центре кипящих страстей, они сумели воспринять необходимое
и отбросить ненужное. Более всего их привлек академизма братьев Карраччи, давший
им возможность ощутить мивое соприкосновение с классическими традициями и образцами. Следуя во многом пути своих предшественников - романистов, они обратились к мифологической и библейской тематике.
Интересно отметить, что исторический жанр не получил дальнейшего развития в сере-
дине 17 века. К тому времени расцвели пейзаж, портрет, бытовой жанр и натюрморт.
Однако уже Пейнас и Ластман стремятся в своих историков мифологических и религиозных композициях к самостоятельности и своеобразию. Так, вместо академи-
чешской идеализации в их картинах появляется наивной реалистическое восприятие
действительности, а вместо мистической фантазии Эльсхеймера - скурпулезная наблюдательность.
И в композиции, и в изображении отдельных фигур Ян Пейнас в своих картинах следует
классическим образцам. Он мастерски передаёт движение, пространство и перспективу.
Все вычислено и вымерено. Но эта рассудочность как бы уравновешивается живописной
манерой Яна Пейнаса. Художнику удаётся создать в картине единый колорит. Тёплые
тона, в которые погружена вся сцена, становятся носителями определённого настроения, а солнечные лучи в буквальном смысле "освещают" психологическую и
эмоциональную связь персонажей. Рациональная композиция превращается в живую
реальную сцену. В исторических полотнах Яна Пейнаса со всей силой проявляются
успехи художника в изучении и познании конкретной действительности, его тяга к освоению окружающего мира. Он ищет простых сюжетов, хотя ещё не решается сделать их центральным мотивом своих картин. В выборе крестьянской тематики проявляется
и демократическая настроенность мастера, которая будет свойственна всей голландской живописи 17 века, и своеобразный вызов аристократическому маньеризму.
В этом фрагменте угадываются острая наблюдательность и живость восприятия, которые, к сожалению, мастеру так и не удалось реализовать в чисто жанровых кар-
типах. Дифференциация на жанры произойдёт несколько позднее, а пока мы имеем дело
со своеобразным синтезом пейзажа, портрета и бытовой сцены. Однако Ян Пейнас де-
даёт несомненный шаг вперёд, наделяя реальной жизнью исторический сюжет. Так он
открывает путь великому Рембрандту.
@
Свидетельство о публикации №117083006778